Сокеркино. История аэродрома в районе гор. Костромы

Сокеркино. История аэродрома в районе гор. Костромы

Как бы это странно не звучало, но даже в таком скверном деле, как война есть созидательный аспект. На нашем костромском материале подтверждением этой мысли стало сооружение местных «воздушных ворот», ныне – аэропорта «Сокеркино».

«Совершенно секретно. Председателю комитета обороны гор. Костромы

На вновь организованное Управление аэродромного строительства НКВД СССР по Ярославской области (напомним, что Костромская область появилась на карте страны лишь в сентябре 1944 года, в рассматриваемый период наш город являлся районным центром – авт.) решением Комитета обороны СССР возложено строительство базисного аэродрома в районе гор. Костромы (прежн. Никольский сельсовет).

Для организации данного строительства в установленный, весьма сжатый срок, необходимо использовать в первую очередь все материальные ценности и ресурсы, находящиеся в гор. Костроме и Костромском районе… установлено, что мобилизация выявленных местных ресурсов может оказать строительству весьма значительную помощь и, безусловно, ускорить начало строительных работ на площадке…

Управление аэродромного строительства просит Комитет обороны гор. Костромы принять соответствующее решение по вопросам, изложенным в приложении.

Зам. нач. Управления, капитан госбезопасности Глушанин. 9 апреля 1942 года».

Перед нами текст документа, который, скорее всего, следует подшивать в папку исторических бумаг Костромского авиапредприятия под № 1. Заметим лишь, что смысл выражения «базисный аэродром» не совсем ясен. Надо понимать, что помимо приема и отправки бортов, здесь предполагалось постоянное расположение военных авиачастей.

Давайте заглянем в то самое «приложение», упомянутое в документе, представляющее собой длинный перечень вопросов по организации строительства, требующих немедленного решения. Среди них: «выселение живущих из деревни Сокиркино со всем имуществом», на что дается, представьте, трое суток! Далее, в течение 10 дней требуется установить два телефона, обеспечить изготовление палаток для 1500 человек, выдать 1000 кубометров пиленого и круглого леса, полторы тонны гвоздей и 15 тысяч штук красного кирпича. Предусмотрено все – от походных кухонь и посуды на 2000 строителей, до тюфяков и одеял, от простого шанцевого инструмента до оборудования, автомашин и тракторов. И все это следовало поставить, в среднем, в течение декады…

Аэродром был построен в 1944 году, но ни оборонного, ни наступательного значения он уже, практически, не имел, линия фронта к тому времени откатилась далеко на запад. И все же в ноябре месяце «свежая» взлетно-посадочная полоса (ВВП) приняла-таки первый самолет. Это был «ПО-2», многоцелевой (но не слишком военный) биплан, также прозываемый в народе «кукурузником», который прилетел из Москвы и оставлен здесь для эксплуатации. Было создано звено «Московского авиаотряда».

Здание костромского аэропорта до реконструкции 1957 года.

Первоначально здесь трудились, в основном, военные летчики-отставники, которые на нескольких «ПО-2» занимались перевозкой почты и грузов, спасением тяжелобольных людей, позднее привлекались к сельскохозяйственным работам. Затем парк пополнился самолетами марки «АН-2», после еще и вертолетной техникой, а летный состав – гражданскими авиаторами. Параллельно строился зал ожидания и другие, в том числе хозяйственные, здания.

Костромской аэропорт.
1963 г. Костромской аэропорт.

Костромской аэропорт знавал лучшие времена, в 60-е годы пассажиропоток достигал 1300–1400 человек в день, в штате отряда числилось около 100 пилотов. Позднее отсюда на машинах «ЯК-40» и «Л-410» совершались перелеты в более чем десяток городов СССР и даже по международным линиям. Ныне на самолете марки «АН-26» выполняются лишь регулярные (в Санкт-Петербург) и чартерные рейсы.

В настоящее время на территории транспортного узла базируются авиапредприятие и аэроклуб ДОСААФ. Но, если хотите, как напоминание о давно минувшей Великой Отечественной войне, аэродром «Кострома (Сокеркино)» с характеристиками ВВП – 1700 метров длиной и 50 шириной, хоть и используется гражданской авиацией, по-прежнему остается в списке военных аэродромов воздушно-космических сил России.

Пресс-служба Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО)

2 комментария для “0

  1. Совсем забыли про историю ДОСААФ СССР. С 60 годов прошлого века на аэродроме Сокеркино распологался Учебный авиационный центр ДОСААФ. Летное обучение проводили на учебно тренировочных самолетах УТИ МиГ-15 и боевых истребителях МиГ-17. Летное обучение проходило 4 дня в неделю, по 2 летные смены! В 90х годах на смену советским истребителям поступили чехословацкие L 29.
    11 ноября 1992 года на аэродроме Кострома (Сокеркино) прземлились первые вертолёты полка, выводимого из Германии (ФРГ)
    За время своего базирования на костромской земле вертолетный полк неоднократно участвовал в миротворческих миссиях и контртеррорестических операциях. За это время личный состав полка приобрёл огромный боевой опыт, не потерял ни одного вертолёта и тем более ни одного военнослужащего!
    Не смотря на боевые заслуги и то, что основной состав летного и технического персонала составляли высококлассные специалисты, полк был расформипован в 2001 году

  2. В конце 40-х гг. на этом аэродроме базировался истребительный полк, в числе первых перевооруженный на реактивные самолеты ЯК-15 и МИГ-9. Летом 1950 г. он был переброшен в Приморский край, а оттуда вскоре на китайско-корейскую границу — там шла война. Семьи летчиков жили недалеко — у Сусанинского тракта. Но наша семья жила в лесу, в нескольких сотнях метров от аэродрома, в крохотном деревянном домике недалеко от аэродрома. В школу приходилось ходить через ВПП и деревню Сокеркино. Школа (4-классная) располагалась на пригорке за деревней,все 4 класса сидели в одном помещении, и учительница по очереди занималась сразу со всеми…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Здравствуйте Сергей. Информация об авторстве проекта часовни взята из книги. Перечень основных проектных и научно-исследовательских работ, выполненных в 1958–1993 гг.…

  2. Что за недостоверная информация? Да ещё и на первом месте в интернете ? Проект часовни был разработан И. Ш. Шевелевым.…

  3. Власти просто ждут, пока советские названия не наберут больше календарного стажа, чем досоветские. Тогда оне (власти) на призывы энтузиастов подбоченятся…

Рейтинг лучших букмекеров beting-rating.ru бонусы и акции букмекерских контор.