Evgeny Nikitin

Памяти отца Евгения Никитина

Роман Семенов

На чтениях памяти П. А. Флоренского и В. В. Розанова, проходивших в Костроме в мае 1992 года, мой старый добрый знакомый Дмитрий Геннадьевич Крылов представил меня человеку, о котором я уже был наслышан ранее. И запомнилась почти постоянная улыбка на лице отца Евгения, доброжелательная и как бы чуть виноватая, извиняющаяся. С этой улыбкой он выступил и с кафедры с докладом о В. В. Розанове. Но как-то так получилось, что доклад его был более не о Розанове, а о жизни и смерти в общем смысле. И поразил меня этот доклад не очень мне понятным тогда оптимизмом, если уместно здесь это слово. О Розанове, однако, отец Евгений говорил потом часто. Его сущностные суждения об этом сложной души земляке нашем напечатаны были в областной молодежной газете. Несмотря ни на какие «тяжбы» Розанова с «самим Богочеловеком», отец Евгений считал его «нашим», то есть человеком вполне религиозным по сути своей. Слово «наш» отец Евгений употреблял в отношении к известным людям, например, к А. Платонову, вкладывая в это слово не внешний биографический, а внутренний, мистический смысл.

Религиозно-философские чтения
Религиозно-философские чтения «П. А. Флоренский. В. В. Розанов». Зал Костромского духовного училища. Первый слева – В. Г. Сукач, у двери – о. Евгений Никитин. 25 мая 1992 г. Фото А. Анохина

Позднее, лучше узнав отца Евгения, я никак не смог бы назвать его радостным человеком, оптимистом, но и тем более не смог бы зачислить его в категорию унылых, тем паче нытиков. Это был внутренне и внешне человек уравновешенный, и хотя прорывались в беседах жалобы как на общее, так и на личное неустройство, но не были они фоном беседы, не вызывали того досадного настроения, когда поток жалоб замыкает уста собеседника. Догадывался часто, что многое переживалось им без выноса наружу, к людям, и с Богом он беседовал куда больше, чем с людьми, в долгие наши зимы, находясь, помимо храма, часто один в своей избе.

Далека дорога пешая до Спас-Верховья, заметает зимой косогоры и переходы, короток день зимний. А весной, да, бывало, и осенью, разливается пойма речки Шачи, так что и в высоких сапогах не всегда проберешься. И все это сильно затрудняло поездки в Спас-Вер­ховье. Да бесконечные дела хозяйственные в деревенском житье-бытье. Их не сочтешь и не спланируешь.

Evgeny Nikitin. The village of Spas-Verkhovye
о. Евгений. Спас-Верховье. Из архива М. Веселова

А летом на подворье у отца Евгения было людно. Гости из Костромы, из других мест, разные гости, преимущественно молодые, прихожане из окрестных деревень, соседи. Но решительно отсекал он любопытствующих туристов, желающих пообщаться с ним помимо церкви. Не раз заставал я молодых его друзей, точнее сказать, паству его в серьезных с ним беседах, в советах по личным делам. И стены церкви как бы раздвигались, вбирая в себя и дом священника. Какова была материальная сторона жизни отца Евгения в Спас-Верховье? А вот всего один штрих. Приехав в прошлом году в начале лета, поинтересовался я, каким образом заготовил он эту кучу дров (кубов тридцать) для дома да и для церкви, кажется. «А так вот, пришлось валить дерева в лесу одному ручной пилой». Правда, к следующей зиме друзья помогли ему: появилась в доме пила механическая.

И как-то вся усадьба за последний год лучше обустроилась. Новый забор, крыша подремонтирована, подсобный аккуратный сарайчик появился — все вроде к жизни. Да вот… Ничего в нем не было от слабого, болезненного человека. Сухощавый, одевался легко, ходил по требам в дальние деревни, ходил часто босиком, купался по утрам в реке. Единственно, что слышал однажды от него, как впервые прибегнул к сердечным лекарствам, когда обокрали храм — упал в обморок. А храм обкрадывали дважды…

И всего-то в течение двух с половиной лет наезжал я раза по три в год в Спас-Верховье. А кажется, произошло так много всего со времени первой встречи. Так насыщены были эти посещения Христо-Рождественского храма и его настоятеля чем-то важным, существенным, чего, казалось, нигде более нельзя было получить. Душевно щедрый человек, отец Евгений отдавал свои знания, свой опыт, свою веру не в длинных отстраненных наставлениях, а исподволь, в искреннем общении. Не боялся он никаких вопросов, но досаждался мелкими, суетными заботами.

Evgeny Nikitin in the temple
В храме. Из архива В. Сабанина

Иногда терзали мы, прихожане, его, требуя непременного разрешения наших личных проблем, или вопросов государственного недоумства, или сложных, непонятных мест из святоотеческого наследства, богословия и философии. Каково священнику, живому чело­веку, а не ходячему справочнику, было все это выдерживать, терпеливо разъяснять, давать соответствующие книги — я только сейчас по-настоящему, может быть, оцениваю. Оцениваю ничем не регламентируемый труд ума и души, труд всей нервной организации, труд выдержки и снисхождения к слабостям человеческим. Такова служба пастыря душ, служба священника, каких так еще мало в нашей провинции, захиревшей, заброшенной, пренебрегаемой.

Procession. August 10, 1994
Последний крестный ход на Смоленскую 10 августа 1994 г. Из семейного архива М.Ф. и Н.В. Мухиных

И так шло к нему это ласковое русское слово «батюшка», с которым обращались к нему молодые его почитатели Рустам, Сергей, Михаил — всех имен не упомню, — с которыми, кроме веры, связывал его и общий профессионально-художнический интерес. Выпускников Костромского худграфа чаще других можно было видеть среди его помощников и гостей. И Володя, сосед по селу, мастер на все руки, опытный огородник, появлявшийся в доме отца Евгения то со свежей рыбкой, пойманной в Шаче, то с какой-нибудь починкой, молчаливый, деловитый, и супруга Володи, неизменно доброжелатель­ная женщина, — все эти люди вместе составляли частое его окружение. Незримые нити доброжелательства соединяли нас в какой-то общий неформальный союз. Не знаю, можно ли этот союз назвать христианской общиной или православным братством — слишком обязывающие названия, да и разбросаны все по разным местам жительства, — но ясно одно: притягивала нас всех друг к другу незаурядная личность священника Евгения Никитина.

Не попал на похороны отца Евгения, не сумел вовремя собраться и добраться, приболел, как назло, не смог отдать последний долг — горько в душе, сиротливо в округе при сознании невосполнимой потери. Совсем свежа в памяти последняя встреча всего-то за четыре дня до его скорой смерти. Два вечера в беседах, за чаем, с книжками стихов в руках, с длинными разговорами о жизненных путях. Отец Евгений и ранее мне говорил, что мистические настроения были в нем с детства, несмотря на несоответствующее окружение. Потом обычная молодость с ее увлечениями затмила эти настроения, добрый круг друзей и… неожиданное обращение одного из них, старшего по возрасту, к Истине. Глаза открылись. Дальнейший путь был предрешен.

Мне сейчас нет-нет да приходит в голову странная и горькая мысль: он умер, потому что захотел умереть. Нет, не наложение рук, не всплеск скрытой болезни, а долго вынашиваемое желание: здесь плохо, неясно, тьма египетская, там, там прояснение, свет там… Я уже упоминал его живое выступление на конференции. Он сказал тогда, что вера избавляет нас от страха смерти. Это было сказано не в натуге, не в повторении вычитанного, а с открытым лицом, в состоянии верующей души.

Позже он говорил мне, что сельская Россия, наша северная Россия, представляет собою унылое кладбище. Но сам-то он не сбежал к «цивилизации», в город, а прослужил в отдаленном Спас-Верховье десять лет. Хотя мог бы, конечно, выехать и устроиться в более людных местах. Когда в 92-м году в селе Толпыгине, куда мы, участники чтений, выехали для посещения храма, где в начале века служил отец Павел, отца Евгения окружили московские литературные дамы, и одна из них спросила: как же вы там, в этой глуши живете, вы, кандидат богословия, культурный человек, и что будет, когда перемрут ваши старушки, ваша паства, он ответил кратко: «И я умру», — с неизменной, слегка извиняющейся улыбкой.

Evgeny Nikitin and Mitrevna
о. Евгений и Митревна. Из архива М. Веселова

Старушки его пережили. Соседка его, за девяносто, кое-как с помощью добрых людей добирается до храма, прикладывается губами к иконам, к святыням. Он ушел раньше. Зачем? Нам остается только гадать. В «Старосветских… » у Гоголя старик у могилы своей старухи спрашивает задумчиво: «Зачем?» «Зачем это?» — кричит весь свет и ответа здесь не находит.

Северная правда. – 1994. – 26 ноября. – С. 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.