A.N. Ostrovsky

Александр Николаевич Островский — Основоположник русского национального театра

1823 – 1886

 

Театр как дело серьезное и народное начался у нас тоже недавно, начался настоящим образом с Островского.

А.А.Григорьев 

Детство и юность

Александр Николаевич Островский родился в старинном купеческом и чиновничьем районе — Замоскворечье. В Москве, на Малой Ордынке до сих пор сохранился двухэтажный дом, в котором 12 апреля (31 марта) 1823 года появился на свет  будущий великий драматург. Здесь же, в Замоскворечье, — на Малой Ордынке, Пятницкой, Житной улицах — прошли его детство и юность.

Отец писателя, Николай Федорович Островский, был сыном священника, но по окончании духовной академии избрал светскую профессию — стал судейским чиновником. Из среды духовенства вышла и мать будущего писателя, Любовь Ивановна. Она умерла, когда мальчику было 8 лет. Через 5 лет отец женился вторично, на этот раз на дворянке. Успешно продвигаясь по службе, Николай Федорович в 1839 году получил дворянское звание, а в 1842 году вышел в отставку и стал заниматься частной юридической практикой. На доходы от клиентов — преимущественно богатых купцов — он приобрел несколько имений и в 1848 году, удалившись от дел, переехал в сельцо Щелыково Костромской губернии и стал помещиком.

В 1835 году Александр Николаевич поступил в 1-ю московскую гимназию, окончил ее в 1840 г. Еще в гимназические годы Островского привлекали литература и театр. По воле отца юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но Малый театр, в котором играли великие русские актеры Щепкин и Мочалов, притягивает  его к себе, как магнит. Это не было пустым влечением богатого шалопая, видящего в театре приятное развлечение: для Островского сцена стала жизнью. Эти интересы заставили его весной 1843 года оставить университет. «Я с молодости бросил все и весь отдался искусству», — вспоминал он впоследствии.

Отец его все еще надеялся, что сын станет чиновником, и определил его писцом в Московский совестный суд, в котором рассматривались главным образом семейные имущественные споры. В 1845 году Александр Николаевич перевелся в канцелярию Московского коммерческого суда чиновником по «словесному столу», т.е. по приему от просителей устных просьб.

Адвокатская практика отца, жизнь в Замоскворечье и служба в суде, продолжавшаяся почти восемь лет, дали Островскому немало сюжетов для его произведений.

1847-1851 гг. – ранний период

Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды сложились под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.

В 1847 году в газете «Московский городской листок» были напечатаны две сцены из комедии «Несостоятельный должник» — первого варианта комедии «Свои люди — сочтемся!», — комедия «Картина семейного счастья» и очерк «Записки Замоскворецкого жителя».

В 1849 году Островский закончил работу над первой большой комедией «Свои люди — сочтемся!».

В комедии высмеян грубый и жадный купец-самодур Самсон Силыч Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву — богатство. Но жадность губит его. Желая разбогатеть еще больше, Большов по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником. Подхалюзин, женившись на дочери Большова, присваивает себе имущество тестя и, отказываясь заплатить даже небольшую часть долгов, оставляет Большова в долговой тюрьме. Никакой жалости к отцу не чувствует и Липочка, дочь Большова, ставшая женой Подхалюзина.

В пьесе «Свои люди — сочтемся» уже проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая, народная речь. И у каждой из них — непростой, заставляющий задуматься конец. Потом ничто из найденного в первых опытах не исчезнет, а только будут «прирастать» новые черты.

Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин» и имела большой успех. Но постановка ее и повторные издания были запрещены цензурным комитетом.

Положение «неблагонадежного» писателя осложняло и без того тяжелые условия жизни Островского. Летом 1849 года он, вопреки воле отца и без венчания в церкви, женился на простой мещанке Агафье Ивановне. Разгневанный отец отказал сыну в дальнейшей материальной поддержке. Молодая семья испытывала тяжелую нужду. Несмотря н необеспеченное положение, Островский в январе 1851 года отказывается от службы и целиком отдается литературной деятельности.

1852-1855 гг. – «Москвитянский период»

Первыми пьесами, разрешенными к постановке на сцене, были «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок». Их появление явилось началом переворота во всем театральном искусстве. Впервые на сцене зритель увидел простую будничную жизнь. Это потребовало и нового стиля актерской игры: жизненная правда стала вытеснять напыщенную декламацию и «театральность» жестов.

В 1850 году Островский становится членом так называемой «молодой редакции» славянофильского журнала «Москвитянин».  Но отношения с главным редактором Погодиным складываются непросто. Несмотря на выполняемую огромную работу Островский все время оставался в долгу перед журналом. Погодин платил скупо.

 1855-1860 гг. – предреформенный период

В это время происходит сближение драматурга с революционно-демократическим лагерем. Окончательно определяется мировоззрение Островского. В 1856 году он сближается с журналом «Современник» и становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения установились у него с И.С.Тургеневым и Л.Н.Толстым, сотрудничавшими в «Современнике».

В 1856 г. вместе с другими русскими литераторами Островский принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, организованной Морским министерством для «описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской  России». Островскому было поручено обследование верховьев Волги. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и т.д. Все наблюдения были использованы Островским в его произведениях.

1860-1886 гг. – пореформенный период

В 1862 г. Островский посетил Германию, Австро-Венгрию, Италию, Францию и  Англию.

В 1865 г. он основывает в Москве артистический кружок. Островский был одним из его руководителей. Артистический кружок стал школой для талантливых любителей — будущих замечательных русских артистов: О.О.Садовской, М.П.Садовского, П.А.Стрепетовой, М.И.Писарева и многих других. В 1870 г. по инициативе драматурга в Москве создается Общество русских драматических писателей, с 1874 г. до конца жизни Островский являлся бессменным его председателем.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – пятьдесят четыре пьесы. «Исписал всю русскую жизнь» — от доисторических, сказочных времен («Снегурочка»), и событий прошлого (хроника «Козьма Захарьич Минин, Сухорук») до злободневной действительности. Произведения Островского и в конце XX века остаются на сцене. Его драмы часто звучат так современно, что заставляют гневаться тех, кто узнает на сцене себя.

Кроме того, перу Островского принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира, Гольдони и т.д. Его творчество охватывает огромный период: от 40-х гг. — поры крепостничества и до середины 80-х гг., отмеченных быстрым развитием капитализма и ростом рабочего движения.

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию «Комик XVII столетия» о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре — «Таланты и поклонники» (1881 г.) и «Без вины виноватые» (18983 г.). Здесь он показал как заманчива и трудна жизнь актрисы.

В каком-то смысле можно сказать, что Островский любил театр так же, как он любил Россию: не закрывал глаза на плохое и не упуская из виду самое дорогое и важное.

14 июня 1886 г. Александр Николаевич Островский умер в своем любимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах, на холмистых берегах маленьких извилистых речек.

В связи с тридцатипятилетием драматургической деятельности А.Н.Островского Иван Александрович Гончаров писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр», Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».

По материалам Энциклопедии для детей. Литература ч. I

Аванта+ , М., 1999

Литература

2 мысли о “Александр Николаевич Островский — Основоположник русского национального театра”

  1. Днем и ночью доступно бронирование билетов на сайте Малого Театра.
    ОСНОВНАЯ СЦЕНА: Москва, Театральный проезд, д. 1 (м.Театральная);
    СЦЕНА НА ОРДЫНКЕ Москва, ул. Большая Ордынка, д. 69 (м. Добрынинская);
    ЦВЕТНОЙ БУЛЬВАР Москва, Цветной бульвар, д. 3

  2. Днем и ночью доступно бронирование билетов на сайте Малого Театра.
    ОСНОВНАЯ СЦЕНА: Москва, Театральный проезд, д. 1 (м.Театральная);
    СЦЕНА НА ОРДЫНКЕ Москва, ул. Большая Ордынка, д. 69 (м. Добрынинская);
    ЦВЕТНОЙ БУЛЬВАР Москва, Цветной бульвар, д. 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.