Новые разыскания о первом периоде русского театра

хроника русского театра

Литература русского театра, особенно за первый период его существования, дает нам лишь немногие опыты, достойные имени научных. Курьезные рассуждения о древности русского театра Елагина (в опыте повествования о России, М. 1803кн. 1). Историческое известие о театре Малиновского (Север. Арх. 1822), заметки «Греча», статейки о русском театре Загоскина (читанные в Общ. Люб. Росс. Словестности 1822), жалкие компиляции о театре Карабанова, «Летописи русского театра» Арапова (1852), «Старинный театр в России» (Соврем. 1857 г. кн. II и III) и «Актеры при Петре Вел.» (1858 г. кн. II) Пекарского, Материалы для истории русского театра Н. Попова (Библ. Зам. 1861 г. №14), Русский театр, его судьбы и его историки – Кони (Русс. Сцена №№3 и 6. 1864 г.), статьи профессора Петрова о мистериях и комедиях митрополита Довгалевского (в Труд. Киев. А. 1865, стр. 312), Старинный Русский театр в Европе А.Н. Веселовского (М. 1870), «Первое пятидесятилетие Русского театра» Н.С. Тихонравова (Речь, читанная в торжественном собрании Имп. Моск. Университете 12 Генв. 1833), вот вся наша литература о первой эпохе русского театра! В большинстве исчисленных работ повторяется лишь одно и то же без всякого разбора сомнительного, недостоверного и даже прямо ложного. Отрывочные мелкие факты, уцелевшие до нас в разрядных записях и расходных книгах Галицкой Четверти, рассказы некоторых иностранцев, — вот весь запас исторических данных, повторяемых на разные лады и манеры.

Лишь указанные статьи Пекарского обогащают историю русского театра, за первое время его существования, новыми богатыми фактами. Он изучил репертуар того времени по первым источникам, осветил его отчасти сравнительным методом и сообщил не мало данных, весьма важных для характеристики актеров при Петре Великом. Но так как  в этом последнем случае он руководствовался не самыми источниками, а лишь историческою запискою доставленною ему кн. Оболенским, то и в его труде вкрались некоторые неточности, усердно повторяемые всеми последующими работами.

В исследовательном и строго научном отношении первое место в литературе Русского театра занимают бесспорно труды Алексея Николаевича Веселовского и Н.С. Тихонравова. Г. Веселовский в своих исторических очерках представляет прежде всего обзор судеб театра в Германо-Латинском мире до той поры, как театр этот возымел влияние на младенчествующее русское драматическое искусство. Связь эта служит естественным переходом к очерку, посвященному начальному периоду русского театра, первым годам его существования, в связи с театром родственных Славянских племен. Он впервые подверг критике все баснословное, повторявшееся без разбора во всех предшествующих работах; он впервые привел в соотношение живой народный драматизм в народных обрядах, песнях и играх он первый проследил за развитием духовного и народного театра в старых его формах до той поры, когда водворяется на Руси новый гражданский театр с потребностью Европейского театра в русском обществе XVII века. Указав общие условия этой потребности, он определил и сами причины слабого развития у нас духовной драмы; наконец он представил очерк и самых пьес, дававшихся на русском театре в первые годы его существования.

Не менее драгоценна в научном отношении и речь г. Тихонравова, читанная им в торжественном собрании Московского Университета 12 генв. 1873 года «о первом пятидесятилетии русского театра». Сравнительный метод приложен им в этой речи к изучению репертуара первых принципов русского театра – Магистра Иоганна Готфрида Григори и Иоганна Куншта. Григори, по выводам г. Тихонравова, искал пьес не в школе, не в отжившем свое время запасе мистерий и моралите, но в среде тех комедиантов, которые пришли на Европейский материк из Англии, чтобы оживить новым духом разрушавшуюся народную сцену средневековой Германии, которые прошли эту страну вдоль и поперек, оставили глубокий след в драматической литературе и в сценической практике немцев. Артаксерсково действо,  так восхитившее царя Алексея Михайловича, в комедиях Юдиеи, Темир-Аксаково действо носят на себе типические черты так называемых английских комедий. Общий характер их – это потешные радостные комедии. Среди священных ликов являются шуты; междусения или междудействия наполнялись особыми стихами на один голос.

 Е. В. Барсов (Первоисточник полностью pdf)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.