velo

Велосипеды московской фабрики «Дукс»

Вячеслав Ситов

«Дукс» модели «Специальный» 1910 года выпуска. Велосипед построен на московской фабрике «Дукс» Юлия Александровича Меллера, располагавшейся в Ямской Слободке.

В комплектации модели «Специальный» использовались части английской фирмы BSA. Велосипед, реставрация которого только что закончена, принадлежал одному известному в Москве туристу-велосипедисту, активному члену Московского вело-турклуба, который принимал участие чуть ли не во всех клубных поездках и походах в 1960-80-х годах именнона этом аппарате, вызывая усмешки владельцев более современных веломашин. Впрочем, на маршруте насмешки быстро сменялись уважительным удивлением — «дед» крутил так, что догнать его было сложновато, а огромная передача велосипеда позволяла долго держать высокую скорость!

Со временем, несмотря на свою надежность, велосипед обветшал и износился, а годы хранения его на открытом балконе московской многоэтажки после смерти владельца покрыли ржавчиной не только никелированные, но и некогда окрашенные поверхности. Прежний хозяин, владевший велосипедом с 1952 по 1997 год, скрупулезно учитывал пробег по механическим счетчикам пройденного пути — за эти годы он составил более 87000 километров! С большой долей вероятности общий пробег веломашины составляет более 100000 км!

В ходе реставрационных работ велосипед был окрашен, исправлены дефекты, восстановлено медно-никелевое покрытие, нанесены декали и линовка по имеющимся образцам, заменены спицы колес, подшипники и их чашки, изготовлена новая покрышка седла. Велосипед сейчас выглядит даже чуть лучше, нежели 105 лет тому назад, когда он вышел из ворот фабрики.

Фабрика“Дукс”(что в переводе с латинского означает “вождь”,“ведущий” )была основана в 1893 году в Москве. Ее владельцем, а впоследствии председателем акционерного общества с тем же названием был обрусевший немец Юлий Александрович Меллер — известный в Москве спортсмен, талантливый изобретатель, состоявший почетным членом Московского общества велосипедистов-любителей, старейшиной Московского клуба автомобилистов. Он сочетал в себе незаурядные предпринимательские способности, огромную энергию и великолепную техническую подготовку.

Первоначальное предприятие было лишьне большой мастерской по изготовлению изделий из стальных труб, где работало всего несколько человек. Но уже тогда оно выгодно отличалось от себе подобных, так как имело оборудование для нанесения гальванических покрытий, и, по желанию заказчика, изделия меднились и никелировались, что придавало им нарядный вид и защищало от коррозии.

На второй год существования фабрики на ней развернулось производство велосипедов. Благодаря обширным связям Ю. А. Меллера была организована покупка комплектующих за границей. Выпускались и собирались из импортных частей дорожные, легко-дорожные, мужские и дамские, гоночные, многоместные и детские велосипеды. Конструкции их год от года совершенствовались. Юлий Александрович часто бывал за границей, внимательно следил за новинками, и сразу брал их“ на вооружение”.

В 1896 году Юлий Александрович представил свои велосипеды на Всероссийской Художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, на которую, кстати, он приехал вместе с друзьями на первом в России квадруплете (четырехместном двухколесном велосипеде). На стенде “Дукса” тогда экспонировалось несколько дорожных, легко-дорожных и гоночных моделей, два трехколесных, два тандема и вышеупомянутый квадруплет. Московский велосипедный журнал “Циклист” в отчете о выставке писал :“Все велосипеды фабрики “Дукс” выглядели изящно, имели узкую каретку, раму модели 1896 года и легкий вес”. За свои велосипеды Ю. А. Меллер получил Бронзовую медаль выставки.

В 1900 году фирма была преобразована в Акционерное Общество с уставным капиталом в 35 тысяч рублей. К этому времени на фабрике работали 115 человек, ее обслуживали три паровых двигателя по 53 л.с. каждый, ежегодно производилось около 1000 велосипедов. Имущество предприятия было застраховано на сумму в 80 тысяч рублей. Страхование оказалось очень своевременным: 20 декабря 1900 года в арендованном помещении дома Соловейчика, на Садовой-Триумфальной, где разместилась фабрика, произошел пожар, пострадало оборудование и станки. Убытков насчитали на 6 тысяч рублей, но по сравнению с огромной суммой страховки это было не очень чувствительно для фирмы. Однако этот факт заставил правление Акционерного Общества подумать о собственном здании для фабрики: с момента основания до 1900 года она поменяла несколько помещений. В июне 1901 года под руководством архитектора К. К. Гиппиуса началось строительство нового здания фабрики по адресу Тверская застава, Ямская Слободка, где оно стоит и поныне. Магазины фабрики работали  в Москве с 1895 года на Неглинном проезде и Санкт-Петербурге с 1898 года на углу Невского и Мойки.

Продукция фабрики была известна и высоко ценилась по всей стране. На Всероссийских выставках она не раз завоевывала призы и медали. На фирме работало конструкторское бюро, которое занималось вопросами освоения новых видов продукции и конструированием новых моделей велосипедов. 
В первые годы ХХ столетия предприятие стало интенсивно расширяться: осваивались все новые и новые виды продукции. Фабрика первой (и единственной) в России наладила выпуск железнодорожных дрезин с велосипедным приводом собственной конструкции. В то время подобные дрезины выпускало не более десятка фирм во всем мире. Большую партию этих дрезин купило Управление Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги. Использовались они путевыми обходчиками, ремонтниками, а также курьерами Управления. Сотрудничество с железнодорожниками продолжалось в течение нескольких лет и принесло немалую прибыль фабрике. В начале века“ Дукс” строил также различные варианты мотодрезин и автомобилей на железнодорожном ходу.

В конце прошлого века в Москве появилось новое чудо — автомобиль. Меллер, находясь в центре спортивно -технической жизни города, внимательно наблюдал за успехами новинки. Автомобили и мотоциклеты, привозимые из-за границы, были очень дороги, да и российские дороги быстро“ убивали” любую иностранную технику.

Необходимость в моторном транспорте, приспособленном к специфическим российским условиям, была очевидной. Именно тогда правление “Дукса” во главе с Ю. А. Меллером решает попытать счастья в производстве автомобилей и мотоциклов. Пионером марки стала партия паромобилей “Дукс”, спроектированных по образу и подобию американских паровиков “Стенли”. За эти паромобили в 1902 году на конкурсе в Михайловском манеже фирма получила два первых приза. Но“ век пара” оказался коротким, и на “Дуксе” разворачивается производство бензиновых автомобилей “Дуксмобиль” по лицензии американской фирмы“ Олдсмобиль”. Это были сравнительно недорогие авто, стоившие всего 1800 рублей, но конструкция их вполне соответствовала запросам покупателей.

В 1903 году была выпущена партия электрических омнибусов для московских гостиниц, оставившая приятное воспоминание у старожилов. Надо сказать, что за всю историю российского и советского автомобилестроения фабрика “Дукс” была и остается единственным предприятием, выпускавшим и паровые, и электрические, и бензиновые автомобили.

В 1904 году появилась “Докладная записка по вопросу о расширении предприятия и увеличении основного капитала фабрики”. В ней подводились итоги деятельности за истекший год и строились планы на будущее. Результаты деятельности были весьма впечатляющими: фирма имела дивиденд в 7% с основного капитала, чистая прибыль составляла 92 350 рублей при общем доходе 457 350 рублей. Цены на велосипеды постоянно понижались за счет освоения производства некоторых комплектующих, ранее закупавшихся за границей.

В 1905 году намечалось реализовать 1750 велосипедов. В докладной записке подчеркивалась выгода производства автомобилей, но желанную государственную ссуду на него фабрика так и не получила.

Одновременно “Дукс” выпускал около десятка моделей велосипедов, но это производство, заложившее основу капитала Акционерного Общества, постепенно отходило на второй план.

С первых лет XX века на “Дуксе” выпускались мотоциклетки со швейцарскими двигателями “Мото-Рев” (“Мото-Мечта”). Машины первого десятилетия века имели раму велосипедного типа, педальный привод, пружинную вилку, широкий руль, а цилиндрический бензобак размещался под верхней трубой рамы. V-образный двухцилиндровый четырехтактный двигатель с рабочим объемом в 330 куб. см развивал мощность в 1,5 л.с. Эта машина весила два пуда и разгонялась до 50 верст в час.

Практически с начала выпуска “Мото-Рев-Дуксов” одним из заказчиков на них стало Военное Ведомство Российской Империи. Кроме того, этими мотоциклами пользовались многие российские спортсмены и мотогонщики того времени.

После русско-японской войны предприятие пробует свои силы в зарождавшейся тогда новой отрасли-авиастроении. Успех приходил постепенно. 10 августа 1910 года на аэродроме Московского Общества Воздухоплавания (Ходынское поле) пилот С. И. Уточкин сдал заказчику аэроплан №1 типа “Фарман” фабрики “Дукс “ Ю. А. Меллера”. Аппарат в первом же полете показал отличные результаты. Было установлено три рекорда: “на продолжительность”, “с пассажиром” и “на высоту”.

Солидный технический потенциал фабрики позволил за короткое время освоить производство многих типов аэропланов. Самолеты “Дукс” были одними из лучших русских самолетов того времени. В 1913 году на “Ньюпор-IV” дуксовского производства летчик штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров впервые в мире выполнил знаменитую “мертвую петлю”, впоследствии названную его именем. Заводские самолеты испытывали и такие легендарные русские пилоты, как Б. И. Россинский, К.К. Арцеулов, М.М. Громов. До национализации в 1918 году на “Дуксе” производилось 22 типа самолетов, включая гидропланы. Помимо них, фабрика также строила дирижабли. “Дукс” был основным поставщиком самолетов для русской армии. В годы первой мировой войны Военному Ведомству было сдано 1569 самолетов и гидропланов.

Перечень производимой на фабрике продукции к 1914 году выглядел так: велосипеды, мотоциклеты “Мото-Рев-Дукс”, железнодорожные дрезины, аэросани, автомобили, глиссеры, дирижабли, аэропланы и гидропланы. А.О. ”Дукс” владело центральным комплексом зданий в Ямской Слободке, состоящим из двух производственных корпусов, и авиастроительным филиалом на окраине Ходынского аэродрома с четырьмя ангарами для самолетов. На фабрике работали 800 рабочих и 71 служащий.

После национализации декретом Совета Народных Комиссаров от 28 июня 1918 года, подписанным В. И. Лениным, завод “Дукс” был переименован в “Государственный авиационный завод N 1” (ГАЗ №1).

Велосипеды на «Дуксе» собирали из оставшихся запчастей вплоть до 1925 года. Самолетостроительный завод, оставшийся в корпусах “Дукса”, получил в октябре 1931 года № 32; в суровом военном ноябре 1941-го он стал Машиностроительным заводом № 43, позже носил название “Коммунар”, а в начале 1990-х годов ему вернули его первоначальное имя — “Дукс”.

До нашего времени сохранились считанные единицы образцов техники, выпущенных “Дуксом” за 24 года его существования.

Источник: Веломузей Андрея Мятиева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.