«Друзья мои, прекрасен наш союз!» 6 июня в Давыдкове, бывшей усадьбе костромской ветви Пушкиных, в двадцать третий раз по счёту отмечали день рождения Александра Сергеевича.
Атмосфера нынешней встречи на Пушкинской поляне была особенно душевной и добросердечной – возможно, из-за того, что в прошлом году по причине пандемии праздник был отменён, и все переживали, не прервётся ли традиция.
Как всегда – свободный микрофон (подходи каждый!) и море стихов наизусть. Искромётные шутки. Слова любви и самой искренней признательности хозяевам усадьбы – Александру Михайловичу и Антонине Павловне Бурлуцким. Начиная с 1999 года они дарят этот удивительный праздник людям. Как сказала глава Костромского района Елена Шилова, благодаря им об удаленном местечке Давыдково знают теперь не только в нашей области, но и далеко за ее пределами. Большой друг праздника – московский авторский «Театр Трех Муз» – на этот раз представил национального гения в неожиданном ключе, собрав букет забавных и смешных историй из жизни поэта, и все это сопровождалось романсами на его стихи. А что до накрытых по случаю праздника столов на поляне, то сам Александр Сергеевич не отказался бы отведать этих яств и чарки приобретшей известность «давыдовки».
А как созвучен нам ныне Пушкин с его знаменитой Болдинской осенью! А главное поучителен! «Приехал я в деревню и отдыхаю. Около меня Колера Морбус. Знаешь ли, что это за зверь? Того и гляди, что забежит он и в Болдино, да всех нас перекусает», – писал поэт своему другу Петру Плетневу 9 сентября 1930 года. Холера была тем еще «зверем» – сделала Пушкина затворником на целых три месяца. Вспомните, уважаемые, как вы вели себя во время недавней вынужденной самоизоляции: злились? И он тоже. Карантин разлучил его с невестой! Слоняясь из угла в угол, считали дни, когда все это кончится? А вот тут дудки! За время своей «самоизоляции» поэт завершил работу над «Евгением Онегиным», написал «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне» и 32 лирических стихотворения…
На праздник в Давыдково несколько раз приезжали из Петербурга потомки костромских Пушкиных. Ко всеобщему сожалению, в феврале этого года ушёл из жизни Петр Сергеевич Пушкин. Печальную цифру привёл Александр Бурлуцкий: список ушедших друзей, любивших эти поэтические праздники на поляне, перевалил за двадцать пять. Как не вспомнить пушкинское, обращённое к друзьям-лицеистам: «Увы, наш круг час от часу редеет…» Рядом с поляной лежит поверженный бурей исполин кедр, которому было далеко за сто лет и который помнил ещё прежнюю пушкинскую усадьбу и ее обитателей. Но жизнь продолжается! Александр Михайлович после гибели знакового древа посадил в округе множество маленьких кедров. Представьте, сколько здесь будет прекрасных великанов через ближайшие два века!
Вот что сказал о нынешних хозяевах усадьбы неизменный участник Пушкинского праздника в Давыдкове народный артист России Владислав Гостищев:
– Бурлуцкие – уникальные люди.
Знаете ли, что Александр Михайлович заведовал «роддомом» на острове Врангеля, где собирались белые медведицы и рожали своих умок? Он заведовал многими природными заповедниками страны. И всегда рядом с ним – Антонина Павловна. А потом он раскопал, что на этом вот месте жили костромские Пушкины. И теперь этому месту отдаёт всего себя. И во всем ему поддержка супруга. Наиредчайшие люди!
Алевтина Новикова
Фото автора
Костромская народная газета. – 2021. – (№23) 8 июня. – С. 3.