Александра ДУРИЛОВА называют просто «костромской философ». Кандидат философских наук, доцент, почетный работник высшей школы РФ, он долгое время преподавал философию, логику, этику и эстетику в КГУ им. Н. А. Некрасова. Его лекции никого из студентов не оставляли равнодушным.
Александр Павлович стал первым участником просветительского проекта «О чем расскажет фонарщик», который стартовал в исторической библиотеке Дома Романовых. Костромичи долго не отпускали костромского философа, засыпали его вопросами. «КВ» публикуют некоторые из его ответов.
— Александр Павлович, для чего человеку нужна философия?
— Изучение философии помогает ориентироваться в мире с помощью уже проверенных методов. Сейчас, особенно с приходом Интернета, нас атакует огромное количество информации. Взять, например, рекламу на радио: «Закройте на мгновение глаза. Видите, какой мрак? Он может наступить для вас, если вы не купите наш препарат». Когда пытаются подчинить и навязать свою модель поведения, человеку очень важно критически относиться ко всему, что происходит вокруг. Не доверять этим внушениям, перепроверять их, в том числе, на опыте других людей. Это в итоге поможет принять правильное решение.
— Что подразумевают, когда говорят «философский образ жизни»?
— Это жизнь в мысли. Мысль — единственная ценность для философа. Каждому нужно помнить, что он несет ответственность за свою мысль, слова и поступки. Всякая мысль, которая появляется в нашей голове, не остается без последствий, хотя мы не осознаем этого. Она обязательно сработает на уровне быта, толкнет нас на какие-то поступки. Сложность еще и в том, что мысль неуловима, ее сложно зафиксировать и еще сложнее подчинить своей воле, своему разуму. От некоторых мыслей человек пытается избавиться во что бы то ни стало, но сделать это довольно сложно. В краткие моменты мысль все-таки удается обуздать. Во многих религиозных и философских практиках это считается первым шагом к счастью.
— Вы согласны с утверждением, что мысль материальна?
— Нет, я считаю, что это заблуждение, если бы мысль была материальна, мы могли бы получить ее в виде какой-то субстанции, вещества, скажем, таблеток или эликсира. Тогда человек пошел бы в аптеку и купил пузырек мыслей. Сбылась бы вековая мечта коммунистов о всеобщем равенстве.
Самое счастливое время — на природе
— Насколько важно для философа уметь созерцать?
— Созерцание – важнейшее философское состояние. Я самое счастливое время провожу на природе. На Волге такой простор, дух захватывает, растворяешься в этом.
— Правда, что вы предпочитаете ходить пешком?
— Да, я хожу пешком из Давыдовского до костромского университета. Иду задворками, стараюсь не соприкасаться с автомобилями. Чем медленнее передвигаешься, тем больше видишь, замечаешь и переосмысляешь. Из всех видов путешествий пеший ход — самый ценный, он не имеет медицинских противопоказаний. На велосипеде, например, видишь уже гораздо меньше, но зато этот вид путешествия почти полностью выключает абстрактное мышление. Крутя педали, некогда предаваться мечтаниям, это очень конкретное мышление. Когда-то любил гонять на мотоцикле, но вовремя понял, что это не для меня: полностью захватывает дикий азарт, эйфория, и тогда уже дороги не разбираешь.
— Любите острые ощущения?
— Я безусловный сторонник впечатлений и переживаний. В 1977 году я в одиночку предпринял путешествие на резиновой лодке по Волге. Намеревался от Чернопенья дойти до Астрахани, но уже на следующие сутки на своей шкуре ощутил сполна утопичность замысла. Добравшись за трое суток до Юрьевца, прекратил попытку. Великолепен бег на лыжах. В конце 70-х я ежедневно пробегал от 10-ти до 20-ти километров. С каждым днем совершенствуется автоматический навык движения, придающий легкость и ощущение полета. Роскошные ощущения приносит голодание. Никакие виды транквилизаторов, снотворных и антидепрессантов не дают такого покоя и глубокого естественного сна, как полное голодание в течение хотя бы недели. Но очень сложен выход из режима голодания. И опасен. При нарушении возможен смертельный исход.
Традиционные отношения испытывают кризис
— Что такое, на ваш философский взгляд, добро и зло?
— Это вечная тема. Она присутствует во всех религиях, там ясно указано – что есть добро, что зло, и как ты должен вести себя по отношению к тому и к другому. Философия, к сожалению, ясности такой не дает. Она всякий раз ставит под вопрос, что вы имеете в данный момент и какое у вас убеждение есть. Поэтому приходится мучительно раздумывать, прежде чем поступить правильно. Великий философ Бертран Рассел сказал: «Я не отдам жизнь за свои убеждения, потому что я могу ошибаться». Это как одежда или кожа, приходится сбрасывать, чтобы заново рождаться, и снова обретать.
— Ну, а такое однозначное понятие как смерть?
— Никому ничто в этом мире не гарантированно за исключением смерти. Парадокс в том, что каждый человек знает, что он умрет, но не знает когда и как. У Булгакова роман «Мастер и Маргарита» на этом построен. Сейчас уже говорят о возможном бессмертии. Это будет ужасно. Потому что под символом смерти идет и любовь, и жизнь.
— Ну, с любовью как раз проблемы. ВОЗ даже признала ее психическим расстройством.
— Традиционные отношения мужчины и женщины испытывают кризис. Во многих странах разрешены однополые браки. Японцы, например, вообще отказываются от отношений. Зачем тратить силы и время на свидание, ухаживание — на всю эту любовную мишуру, когда для продолжения рода есть искусственное оплодотворение? Православная церковь борется с подобным мышлением, постоянно идут разговоры о запрете абортов, но я думаю, что это уже не удержишь. Это реальность, которая пришла.
— Кого бы вы отметили из философов, предвосхитивших развитие человечества?
— Сейчас без космоса никто современную жизнь не представляет. Интернет, мобильные телефоны, навигаторы – без них весь наш быт поломается. Первым в истории человечества, кто высказал мысль об освоении космического пространства, был русский философ Николай Федорович Федоров, живший во второй половине XIX века. Тогда еще даже самолетов не было, а Федоров говорил, что будущее человека — в космосе. Это был уникальный человек. Работал библиотекарем, был аскетом, ничего кроме воды и хлеба не употреблял и зимней одежды никогда не имел. Со своей скромной зарплаты он выкраивал деньги, чтобы платить стипендию наиболее одаренным студентам в московском университете. Таким стипендиатом, например, был Константин Эдуардович Циолковский.
Главное — это поиски своего «я»
— Александр Павлович, вы активно пользуетесь Интернетом. Что можете сказать о людях, живущих в сети?
— Часто встречаюсь с яростными спорами Интернет-пользователей о любом эпизоде истории и исторических деятелях. Такая каша в головах людей царит, скажем, по отношению к Николаю Романову, к христианству, даже к оценке ближайших событий. Заметил, что есть тоска по сильной руке, то и дело вспоминают Сталина. Я таким людям обычно пишу: «Ты что, по Колыме соскучился?». Приходится и угрозы слышать, и оскорбления. Но гораздо хуже то, что, говоря об истории, мы часто не видим ни контекста, ни обстоятельств конкретных событий.
— Философия может помочь человеку справляться со стрессом?
— Директор Международного института стресса в Канаде Ганс Селье говорит, что стресс — это наше обычное состояние, мы постоянно подвергаемся воздействию извне. Даже любовное объятие – стресс. Мы живем в условиях экстремального быта. То отопление не дадут, то что-то сломается и человек начинает думать: «Вдруг мне денег не хватит, чтобы починить это?». Если сильно переживать из-за подобного, жизнь с овчинку покажется. Это тоже болезнь. Бывает стресс такой, что наш организм справляется. А иногда мы чувствуем полное бессилие и безразличие. Чтобы этого не произошло, человеку нужна мотивация. Один философ сказал: «Для того, кто никуда не плывет, не существует попутного ветра».
— Как ее приобрести, эту мотивацию?
— Самое главное — это собственная активность, устремленность, поиски своего «я». «Был слеп Гомер, и глух Бетховен, и Демосфен косноязык». Но они себя создали такими, какими мы их знаем. Человек отвечает за то, каким он себя создал и творит каждый день.
Записала Екатерина МАЙ. Костромские ведомости