Какой увидел Кострому Николай II?

газета КОСТРОМСКОЙ КРАЙ за 20 марта 2013 года.

К 400-ЛЕТИЮ ДОМА РОМАНОВЫХ

Валентина ФАДЕЕВА

На экскурсии по городу «Кострома глазами последнего императора России», которую органи­зует Костромской государственный историко-архитеюпурный и художественный музей-запо­ведник, побывал наш корреспондент. Анна Малегина, научный сотрудник Костромского музея-заповедника, стала экскурсоводом

Борт парохода «Межень» на фоне Ипатиевского монастыря

Николай II прибыл в Кострому около девяти часов утра 19 мая 1913 года. Накануне прибытия в наш город императору испол­нилось 45 лет. С ним путешест­вовала супруга Александра Фе­доровна, наследник цесаревич Алексей, дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Кострома ответственно подготовилась к важному событию: национальны­ми флагами, гербами, вензеля­ми, гирляндами и лентами были украшены и частные строения, государственные учреждения. К моменту появления царской флотилии грянули пушки, ударили колокола всех костромских церквей, громкие крики «ура!» не смолкали над Вол­гой.

Ипатьевский монастырь

Императора торжественно встречали у стен Ипатьевского мо­настыря. Царская семья 300-летие Дома Романовых отмечала с исконно русским раз­махом. Торжества к  тому  времени длились три меся­ца. Добирался им­ператор до нашего города до­статочно сложно: по железной дороге доехал через Владимир до Нижнего Новгорода, а отту­да пароходом — до Костромы. Царская флотилия включала в себя четыре парохода, главный среди них — «Межень» с импера­торским штандартом, посыль­ные паровые катера составляли водный эскорт. С Николаем II в наш город приехало не менее двухсот человек. Особая роль в предстоящих торжествах от­водилась Костроме, из которой Михаил Романов был призван на царство в 1613 году.

Погода не баловала: нака­нуне небо плотно затянуло ту­чами, подул холодный ветер, моросил дождь. Однако ко дню торжеств солнце вновь загляну­ло в принарядившийся город, и лишь волжский ветер не давал важным гостям передохнуть -княжны вынуждены были при­держивать шляпки, а юбки ко­лыхались, как колокола. Народ собрался со всей округи. Люди открыто и искренне выказывали верноподданнические чувства. Многие встречали императора на берегу славной Волги, другие же за неимением мест стояли по колено в воде.

Выход Их Величеств из Палат бояр Романовых

Высокие гости прошество­вали путем Михаила Федоро­вича Романова. Они прошли через ворота Зеленой башни и внутренний двор на террито­рию старого города Ипатьев­ского монастыря. Поклонились Феодоровской иконе Божией Матери, посетили палаты царя Михаила Федоровича, присутст­вовали на торжественной литур­гии в Троицком соборе.

Далее после завтрака про­шествовали флотилией до глав­ной городской пристани. Здесь императора встречали тысячи костромичей. В открытой ко­ляске он отправляется по четко определенному маршруту. По Ильинскому спуску (ул. Чайков­ского), части Русиной улицы (Советской) мимо губернских Присутственных мест (город­ская администрация) по Сусанинской площади к Романовско­му музею. Причем по маршруту следования гостей стояли плот­ным строем учащиеся — учени­ки и ученицы средних и низших училищ Костромы. Гимназистки были в праздничных одеяниях, в белых фартуках и пышных пе­леринах. Гимназисты в формен­ных куртках и фуражках. Меры безопасности были предприняты серьезные: жандармы, предста­вители спецслужб были начеку — наблюдали за толпой, привет­ствующей августейших особ.

Николай Александрович, ко­нечно, осмотрел памятник Ми­хаилу Федоровичу Романову и поселянину Ивану Сусанину. Па­мятник представлял собой высокую колонну, увенчанную бюстом его царственного предка, а внизу — коленопреклонённый Сусанин.
Встреча Императора Николая II.
Разумеется, императора со­провождали и подробно расска­зывали о городе. Кострома вы­сокого гостя впечатлила. Именно Николаю II выпала честь откры­вать Романовский музей. Разре­шительную печать на документ о наименовании музея Романов­ским поставил сам император. 19 мая Николай II изволил осмо­треть все здание Романовского музея и подробно ознакомился с размещенными в нем коллекциями.

История Костро­мы тесно связана с родом Романовых. На верхнем этаже в центральном зале помещался памятный отдел рода Ро­мановых, который особенно заинтересовал важного гостя. Император сгал первым по­сетителем музея. Юбилейная выстав­ка была представ­лена портретами царственных особ из рода Романовых, портретами госу­дарственных деяте­лей России всех времен. Кроме этого экспонировались докумен­ты, древние акты, книги. Стояли шкафы с открытыми дверцами, где хранились артефакты. Немало имелось материалов по русской истории. В Романовском музее до сих пор хранится подлинный документ с надписанными при­ветственными словами и именами Николая II и членов его семьи.

Далее — посещение Дворян­ского собрания, где присутство­вали представители дворянского сословия Костромской губернии, прибывшие для столь торжест­венного случая из всех уездов губернии. Император проше­ствовал в соседнее здание по устроенным подмосткам, покры­тым красным сукном. Николай Александрович в Дворянском собрании поднялся на второй этаж. Белый зал был изящно де­корирован тропическими расте­ниями. Здесь происходило зна­комство и приветствие сторон. Чай сопровождался концертной программой. Александру Федо­ровну и дочерей везде встречали с букетами живых цветов.

Предводителем дворянства состоял Михаил Николаевич Зузин. Поговаривали, что в момент приветственной речи предводи­тель от волнения оплошал: спу­тался и подзабыл текст обраще­ния. Михаилу Николаевичу эту ситуацию не простили, на сле­дующих губернских выборах его «прокатили на вороных», то есть он проиграл выборы.

Во второй день Николай II по­сетил дом губернатора, присут­ствовал на закладке памятника, посвященного 300-летию Дома Романовых. Он собственноручно отправил монетку в приготовлен­ное углубление в фундаменте, все остальные Романовы делают то же самое. Потом все зали­ли специальным составом, и в парковой зоне города вырос гро­мадный постамент высотой бо­лее десяти метров. Планирова­лось, что будет представлен весь род Романовых, около 26 персон. Предполагалось, что эта ком­позиция расскажет об истории всего рода. Этот памятник дол­жен был украсить город к 1915 году. Были готовы практически все фигуры. Их отливали по цар­скому указу. К 1917 году часть из них находилась в деревянных ящиках около дома губернатора на Муравьевке и близ постамен­та. Позднее власти их отправили на завод на переплавку. Металл продали — на эти деньги Костро­ма приобрела зерно и муку.

Побывал Николай II и на тор­жественной литургии в костромском кафедральном Успенском соборе. Были и торжественные обеды. Причем у императора и у семьи маршруты разминулись. Если Николай II выдерживает систему строгих военных пара­дов, то Александра Федоровна с детьми отправляется в Богояв-ленско-Анастасиин монастырь. Но вскоре супруги воссоединились. Обедала августейшая семья на своем пароходе, там же и ноче­вали, прошествовав на пароходе до «Царской ставки» на Стрелку близ Ипатьевского монастыря. В ночное время город запылал ты­сячами огней устроенной иллю­минации. Гостей ожидал сюрприз — удивительный по сложности и красоте композиции фейерверк.

Посещение Царской семьей церкви Воскресения на Дебре

Далее император после посе­щения храма Воскресения, что на Дебре, удостоил своим внимани­ем недавно отстроенную больни­цу Красного Креста Федоровской общины сестер милосердия (сей­час — здание онкодиспансера). К тому времени больница была оснащена по последнему слову науки. Там имелись коммуника­ции — было тепло и горячая вода. Кроме того, просторные хирур­гические кабинеты, современная амбулатория. Отмечали все и ве­ликолепные палаты для больных, где было комфортно. Деньги на все это прислало ведомство им­ператрицы Марии Федоровны. Это было одно из современных лечебных учреждений России.

20 мая Николай II посещает Костромскую Губернскую Вы­ставку. Земская Выставка занимала значительную часть квартала, расположенного на берегу Волги, и простиралась от Нижне-Дебренской до Набе­режной улицы (Лесная). Это был деревянный городок, который строили около года. Порядка 30 деревянных домиков-теремков в стиле 17 века. Это выставка-смотр костромского губернского хозяйства. Здесь были представ­лены кустари-ремесленники, промышленники, учреждения и организации всех толков и на­правлений. Все, кто хотел свое домашнее рукоделие предста­вить, получали такую возмож­ность, пройдя аттестационную комиссию и заплатив за место. Все, чем Костромская губерния могла похвалиться, было представлено на выставке. В то же время это была современная площадка, где имелись телефон, телеграф и ресторан. Губернская выставка работала несколько месяцев. Потом ее разобрали за ненадобностью.

Отплытие Николая II от костромского берега
Отплытие Николая II от костромского берега

При отбытии государь импе­ратор всемилостивейше пере­дал 10 тысяч рублей для раздачи бедным в Костроме и выразил высочайшую благодарность за образцовый порядок и прояв­ленные населением вернопод­даннические чувства. Стало по­нятно, что Кострома особенно запала в его сердце, а костроми­чи стали для него родными. Ви­зит Николая II многие современ­ники называли историческим и знаковым для города.

Публикации к 400-ЛЕТИЮ ДОМА РОМАНОВЫХ:

0 комментариев для “0

  1. Спасибо за интересную и краткую информацию об этом торжественном событии 1913 года. Моя бабушка, будучи 12 летней девочкой, была на этих праздниках и мне передалось её восхищение теми торжествами, какие переживала и вся Кострома. Мне запомнилось, удивившее меня, событие о котором она упомянула… На небе показывали картинки… Что за картинки я уже не помню, скорее всего из жизни Романовых. Может она имела ввиду фервеерг, о котором написано в статье? Но она говорила именно об изображениях. Думаю такое возможно было и в то время. Мощный прожектор направленный на облака или на распыленную фервеерком мишуру, мог спроектировать изображение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.