29 августа в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери в областной универсальной научной библиотеке состоялось двойное награждение именной грамотой «Признание. Гордость. Почёт» супругов Бурлуцких – Александра Михайловича и Антонины Павловны из Костромского района – и москвича Сергея Васильевича Демидова.
Грамота фантастическая, прямо-таки царская, величественная. А текст! Достаточно прочесть, чтоб понять – за реальные заслуги! Спасибо огромное Борису Константиновичу Коробову, в прошлом мэру Костромы, а ныне общественному деятелю, краеведу, автору уникального книжного проекта «Кострома и костромичи, взгляд через столетие», что подготовил столь замечательную награду для земляков за их общественно значимые дела. По сути, это народное признание заслуг, поскольку выдвижение кандидатов на награждение – прерогатива общественности.
«Награждаются именной грамотой глубокоуважаемые Александр Михайлович и Антонина Павловна Бурлуцкие, устроители и вдохновители Пушкинских праздников на Костромской земле, верные хранители исторической усадьбы костромских Пушкиных Давыдково, победители регионального конкурса “Признание. Гордость. Почёт”».
Вот именно: глубокоуважаемые! 25 лет подряд (за исключением одного выпавшего «ковидного» года) проводятся эти удивительные встречи-праздники, осененные светлым именем Пушкина, а несут на своих плечах его обустройство супруги Александр Михайлович и Антонина Павловна, верные соратники по жизни.
В просторном библиотечном зале царит атмосфера всеобщей симпатии и любви. Поздравить с наградой Александра Михайловича (увы, по состоянию здоровья Антонина Павловна сейчас «невыездная») собрались его благодарные друзья.
Борис Константинович наконец-то вживую познакомился с награждаемым именной грамотой, и они сразу нашли общий язык. Его приветственное слово – образец уважительности, душевности и прозорливости. Искренней радостью за награждаемого веяло от выступления главы администрации Костромского района Елены Александровны Шиловой. А сколько воспоминаний – об ушедших навсегда завсегдатаях Пушкинского праздника, о щедром дружеском общении, о стихах, которые там льются рекой, о знаменитых пирогах и настойке «Давыдовка». Зачитаны поздравления, поступившие из Петербурга от потомков костромских Пушкиных, из Москвы – от профессора Валентина Бондаря, от Павла Романца, находящегося в непростой командировке. Подарена книга из Дома поэта, что появился в селе Илешево Кологривского района, – последняя книга стихов Владимира Леоновича «На смерть мы не имеем права», объединившая все изданное прежде и не изданное при жизни поэта. Бурлуцкий и Леонович, единожды встретившись, стали навсегда друзьями. «Уехал от вас со строчкой – “есть бродяге куда податься!”» – это из письма поэта в Давыдково, оно было зачитано на встрече. Подарком стали исполненная Вячеславом Рейхом с большим чувством «Виноградная косточка» и нежно-экспрессивное пение Ольги Запольских, стихотворение Юрия Бекишева, посвященное Давыдкову, он тоже не однажды там бывал. И конечно, читались пушкинские строки.
В ответном слове Александр Михайлович поведал о давней встрече на приобретенной им земле исторической усадьбы с Петром Сергеевичем Пушкиным, о непрекращающейся всю ночь задушевной беседе и словах потомка славного рода, сказанных на прощание: «Теперь я спокоен, Давыдково в надежных руках». А возрождать решили не барский трехэтажный дом (не по средствам совершенно), а ДУХ усадьбы, именно отсюда и вырос, и расцвел ежегодный Пушкинский праздник.
А ещё Александр Михайлович признался, что думалось ему о завершении предпринятого четверть века назад, но в свете увиденного и услышанного на торжестве, понял, что точку ставить рано. От себя же автор этих строк добавит, что уже давно пора часть организационных и устроительных забот по празднику на Поляне брать в свои руки его участникам.
Полезным дополнением к торжеству стал библиографический экскурс в историю публикаций о награжденных в этот день именной грамотой. Его блестяще провела главный библиограф библиотеки Нина Федоровна Басова. Ее рассказ был посвящен и публикациям, связанным с именем Сергея Васильевича Демидова. В нашей библиотеке есть книги этого незаурядного архитектора-реставратора, благодарность которому мы, костромичи, должны нести в своих сердцах. Сделанное им для нашего края трудно переоценить. О том свидетельствует и текст грамоты:
«Награждается именной грамотой глубокоуважаемый Сергей Васильевич Демидов – архитектор-реставратор, Заслуженный деятель РФ, Почётный гражданин Нерехты и Нерехтского района, победитель регионального конкурса “Признание. Гордость. Почёт” – за исключительный вклад в воссоздание исторического облика Нерехты, за деятельное радение о памятниках истории и культуры Костромской области».
Если б не Сергей Васильевич, «заболевший» идеей возрождения разрушенных храмов в обезглавленной Нерехте, не его горение, профессионализм, воля и умение увлечь других поставленными задачами, не была она сегодня музеем под открытым небом.
Разумеется, нами тут же благодарно вспоминается и имя Нины Петровны Родионовой, отдавшей всю себя возрождению Нерехты, верной соратнице зодчего Демидова.
К сожалению, Сергей Васильевич в силу серьезных причин тоже не смог приехать на торжество вручения именной грамоты «Признание. Гордость. Почёт». Она была передана представителю Нерехтской администрации Ольге Сергеевне Чупразовой, а в дальнейшем торжественным образом будет вручена С.В. Демидову членами нерехтского землячества в Москве.
Не могу не отметить, что в который раз урок умения быть благодарными нам преподала Антонина Васильевна Соловьёва (возглавляла Костромской фонд культуры в 1987–2004 годах). За реализацией пожеланий общественности всегда стоит человек, умеющий не только говорить, но и делать. Думаю, многое было бы просто рассыпано из нашей памяти и забыто, если б не эта хрупкая сильная женщина. Спасибо ей!
И до следующей встречи на Пушкинском празднике в Давыдкове!
Алевтина Новикова
Фото автора
Народная газета. – 2023. – 6 сентября (№ 36). – С. 3.
Дорогая Антонина Васильевна, с большим интересом читаю твои статьи о культуре Костромской области и статьи и слова благодарности о тебе….Тихо радуюсь и горжусь тобой.
А что бы тебе, Лидия Александровна, не «радоваться громко»?