Н. Сотников
Портретная фотография М.М. Смодора
Творчество М.М. Смодора было многосторонним. Мы знаем его как фотолетописца истории Галича, благодаря которому мы сегодня можем видеть каким был город в начале ХХ века. Смодор запечатлел в фотографиях многие бытовые и жанровые сцены из жизни галичан и близь лежащих окрестностей. Но Смодор был и замечательным фотохудожником, тому способствовало и многолетнее обучение фотографическому делу в Варшаве.
Михаил Маркович прибегал к таким способам съёмки и печатанья, чтобы получить снимок, обладающий мягкостью, меньшей резкостью контуров. Он смягчал ту самую «протокольную» резкость в портретах, которая вызывала больше всего нападок на светопись.
Допустимой тогда выдержки при съемке было недостаточно для проработки в снимках деталей изображения. Если выдержку делали слишком большую, прорабатывались некоторые подробности в тенях, зато лицо выходило без полутонов. При небольшой выдержке хорошо прорабатывались света, зато пропадали детали, полутона в тенях. Для устранения недостатков фотографы применяли ретушь.
Фотографы-ремесленники ретушировали плохо, поэтому маститые фотографы приглашали для этой работы профессиональных художников. Ретушёрами были Крамской, Зичи, Куинджи.
Вплоть до начала ХХ века за исключением опытов применения магния и электричества фотографировали в павильонах при дневном свете. Павильоны имели стеклянную крышу и боковую застекленную стену. Сочетали преимущественно верхний и боковой свет. Нижний, передний, задний свет редко допускался в портретной съемке. Портретист имел дело с рассеянным и направленным сбоку светом. Применялись ширмы, обтянутые белой тканью, то есть экраны для подсветки с теневой стороны. Павильон был единственным местом для производства портретной съемки. Здесь решались творческие задачи.
В портретной фотографии прошлого века избегали контраста; старались смягчить переходы от света к тени; тональную шкалу предпочитали мягкую, длинную, обычно отказываясь от короткой и жесткой. В этом отношении фотографы продолжали опыт дагеротипистов, еще больше стремились к передаче тончайших нюансов тона.
Большое значение фотопортретисты придавали фону. В зависимости, например, от цвета платья фотографируемого выбирался и фон, который давал разнообразие тонов в снимке, пластично выделял лицо и фигуру.
Одним из коренных творческих вопросов в среде фотографов-художников был вопрос о внешнем сходстве и передаче характера фотографируемого человека.
Всеми этими нюансами в фотографическом деле владел М.М. Смодор, что мы и видим в его работах.
Автопортреты М.М. Смодора
На одном из фотографических автопортретов М. Смодор запечатлел себя молодым и энергичным человеком, видимо только что приехавшим в Галич. Он полон идей. У него много планов на будущее.
На втором автопортрете М. Смодор предстаёт уже зрелым мастером, который пользуется большим авторитетом в Галиче.
В это время сделан фотопортрет Михаила Марковича по всей вероятности со своим братом.
Шло время. В стране произошёл Октябрьский переворот, который М. Смодор вначале принял, а потом горько разочаровался. К этому периоду относится его следующий фотоавтопортрет. На этом фотопортрете Смодор заснял себя, видимо, после возвращения из ГУЛАГа. Это уже поседевший, с залысинами человек с умным, но уже потухшим взглядом.
Женский портрет в творчестве М.М. Смодора
В портретной светописи М.М. Смодор как фотохудожник раскрылся в полную силу. Особенно это проявилось в женских портретах. Мягкие светотени, необычная подсветка моделей, композиционное построение снимка, позволяют увидеть внутренний мир фотографируемого человека.
К сожалению Смодор не оставил ни каких записей или материалов о способах своей работы. У него никогда не было помощников. Он всегда работал в одиночку. Остались только его работы, по которым мы можем судить о его мастерстве. Вот одна из них.
При фотографировании Михаил Маркович всегда стремился выстроить интересную композицию, чтобы снимок впоследствии как можно больше мог рассказать о внутреннем мире фотографируемого человека. К таким портретам можно отнести снимки Александры Ивановны Басовой и Елены Дмитриевны Моргуновой. Обе жительницы Рыбной слободы.
Александра Ивановна Басова много сделала по защите и спасению от закрытия зимней церкви св. Василия Великого после Октябрьского переворота, будучи старостой этой церкви.
Елена Дмитриевна Моргунова была дочерью Галичского предпринимателя Д.Ушакова, в советское время стала заслуженной учительницей, кавалером Ордена Ленина. Этот портрет, как семейная реликвия, передаётся по наследству и до сих пор хранится у потомков Елены Дмитриевны.
Вот ещё два женских портрета. Один сделан до революции, другой во времена НЕПа.
И ещё один фотопортрет М. Смодора, сделанный с некоторым юмором и возможностями мастера.
Очень выразителен портрет старой женщины в платке и молодой девушки.
Художественно выразительным является следующий портрет женщины.
По женским портретам М. Смодора, сделанным до революции 1917 года можно изучать женскую моду в Галиче. Это можно увидеть на двух следующих фотопортретах.
В своём творчестве М.Смодор с помощью фотографии сохранил для галичан праздничный наряд девушки Рыбной слободы (на фото Мария Михайловна Сотникова, жительница Рыбной слободы), национальный костюм еврейской диаспоры в Галиче и нарядный костюм галичанки.
Когда началась первая Мировая война М. Смодор безусловно откликнулся на это событие в стране. Он делает ряд фотопортретов с участников этой войны.
Среди женских портретов следует отметить портреты с Софии Дмитриевны Лубениной, последний из которых вошёл под названием «Война».
Мужской портрет в творчестве М.М. Смодора
При создании мужских портретов, как и женских М. Смодор использовал все свои профессиональные приёмы, чтобы выявить характер, изображаемого на фотопортрете человека, показать его внутренний мир.
Вот два фотопортрета стариков. Один сделан в павильоне, а другой в естественных декорациях Рыбной слободы. Какие же они разные.
В начале I Мировой войны в фотопавильон М. Смодора стали приходить галичане, призванные на эту войну. Это были люди, которые уже участвовали в Русско-Японской войне и имели награды, так и новобранцы. И Смодор с большим удовольствием делал их фотопортреты.
Хочется сказать несколько слов о фотопортрете молодого Льва Эфраимовича Акима (портрет справа). Этот молодой человек только что окончил первый курс химического факультета университета в Дрездене и приехал в Галич в свой родительский дом. Но началась война и Лев Аким был мобилизован на войну.
В дальнейшем Лев Аким был Председателем Совнаркома в Галиче в первые годы Советской власти. Очень много сделал для развития города. В последствии Лев Эфраимович стал учёным-химиком, учёным с мировым именем.
Павильон М. Смодора посещал весь «цвет» Галича – поэты и писатели, городские чиновники и просто интересные люди. На следующем портрете мы видим галичского поэта Соловьёва-Нелюдима (он слева) со своим товарищем по перу.
На следующих фотопортретах запечатлены галичский предприниматель Эфраим Нафтальевич Аким и его сын Лазарь, который впоследствии стал крупным специалистом в Наркомземе и отцом двух замечательных сыновей: Якова Акима, классика детской литературы и Эфраима Акима, выдающегося учёного-математика с мировым именем.
Фотографировал Смодор и первых после Октябрьского переворота 1917 года руководителей Галича. На фотографиях представлены портреты Долматова и Леднева.
М.Смодор любил фотографировать галичан, композиционно ставя их в какие-то театральные позы.
И всё же для М. Смодора, для его творчества, был простой человек с его характером и внутренним миром.
Сохранилось около 10 фотопортретов друга М.Смодора, галичского художника Ивана Ивановича Каликина. С ним Михаил Маркович совместно работали по созданию Галичского краеведческого музея. На этих портретах Смодор пытался передать весь внутренний мир И.И. Каликина.
В заключении главы «Мужской портрет в творчестве М. Смодора» хочется сказать, что М.Смодор вначале принял Октябрьский переворот 17 года, ждал от него каких-то положительных изменений в жизни, но вскоре сильно разочаровался в нем, поскольку увидел, что новая власть всеми силами начала уничтожать всё хорошее, что было в Галиче до переворота. Поскольку ему пришлось делать фотопортреты всех новых чиновников в Галиче, он сделал фотоколлаж, где на фоне дореволюционного Галича поместил портреты всех новых одиозных чиновников, которые были причастны к новым переменам, причём, чем большее влияние они имели, тем больше был их портрет. А внизу этого коллажа поместил надпись, как на могильном камне, думая, что новая власть продержится не долго.
Оставил галичанам М. Смодор и фотопортрет людей, которые утверждали Советскую власть в Галиче и весь их арсенал для достижения этой цели, а также заседание пресловутой «тройки», деливших галичан по сословиям.