Село Сидоровское бывшего Нерехтского уезда — одно из наиболее интересных и богатых своими архитектурно-художественными произведениями сёл Костромской губернии. Наиболее ранее упоминание о селе относится к 1-й пол.17 в.,когда оно находилось в вотчине бояр Мстиславских. В 1620-1630-х гг. здесь стояли две деревянные церкви: шатровая Николая Чудотворца с приделом Димитрия Солунского и клетская Афанасия и Кирилла. В 1648 г. Сидоровское от Мстиславских перешло в поместье костромичам М.Е.Кандаурову и К.И.Дурнову. Не позднее нач.18 в. село стало дворцовым и было одним из центров царского коневодства. Здесь разводили лошадей для царского двора, и потребность в лошадях была огромная, если учесть, например, что для выезда царя на богомолье требовалось 2000 лошадей. В Сидоровском была своя Конюшенная канцелярия, подчинявшаяся Конюшенному приказу в Москве. Природные условия в этом селе с его лугами по Волге были удобны для коневодства. Помимо коневодства жители села занимались рыбной ловлей и платили за это денежный оброк. Здесь была и своя отдельная Рыбная слобода, которая подчинялась также Конюшенному приказу. В 1720 г. было начато строительство каменной церкви. При начале строительства ей дали наименование во имя Смоленской иконы Божией Матери, но в 1724 г. она была переосвящена во имя Николая Чудотворца:»понеже в том селе Сидоровском настоящая церковь издревле была во имя Николая Чудотворца»…Приделы здесь были: во имя Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла и Димитрия Мироточивого. Очевидно, в 1-й пол.18 в. была сооружена сохранявшаяся до недавнего времени на центральной площади села кирпичная палатка. Первоначально она, возможно, служила церковной сторожкой, а позднее в ней размещалось волостное правление. Когда в 1767 г. Екатерина Вторая путешествовала по Волге, она дворцовое село Сидоровское пожаловала Владимиру Григорьевичу Орлову, брату знаменитых Григория и Алексея Григорьевичей Орловых, возведших Императрицу на престол. Дочь В.Г.Орлова, Софья Владимировна вышла замуж за Никиту Петровича Панина, и Сидоровское как приданое перешло к нему. Частью деревень у села владел также Григорий Григорьевич Орлов, фаворит Екатерины Второй. Потомкам Орловых село принадлежало вплоть до 1917 года. В 1-й пол.19 в. в Сидоровском была выстроена Успенская часовня, а около сер.19 в. господский усадебный дом. Существующая жилая застройка села сложилась на протяжении 2-й пол.19-нач.20 вв. Сооружавшаяся в 1910-х гг. новая летняя церковь была освящена только в 1926 г. Само село расположено на высоком правом берегу притока Волги реки Шачи, пойма которой в результате сооружения Горьковской ГЭС превращена в залив. Рельеф местности, пересечённый несколькими глубокими оврагами, отличается исключительной живописностью. Центром села является обширная площадь, западная сторона которой переходит в крутой берег залива. На этом краю и стоит зимняя церковь Николая Чудотворца, а в самом центре площади- летняя церковь. На южной стороне площади, у самого обрыва оврага, расположен усадебный господский дом, а в нескольких десятках метров к юго-востоку от него- купеческая усадьба с амбаром и лавка. От площади веером расходится несколько улиц с довольно интересными образцами купеческих и крестьянских домов. На северо-западной окраине Сидоровского, вблизи прежнего места впадения р.Шачи в Волгу стоит Успенская часовня. К востоку от неё расположена купеческая усадьба с надворной палаткой. Сама же Никольская церковь является выдающимся памятником Костромского зодчества позднепетровского времени, целиком выдержанная в традициях архитектуры 17 века; росписи в интерьере принадлежат к лучшим по сохранности и ценнейшим по художественным качествам образцам монументальной живописи на территории области. Кирпичные стены церкви, за исключением трапезной и нижнего яруса колокольни обшиты листовым железом в 1881 г. Тогда же, вероятно, были растесаны окна трапезной, получившие новые наличники. Объёмную композицию церкви составляют пятиглавый четверик храма с трехчастной равной ему по ширине апсидой,трапезная с выступающим северным приделом и высокая шатровая колокольня. Цилиндрические барабаны храма завершены луковичными чешуйчатыми главками. Полукруглая в плане апсида придела закрывает почти на половину ширины северный фасад храма. Над кровлей трапезной с юга и севера возвышаются две глухие главы приделов. Нижний квадратный ярус колокольни несёт восьмигранный столп с шатром, увенчанным луковичной главкой на глухом цилиндрическом барабане. Интерьер этой церкви, как и интерьер Успенской церкви села Тетеринского, представляет большую художественную ценность. В четверике сохранились монументальные росписи, резной иконостас и немало предметов декоративно-прикладного искусства 18-20 веков. Замечателен пятиярусный резной позолоченный иконостас, созданный, вероятно, в 3-й четв.18 века. По своим стилистическим особенностям он близок ,как это уже отмечали исследователи, к иконостасу собора Ипатьевского монастыря, который послужил, видимо, прообразом для сидоровского иконостаса, созданного несколько позже по времени. Клеевые росписи, сплошным ковром покрывающие стены и вводы храма и алтаря, предположительно датируются серединой 18 века. Не исключено, что их исполнила артель Ярославских живописцев под руководством Афанасия и Ивана Шустовых, расписывавших в 1767 г. церковь Богоявления(Никольскую) в Нерехте. Живопись на стенах четверика разделена на семь поясов. В нижнем поясе написаны 12 миней, из которых с особой миниатюрностью запечатлены основные годовые праздники. Второй пояс посвящён житиям свт.Николая и св.Димитрия Солунского. Росписи третьего пояса посвящены обретению, чудесам и бытию Игрицкой(Смоленской)иконы Богородицы, явившейся в местечке Игрица у реки Песочни близ Костромы в 1624 году. Четвёртый пояс росписей написан на текст Апокалипсиса, пятый отражает сцены Деяний Апостолов и их мученическую смерть. Два верхних яруса изображают Евангельские события из жизни Христа и Его страдания. Росписи свода посвящены Символу Веры и включают сцены: «Коронование Богородицы» в окружении 9 чинов ангельских,»Сотворение мира»,»Изгнание из рая»,»Рождество Христово»,»Благовещение»,»Преображение»,»Распятие»,»Воскресение»,»Вознесение»,»Страшный Суд» и др. В алтаре на своде изображены композиция «О Тебе радуется» и цикл сюжетов на тему Великого Входа и евхаристического канона. Над центральным проходом нарисована Новозаветная Троица с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей. Плоскости стен отведены фигурам в рост избранных святых на фоне киотов с трёхлопастными завершениями. Масляная живопись в трапезной выполнена в 19 веке в академической манере. Все композиции обрамлены рамами и являются законченными произведениями; из них выделяются картины «Пир в доме Левия»,»Страшный Суд» и другие.
По материалам: «Памятники архитектуры Костромской области»,2 выпуск,стр.225-229; С.В.Демидов,Е.В.Кудряшов «Нерехта»,стр.96-103; Д.Ф.Белоруков «Деревни,сёла и города Костромского края»,стр.171.