Бобка — главный пожарный пес Костромы.

Бобка, ну что же ты? Только что вытащил из огня такого крепенького мальчишку, а он вытащил куклу, — и вот сидишь пригорюнясь, ушки опустил…

Бронзовая скульптура собаке
— Печальные дела. Думал ли я, что меня вспомнят через 150 лет? Вспомнили. Моя собачья душа вздрогнула благодарно… Но и как-то неловко стало: мне, дворовому псу — памятник? И каждый бы на моем месте…
— Не каждый. Ты хорошо думаешь и о собаках и о людях. Иначе бы и не рисковал своей рыжей шкурой Но ты не ответил: отчего взгрустнул?
— Хорошо. Я смирился — памятник так памятник. И главное: от хороших людей, иногда совсем уж небогатых, стали копиться БАБКИ НА БОБКУ…
— От хороших, да. На днях в твою копилку вложила свои руб ли женщина не просто хорошая — ПРЕКРАСНАЯ. Ксения Игоревна Котляревская.
— Вот именно. У вас, людей, есть поговорка УШИ ВЯНУТ – уши мои повяли, когда я узнал, что деньги на памятник и на какую-то книгу кто-то украл.
— На книгу ПЕРЕПИСКИ Игоря Дедкова со знаменитыми писателями и людьми совсем незнаменитыми — очень важная книга… И честь бы Костроме за первоиздание…
— Так кто же украл? И чьи были деньги?
— Деньги тех, кто был друзьями Дедкова, кто был и будет его читателями, кто понимает его место в литературе и уже выстроил ряд: Белинский — Чаадаев — Апполон Григорьев — Игорь Дедков. Так написал вдумчивый публицист Ким Смирнов. А украли те, кто книг Дедкова не читал, не понял, что он такое для Костромы и России — украли абсолютные невежды. Люди с СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ. Бывает избыток сердца — бывает недостаток. И если к сердечной недостаточности прибавить умственную — то беда! А имен называть не буду. «Мне противно за них». Так сказала в сердцах, улучшая известное речение, другая ПРЕКРАСНАЯ женщина. А ушки ты подними и глазки не скашивай: за тобой правда. Остается предположить, что и НЕДОСТАТОЧНЫЕ люди ? потомки спасенных тобою.

Костромские
Костромская пожарная застава

— Знал бы я…
— Милый мой! Кто рожден спасать — тот будет спасать, не думая, надо ли, стоит ли. Кто рожден отдавать — это вид но еще в ясельках, в детском саду — будет отдавать себя всю жизнь. Наш Дедков пишет: есть два рефлекса: СПАСТИСЬ — СПАСТИ. Второй сильнее первого. Об этом — в книге пророка Исайи…
Это стоило зарифмовать:

Я загадал на тебя.
Вот что сказал мне Исайя:
ИЛИ СПАСЕШЬСЯ – СПАСАЯ,
ИЛИ ПОГИБНЕШЬ — ГУБЯ.

А то, что нарисовала нам Оленька Швейцер, включает и сверхзадачу. Она в том, что младенец УЖЕ спасает куклу, что на портрете — двое спасающих! А может быть и третий — вне портрета — в ком сердце открыто всякому благородному чувству. А может… таких людей — половина города?
— Гораздо больше! Девять десятых!
— Ты, Бобка, пес прекраснодушный. Так говорят обычно с улыб кой, снисходя к этому замечательному качеству с воображаемой высоты своего понимания вещей. Но, возможно, ты и прав: девять десятых. Возможно, и еще больше. Но В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРО ДА. — пословица из времен больших семей. Город — в общем, семья…
— Город — семья! Как хорошо…

* * *

Екатерина Май — мне очень нравится ее статья — пишет о знамени тых собаках. К ним прибавлю еще одну. Тот пес 16 или 17 лет ждал на аэродроме улетевшую хозяйку, его верности, его ВЕРЕ японцы — дело было там — поставили памятник.

Пес ждет хозяйку, а хозяйки нет.
Хозяйки нет уже 17 лет.
Собачий век, по счастью, не длиннее,
и пес приходит на аэродром.
Сидеть и ждать. На месте. На одном
и том же — постепенно каменея.
Ваятель выбрал серый диорит,
который нам о вере говорит,
о беглых проблесках в ночном ненастье…
Очнулся — и покажется со сна: ОНА!
О Господи… Нет, не она — а сердце разрывается от счастья.
Когда-нибудь, в невероятный год,
но к статуе старуха подойдет,
запричитает, будто улетала
и ненадолго, и недалеко…
И вот когда свободно и легко
выходим мы из камня и металла!

Бобка — главный пожарный пес Костромы
Что мы знаем о Бобке? Вот что пишет об этой собаке Леонид Колгушкин в своей энциклопедии быта и нравов Костромы начала XX века «Костромская старина».

«Выезд главной пожарной части всегда сопровождала большая, рыжая, мохнатая собака по кличке Бобка. Она была общей любимицей всех пожарных работников. Говорили, что на пожарах Бобка не раз выносил из горящих помещений детей и вещи. При звуке пожарного колокола этот бессменный дежурный первым выскакивал в открытые ворота и всегда бежал сбоку головной упряжки. Будучи уже старым, Бобка как-то в момент выезда команды по тревоге подвернулся под пожарные дроги и был задавлен насмерть. Все очень жалели эту умную собаку, и кто-то из её шкуры сделал чучело, которое поставили в дежурном помещении. Оно долгое время находилось там даже в послереволюционные годы».
Говорят, чтобы поставить кому-то или чему-то памятник, нужно доказать значимость деятельности человека или события через сто лет. В случае с Бобкой как раз прошло чуть больше века. А говорить о значимости этой собаки в жизни Костромы и вовсе не имеет смысла. Достаточно уже того, что он спасал из огня детей. Дети нарисуют Бобку.
Для создания памятника пожарному псу Бобке нужны деньги и желание действовать со стороны властей. Городская администрация уже делает небольшие шаги в этом направлении. Конечно о проектировании и установке памятника речи пока не идет, но « KB » стало известно, что в управлении по делам культуры, международных связей и туризма администрации Костромы создана рабочая группа «по Бобке». Уже подготовлены документы с положением о проведении в сентябре-октябре этого года конкурса детского рисунка, посвященного героическому пожарному псу. Его итоги планируется подвести в декабре, а лучшие работы маленьких костромичей попадут на выставку. Возможно, история Бобки будет включена в образовательные программы городских школ. И хотя эти планы пока еще находится на самом начальном этапе, есть надежда, что со временем памятник пожарному псу Бобке все-таки перестанет быть химерой и обретет реальные очертания.

Екатерина МАЙ

bobka

Нужен ли Костроме памятник Бобке?

«Отношение к животным является одной из основ, которые определяют цивилизованное общество», — сказал в одном из своих интервью столичный скульптор Александр Цигаль. Его слова — отчасти ответ на вопрос: «Зачем в Костроме нужен памятник пожарному псу Бобке?»
Сочувствие и страдание в бронзе Александр Цигаль — автор памятника «Сочувствие», установленного в переходе станции метро «Менделеевская» в Москве. Он поставлен собаке по кличке Мальчик. Несколько лет бездомный пес жил в переходе и был всеобщим любимцем. А потом его у всех на глазах зверски убила психически неуравновешенная топ-модель. Теперь станцию метро охраняет бронзовая беспородная псинка с лисье-овчаристой мордой, очень похожая на Мальчика. «Это памятник страданию, сочувствию и вообще отношению к животным», — говорит Александр Цигаль.
Памятники собакам — спасателям есть во всем мире. Если оглянуться на мировую историю, то мы найдем там немало подвигов «друзей человека», за которые впоследствии им были установлены памятники. Например, в Швейцарии есть памятник собаке-спасателю. Отважный сенбернар спас из-под снежных лавин 186 человек. Два памятника установлены собаке по кличке Балт, спасавшей людей во время эпидемии дифтерита на Аляске. Бронзовые изваяния собак-спасателей есть в Нью- Йорке, Осаке, Эдинбурге… Всех городов, где установлены памятники собакам-героям, не перечислить. Но у нас в Костроме тоже есть своя история, достойная людской благодарности. И имя ей — Бобка.

Одна мысль про “Бобка — главный пожарный пес Костромы.”

  1. Спасибо. Нашла у вас, что это был за пёс -большой,рыжий,мохнатый. А этот памятник в честь Бобки сейчас принимают за сербского пса в сетях интернета 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.