Недавно на некоторых каналах телевидения и в социальных сетях появились сообщения о том, что некоторые деятели нашей национальной культуры, в частности, кинорежиссёр Никита Михалков, выступили в защиту русского мата, заявив его право на присутствие на киноэкране и на ТВ как средства художественной образности и выразительности. Более того, было заявлено, что русский мат является достоянием русской национальной культуры и его надо беречь и сохранять. Хочется напомнить этим людям, и не только им, слова Игоря Александровича Дедкова, который в своё время был огорчён и буквально шокирован, когда столкнулся с употреблением матерщины на страницах постсоветской литературы: «Матерщина в романе, как и в жизни, пособник, спутник и провокатор жестокости и хамства. Она воспроизводится как бытовая повседневность, как выражение постоянной озлобленности, пустоты, нравственной атрофии. Она — как мгновенный спуск к определённому уровню мышления и понимания (упрощения) человека. Существование в тексте отнимает у матерщины всякий автоматизм, и она красуется, лезет в глаза: вот она я, прорвалась! Из романа она возвращается в жизнь в том же самом качестве пособника жестокости. Литературная реабилитация или легализация мата лишь закрепляет его права на внезапное, бесцеремонное вторжение в мир читательской души.»(Игорь Дедков «Любить? Ненавидеть? Что ещё?…», стр.123) Прочитал я эти слова и мне стало стыдно и за нашу культуру, и за самого себя, склонного сгоряча или по легкомыслию, или по своей невоспитанности к употреблению нецензурной лексики, хотя бы про себя, мысленно.И ещё раз осознал, как же нам не хватает сейчас этого удивительного человека, Игоря Александровича Дедкова, одного присутствия которого было бы достаточно для того, чтобы быть требовательнее к себе и чище не только в словах и поступках, но и в мыслях!