Престольный праздник
Любили чухломичи ставить Божьи храмы на родной земле. К концу XIX века в уезде насчитывалось сорок девять церквей, но не было ни одной, посвященной празднованию Рождества Христова. И только в Ильинской церкви села Великая Пустынь существовал придел в честь Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Население края, по примеру святого Авраамия Чухломского чудотворца, стало приверженцем почитания Пресвятой Богородицы. Ей, да еще заступнику и скорому помощнику крестьянина — святителю Николаю и ставили наши земляки на самых красивых местах белокаменные церкви. И только после перекройки территории нашему району в подарок от Солигаличского досталась церковь Рождества Христова на истоке реки Костромы (рядом с д. Дорофейцево). Но сегодня, в связи с особым событием, мне хочется рассказать о приходе Ильинской церкви, в деревнях которого зимний праздник Рождества был престольным для взрослых и детей всех сословий. Когда построили первый деревянный храм в этой стороне — история умалчивает. Однако в переписи 1615 года на погосте Великой Пустыни значится церковь Ильи Пророка ’’верх шатровый, да другая теплая в честь Николая Чудотворца”. Ровно через два века на месте древних деревянных возвели ревнители веры православной сохранившуюся до наших дней белокаменную Ильинскую церковь. Как и все другие, подверглась она осквернению и разорению, разгул которого пришелся на 30-е годы прошлого столетия. Но не все удалось уничтожить и растащить местным и заезжим варварам. Когда-то москвич Сергей Антипов, знакомый с нашим краем не понаслышке, имел желание и возможность спасти остатки икон из Ильинской и Ризоположенской церквей, но не нашел поддержки. И все же благодаря его неравнодушию две старинные иконы — Макария Унженского и Страшного суда обретают вторую жизнь. В свое время образом преподобного Макария было заколочено одно из церковных окон Ильинской церкви, лик святого смотрел внутрь храма и мало пострадал от ветра, дождя и снега. А икона под названием «Страшный суд» должна была стать полом в бане одного из местных жителей, но Сергей Алексеевич убедил хозяина не совершать кощунство. Он спас произведение искусства и передал этот большой по размерам образ в реставрационную мастерскую. При обследовании иконы специалисты выяснили, что под более поздними наслоениями краски скрывается дата написания «Страшного суда» — 1762 год. Сюжет и манера письма напоминают одновременно как вологодских, так и ярославских мастеров иконописи. Это большая удача для искусствоведов и верующих людей, в двадцать первом веке не часто случается находка редкой православной святыни. Господин Антипов, в прошлом будучи профессиональным реставратором, не пожалел крупной суммы денег для оплаты кропотливых восстановительных работ. В скором времени уникальная икона с картинами Страшного суда над грешниками будет готова. И очень жаль, что образ не сможет вернуться в родной Ильинский храм, для которого был написан русскими мастерами иконописи в далеком восемнадцатом веке.
Татьяна Байкова.
Газета «ВПЕРЕД» 6 января 2011 г.