Vladimir Nersesyan

Памяти Владимира Нерсесяна

Алевтина Новикова

Сегодня сорок дней как ушел из жизни Владимир Нерсесян. Ему было всего пятьдесят два. После того как врачи поставили диагноз «онкология», ему оставался неполный год – для надежд, размышлений, семьи, работы, борьбы и смирения…

За ним по пятам ходила репутация «неуживчивого», «выносящего сор из избы», «не умеющего выстраивать отношения». Владимир и в самом деле был неудобен, поскольку в жизни ему не нужны были чьи-либо санкции для поступков, руководствовался лишь собственным здравым смыслом и побуждениями.

Всю жизнь он строил себя, свой духовный мир – получил несколько образований (историк, режиссер, искусствовед), неустанно что-то изучал, конспектировал, собрал огромную библиотеку, в которой все читано и обдумано. Шпенглера и Льва Гумилева он «поглощал», как иные – детективы.

Vladimir Nersesyan

Его отличало неуемное любопытство к жизни. Интересовало всё – политика, философия, искусство, футбол, люди – все-все! – и, конечно, театр, с которым в Костроме у него были, скажем мягко, непростые отношения. О театре любил писать чрезвычайно, но был категорически против комплиментарных рецензий. Его разбор театральных постановок отличался взыскательностью и аналитичностью.

Уже в свой последний земной год вместе с Анатолием Жаданом, незаурядным актером без работы (умер днем позже Владимира), обсуждали проект спектакля на двоих, где в героях была бы поэзия Пушкина и Лермонтова. А как он мечтал о своей театральной студии!

Последнее место его работы – костромская коммунистическая газета «Что делать?». Все, кто читал ее в «нерсесяновский период», не могли не отдать должное ее остроте, полемичности и высокой интеллектуальной планке. Он был убежден, что пришло время неполитической политики и лобовая «агитация за советскую власть» малопродуктивна.

Журналистская профессия была по нему. Не уставал и тут учиться: сурово кроил собственные материалы по многу раз, осваивал новые жанры. Ему очень хотелось писать и быть услышанным…

По жизни на редкость непрактичный: капиталов не заработал. Зато «Капитал» Маркса изучил досконально. Знал недели и месяцы впроголодь. Азарт до жизни порой сменялся сокрушительными сомнениями в собственной надобности. Воскрешала его работа, ее наличие. Без конкретного и важного для себя дела он не мог жить. Была ли невостребованность для него драмой? Несомненно.

Удивлялась порой его безоглядной искренности. «Володь, да зачем так-то про себя?» – спросила однажды, когда он в очередной раз «отвесил себе оплеуху». «А чтоб не было пути к отступлению», – ответил.

Незадолго до своего ухода он принялся перечитывать «Войну и мир» Толстого. Сказал, что ему представляется сейчас интересным художественное постижение истории. С любимой женщиной и годовалой дочкой он попрощался до того, как «скорая помощь» стала приезжать трижды в день. Они до последнего были рядом с ним.

Из сочинения, написанного Владимиром Нерсесяном за одну школьницу, учительницу которой никак не устраивали ее прежние раскрытия темы – «Ум и глупость в комедии Грибоедова»:

«Эти люди (фамусовское общество. – А.Н.) сосредоточены на составлении себе благополучия и ничем больше, кроме цели расположить к себе людей, от которых зависит их “счастье”, не озабочены. И тогда невольно задумываешься: а может ли принести ум счастье? Ум невольно становится причиной того, что мы замечаем недостатки в нашей жизни и вынуждены или делать вид, что не видим их – и так поступают представители фамусовского общества, – или отвергать эту фальшивость, но тогда в глазах остальных фальшивым выглядишь сам. В любом случае это делает жизнь невыносимой. Поэтому быть умным – несчастье».

Северная правда. – 2003. – 15 апреля. – С. 8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.