Белоус М.А.
Костромскими полками, которые участвовали в Отечественной войне 1812 года, можно назвать три полка, которые имели название по городам Костромской губернии, а так же Украинский пехотный полк, сформированный в 1799 году в Костроме под названием мушкетёрского генерал-майора Берха полка.
Но так как два из них Галичский (формирования 1811 г.) и Украинский полк в силу того, что оно входили в состав Дунайской армии, не принимали активного участия в боевых действиях, в данной статье будет рассказано о судьбе только двух полков: Костромского и Галичского (формирования 1803 года).
16 мая 1803 года в Севастополе из рот отделённых от разных полков сформирован Галичский мушкетёрский полк. До начала Отечественной войны полк принимал участие в австро-русско-французской войне 1805 года, в сражении при Аустерлице полк потерял 1100 человек из имевшихся в строю 1479, кроме того он утратил все свои знамёна. В тоже время к чести военнослужащих полка необходимо отметить, что в декабре того же 1805 года М.И. Кутузов доложил Императору Александру I о том, что фельдфебели Никифор Бубнов, Селивёрст Куфаев и унтер-офицер Иван Волков вынесли, сбежав из французского плена знамёна батальонов, а фельдфебель Александр Андреев – кисти и копьё. Эти знамёна были возвращены в полк, но через пять лет, в октябре 1810 года полк лишился и этих знамён, ибо он был преобразован в 38-й егерский, а полки лёгкой пехоты, к которым относились егеря, полковых знамён не имели.
В литературе можно иногда встретить мнение, что в 1810 году часть полков были преобразованы из мушкетёрских в егерские в качестве наказания. На мой взгляд, это неверно, ибо увеличение количества егерских полков проводилось для сбалансирования структуры пехоты. Было принято решение о введении единых штатов пехотных дивизий, которые должны были состоять из трёх бригад двухполкового состава: две бригады пехотные и одна егерская. При этом в число преобразованных попали полки, которые входили в дивизии, подлежащие расформированию в ходе реформы.
После преобразования в егерский полк участвовал в войне с Турцией и участвовал в блокаде турецких войск у Слободзеи. При этом два батальона егерей в составе войск генерала Маркова совершили рейд на правый берег Дуная, что позволило полностью блокировать турецкие войска, переправившиеся на левый берег.
29 августа 1805 года состоялся высочайший приказ о сформировании Костромского мушкетёрского полка. На его формирование были направлены 6 рот Великолукского мушкетёрского полка и по одной роте Вильмандстрандского и Кексгольмского гарнизонных батальонов с добавлением рекрут.
Полк формировался в городе Слониме Гродненской губернии первым шефом полка генерал-майором князем Алексеем Григорьевичем Щербатовым.
Вскоре после окончания формирования полк был включён в состав войск, назначенных для участия в боевых действиях против французских войск в Пруссии. Боевое крещение полк получил в сражении при Голымине 14 декабря 1806 года. Полк с 4-мя орудиями под командованием князя Щербатова занял лес на левом фланге русских войск. В полку не было ни одного офицера или солдата, участвовавшего раньше в боях. Встретив французских стрелков, полк побежал. Со знаменем в руках князь Щербатов бросился навстречу французам, и полк последовал его примеру. Щербатов приказал расставить знамёна на батальонных расстояниях, и солдаты примкнули к ним. Быстро восстановленный порядок доказал, что смятение произошло от неопытности. Устыдясь мгновенного смятения, костромцы дрались весь день как львы. За это сражение шефу полка князю Щербатову пожалован орден св. Георгия 4-й степени.
25 января 1807 года в бою при дер. Гоф полк с князем Щербатовым во главе отразил три атаки французской кавалерии, прогоняя неприятеля батальонным огнём. После каждого отражения полк отступал по команде и с барабанным боем. А коль скоро французы приближались, по дроби, развернувшись во фронт встречали их огнём. Сей подвиг, правда, с большим успехом был повторён 27-й пехотной дивизией в августе 1812 года под Красным. Но здесь полк был смят отступавшими изюмскими и ольвиопольскими гусарами и преследовавшими их французскими кирасирами. Вся туча всадников ворвалась в каре полка. «Я имел прискорбие -, доносил Барклай де Толи -, видеть почти полную гибель сего бесподобного полка».1 Здесь достались французам пушки полка и его знамёна, за исключением одного. В ту минуту, когда французский кирасир хотел схватить это знамя, оно было вырвано из рук подпрапорщика, скакавшим мимо него юнкером Изюмского гусарского полка Томиловским.
В последующем в продолжении кампании полк участвовал в многих боях и стычках с противником. Ряд офицеров полка получили золотые кресты за сражение при Прейсиш-Эйлау, а около 100 нижних чинов за героизм и мужество в боях награждены только учреждённым Знаком отличия ордена св. Георгия Победоносца.
В начале 1808 года командиром полка назначен подполковник Иван Григорьевич Гейденрейх, который командовал полком в период Отечественной войны 1812 года. Его портрет находится в картинной галерее героев Отечественной войны 1812 года в Зимнем дворце. С новым командиром полк был на театр войны с Турцией, где участвовал в осаде крепостей Шумла и Рущук. 18 июля 1810 года при штурме Рущука полк действовал в составе 4-й колонны генерала Уварова. Несмотря на большие потери, отдельным военнослужащим полка удалось ворваться в город, но все они либо погибли, либо попали в плен. Костромцы при штурме потеряли 879 человек, или 83% личного состава.
Летом 1812 года, перед началом вторжения в Россию полки входили в состав 3-й Резервной Обсервационной армии генерала от кавалерии Тормасова на Волыни. 3-я армия в соответствии с планом войны располагалась в районе Луцка с целью прикрывать Киевское направление.
После вторжения на территорию Российской империи Наполеон выделил из состава своих войск саксонский корпус генерала Рейне, для прикрытия правого фланга своей операционной линии. Этот корпус и вступил в боевые действия против 3-й Западной армии, которая в конце июля 1812 г. двинулась на север, дабы нанести удар по линиям сообщения Наполеоновских войск, действующих против 2-й Западной армии генерала Багратиона. Стремительным ударом были разгромлены отдельные части саксонского корпуса в Брест-Литовске (ныне город Брест Белоруссия) и Кобрине (ныне город в Белоруссии). Среди войск разгромивших отряд саксонского генерал-майора Кленгеля в Кобрине был и 38-й егерский полк, но активного участия в бою он не принимал, так как находился в резерве.
Опасаясь за свои операционные линии Наполеон, направил на подкрепление саксонцев Рейне корпус австрийского генерала Шварценберга численностью в 30 тыс. человек. Тем самым на 30 тысяч человек была ослаблена главная армия Наполеона, которая двигалась к Москве. Объединённый силы саксонцев и австрийцев числом около 40 тыс. человек атаковали позиции армии Тормасова при Городечне.
Русских войск при Городечне было всего 18 тысяч. Но благодаря мужеству русских солдат и распорядительности офицеров и генералов все атаки превосходящих сил противника были отражены. В этом бою отличился Костромской полк и военнослужащие полка были по достоинству награждены. Шефу полка князю Щербатову пожалован орден св. Георгия 3-й степени, командиру полка полковнику Гейденрейху тот же орден 4-й степени, а 10 нижним чинам Знаки отличия Военного ордена.
Несмотря на то, что позиция у Городечны была удержана русскими войсками и все атаки противника были отражены, в виду большого превосходства сил противника и осложнения обстановки на границах Варшавского герцогства, Тормасов принял решение отвести свои войска. Отступление русской армии было совершено под прикрытием арьергарда генерала Ламберта в состав, которого входил 38-й егерский полк. При этом егеря ружейным огнём остановили наседавшего неприятеля, что позволило нашим гусарам атаковать противника и тем самым обеспечить беспрепятственный отход русских войск к Кобрину.
Неприятельские войска начали преследование войск Тормасова, что привело к новым столкновениям. 13 (25) августа Костромской полк участвовал в отражении атаки австрийских войск на мест. Выжва. Стойкость костромцев и других войск, участвовавших в этом бою, продолжавшемся 18 часов, позволили Тормасову спокойно отступить за р. Стырь. В ходе боя полк неоднократно ходил в штыки.
Расположив свои войска у Луцка Тормасов начал беспокоить противника набегами своей кавалерии. 8 (20) сентября отряд графа Ламберта атаковал австрийскую и польскую кавалерию, расположившуюся у села Чарукова. При этом Александрийские гусары взяли три австрийских штандарта и более полутора ста пленных. Впоследствии, по приказу Александра I, штандарты эти были возвращены австрийцам, а подвиг этот ни как не отражён в тех наградах, которые были пожалованы полку за войны с Наполеоном.
В начале сентября к Луцку прибыли войска Дунайской армии. А середине месяца обе армии переправились через реку Стырь и с боями начали продвигаться на север, создавая угрозу выхода в тыл главным силам Наполеона. В начале октября генерал Тормасов убыл в Главную квартиру к Кутузову, а обе армии объединил под своим командованием адмирал Чичагов. Русские войска оттеснили корпуса Рейне и Шварценберга и в начале ноября после упорного боя под Кайдановым, в котором принимали участие Костромской пехотный и 38-й егерский полки, заняли Минск,.
В последующем оба полка участвовали в неудачных попытках армии адмирала Чичагова и корпуса генерала Витгенштейна не допустить переправу остатков некогда Великой армии Наполеона через Березину. При этом егеря участвовали в штурме и взятии Борисова, а после этого вместе с Костромским полком обороняли город против главных сил Наполеона.
Несмотря на героизм русских солдат, великий полководец сумел перехитрить наших военачальников и сумел переправить через реку наиболее боеспособные части своей армии в другом месте. 16 ноября оба полка в составе войск генерала Чаплица атаковали французские войска, переправившиеся на правый берег Березины. Но численное превосходство противника не позволило русским войскам решить поставленную задачу. Наполеон, бросив всех раненых солдат и практически все обозы, с остатками своей армии сумел прорваться и уйти в Вильно.
Последним боем на родной земле для полков стал бой под Молодечной, после которого Наполеон бросил остатки своей разгромленной армии и бежал в Париж. Оба наших полка в составе авангарда генерала Чаплица продолжили преследование отступающего противника. При этом русским войскам больше приходилось принимать пленных и собирать брошенные французами орудия и разнообразное снаряжение. В тоже время необходимо отметить, что непрерывные боевые действия и наступившие морозы привели к огромным потерям и в составе Российских войск. После окончательного изгнания неприятеля из пределов полки пехотные имели в своём составе в лучшем случае 150 – 200 человек. Видимо положение в наших полках было не лучшим.
На этом закончилась Отечественная война, в ходе которой было нанесено поражение Великой армии Наполеона. Но боевые действия не закончились. Впереди были война за освобождение Германии 1813 г. и поход во Францию 1814 г., которые в советской историографии объединялись общим термином Заграничные походы 1813 – 1814 годов.
Костромской пехотный и 38-й егерские полки и здесь практически всё время были вместе. Плечом к плечу они сражались при местечке Кёнигсварте, где Костромской полк с боя взял два орудия, сдерживали атаки противника при Бауцене и атаковали при Кацбахе.
1814 год ознаменовался сражениями при Бриене и Ла-Ротьере, на территории Франции. Но военная фортуна часто изменчива, особенно в том случае, когда приходится вести борьбу с выдающимся полководцем, коим был Наполеон. 31-го января 1814 года Наполеон с главными силами своей армии стремительно атаковал при Монмирале союзную армию прусского фельдмаршала Блюхера, в состав которой входил Костромской пехотный полк.
Полк вместе с Тамбовским пехотным полком прикрывал переправу отступающих союзных войск через реку Марна. Построившись в небольшое каре полк отбивал атаки превосходящего противника и в конце концов был полностью уничтожен. Командир полка генерал-майор Генденрейх, 5 офицеров и несколько десятков нижних чинов попали в плен, кроме того были утеряны 3 орудия и обоз. Пробиться удалось 100 человекам при 5 офицерах, которые спасли и знамя. Впоследствии подошли ещё 3 офицера и 50 нижних чинов. Всего в этом сражении полк потерял 55% своего состава. Таким образом, полк повторил свой подвиг при дер. Гоф в 1807 году и потерял в этом сражении практически всё кроме чести.
Вклад костромцев в разгром наполеоновских армий был по достоинству оценён. Уже после окончания войны, 5 января 1815 года вышел Высочайший приказ о пожаловании полку Георгиевских труб с надписью: «За оказанное отличие в сражениях под Городечной, Кенигсвартом, Бауценом в Силезии и под Бриеном». А 25 апреля того же года и вновь Высочайшим приказом в полк пожалованы уже серебряные трубы с изменённой надписью: «За сражения под Городечном, в Силезии, под Бриен-Ле-Шато и при селении Ла-Ротьер».
Но ни один из этих приказов не был выполнен и полк так и не получил пожалованных труб. И только в 1833 году при реорганизации пехоты костромцам в замен пожалованных труб были вручены знаки на головные уборы с надписями: «За отличие». Впоследствии к ним прибавились «поход за военное отличие» (специальный барабанный бой) за оборону Севастополя и Георгиевское знамя за подвиги в русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов.
Егеря 38-го полка по итогам этой войны 1812 – 1814 годов не были отмечены коллективной наградой, но 20-годы XIX века они отличились в ходе русско-турецкой войны 1828 – 1829 годов и 6 апреля 1830 года в полк были пожалованы знаки на головные уборы с надписью: «За отличие».
Библиография:
Барклай-де-Толи М.Б. Изображение военных действий 1812 года. СПб., 1912 г.
Богданович М.И. История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам. СПб., 1859 г.
Богданович М.И. История войны за независимость Германии. СПб., 1863 г.
Богданович М.И. История войны во Франции в 1814 году. СПб., 1865 г.
Михайловский-Данилевский А.И. Описание первой войны Императора Александра с Наполеоном в 1805 г. СПб., 1844 г.
Михайловский-Данилевский А.И. Описание второй войны Императора Александра с Наполеоном в 1806-1807 гг. СПб., 1846 г.
Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны 1812 года. СПб., 1843 г.
Михайловский-Данилевский А.И. Описание похода во Францию в 1814 году. СПб., 1836 г.
Гренадерские и пехотные полки. Справочная книжка Императорской Главной Квартиры. СПб., 1909 г.
Ульянов И. 1812. Русская пехота в бою. М., Яуза Эксмо 2008 г.
Примечания:
Михайловский – Данилевский А.И. «Описание второй войны Императора Александра с Наполеоном в 1806 и 1807 гг. СПб 1846 г. стр. 181.
Публикации: