Богоотцовская церковь

Церковь Иоакима и Анны на Мшанского ул.

Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. — С. 18:

23. Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны.

Каменная, с каменною колокольнею и оградою, построена 1769 года на месте упраздненнаго монастыря преподобнаго Симеона Столпника и деревянной сгоревшей церкви Феодора Стратилата.

В олтаре, состоящем из трех частей, престолы в честь: Божией Матери, празднования Ея Иконы Феодоровския, Богоотец Иоакима и Анны и преподобнаго Симеона Столпника.

Причта состоит: священник, диакон и пономарь.

Количество земли при церкви, за неимением плана, не приведено в известность. К сей церкви причислена земля, оставшаяся после упраздненной Богоотцевской, так называемой обыденной церкви, бывшей на берегу реки Волги, в количестве 539 кв. саж. и 2 арш. План на землю хранится при церкви. Церковь сия издавна считалась ружною, и до 1860 года получала от Костромскаго градскаго Общества 200 рублей; деньги сии поступали на содержание церковнаго причта, в настоящее же время не получаются. Проценты с капитала 1,237 рубл. 14 коп. поступают в пользу причта. Прихода не имеется, кроме арестантской роты, к сей церкви при численной в приход.

**************************************************

Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. – Кострома: Губернская Типография, 1911. – 407 с. — С. 6.

Богоотцовская церковь г. Костромы ружная, каменная, с такою же колокольней, построена в 1771 г. на средства жителей г. Костромы; обнесена каменной оградой с железной решеткой. Престолов три: средний в честь Феодоровской Б. Матери, правый во имя Богоотцов Иоакима и Анны, и левый во имя Симеона Столпника. Достопримечательности заключаются главным образом в древних иконах. Древнейшая икона св. вмч. Феодора Стратилата, относимая проф. Голубцовым к XV или XVI в., а проф. Покровским к началу XVII в.  Археологическая ценность ее заключается в том, что на ней изображен древний вид части г. Костромы с древним собором в честь Феодора Стратилата, в который была принесена явленная икона Феодоров. Б. Матери, и нынешним Успенским собором в древнем его виде. Следующая по древности икона Богоотцов Иоакима и Анны, надпись на которой указывает время (1654 г.) и повод (моровая язва) устройства жителями г. Костромы обыденной деревянной Богоотцовской церкви, вместо которой устроена нынешняя каменная. Прочия древности еще не обследованы. Записанное в церковной летописи предание указывает место погребения Костромского князя Василия Ярославича Квашни: по показанию очевидцев — свидетелей, строителей церкви и гроб его был найден на том месте, где ныне царския двери Симеоновского придела.

Средства церкви – капитал в 3646 р. 61 к. Как ружная церковь, она получает от городского управления по 120 р. 40 к. в год на наем сторожа. Усадебной земли под церковью должно быть 1144 кв. сажени, но в действительности менее. Дохода от земли церковь не получает.

При церкви два общества:

а) Пантелеимоновское общество трезвости, переведенное от Троицкой церкви г. Костромы, с 300-500 чел., принимающих обещание и

б) кружок любителей церк. пения, насчитывающий до 100 членов.

Ближайшие церкви: Александроневская при Григоровской женской гимназии, Крестовоздвижеснкая монастырская, Петропавловская и Успенская.

Причт: священник и два псаломщика. Средства причта заключаются: а) в руге от городского управления, которая, начавшись в 1654-м с 50 р., достигла ныне 400 р. (в том числе 125 р. арендных за цер. Дачу Якиманиху); в причтовом капитале 8625 р. 52 к. (%% с него 300 р.); в доходе от аренды писцовой земли из-под бывшей деревянной Якиманской церкви (1379 кв. саж.) в количестве 60 р. в год; в кружечных доходах около 900 руб. на причт. В церковном помещении живет лишь один псаломщик – диакон, а другой псаломщик и священник живут в наемных квартирах, получая в пособие аренду с ветхих церк. домов, поступающую впрочем неисправно. В пользовании причта состоит дача Якиманиха, в количестве 54 десят., отданная городу в 1885 г. и писцовая земля в количестве 1379 кв. саж. На дачу Якиманиху выправляется план по указу консистории, а на писцовую землю есть и план и книги.

Приход. Как ружная, церковь не имеет оффициальнаго прихода, но более или менее постоянных прихожан 53 муж. и 62 жен. п., на половину чиновных и мещан, меньше – торговцев. Рядом с церковью два дома раскольников – безпоповцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.