Скромный фотогенерал Анатолий Сыромятников

Скромный фотогенерал Анатолий Сыромятников

Есть мнение, что скромность и талант редко уживаются вместе. Уживаются, и еще как! И уж точно – в костромском фотохудожнике Анатолии Сыромятникове.

Его авторитет непререкаем среди коллег по цеху – фотографов города. Сыромятников – не только высокая планка профессионализма, но и новаторства, любовь к эксперименту. А еще он художник – по чутью, по восприятию, по отношению к своему хлебу. Его называют главным костромским фотолетописцем: не пропускает ни одного значительного события в городе, ни одной интересной художественной выставки – всюду с фотоаппаратом. Рассказывают, что даже мяч на футбольном поле гонял с тяжеленной кинокамерой в руках. Зато теперь мы можем увидеть, как азартно молодой Игорь Дедков бьет по воротам. Если перечислять, что костромич Сыромятников умеет делать превосходно (а не абы как), то список получится внушительным: на «ты» с любой техникой, гараж построить – запросто, огородничать – так с использованием интересных методик…

Нынче Анатолию Николаевичу исполнилось 70 (всем бы так выглядеть в этом возрасте), по случаю юбилея в Дворянском собрании была открыта пусть небольшая, но замечательная выставка его работ. Только у любящего мужа могли получиться такие портреты жены. Между этими портретами – несколько десятилетий, а женщина потрясающе прекрасна на обоих. И каждый его пейзаж – находка. Собравшиеся на открытии выставки друзья, коллеги, однокашники – говорили о юбиляре от души, без натуги. «Фотогенерал для Костромы, а такой скромняга», «соберемся одни мужики, но и тут от Анатолия слова пошлого и бранного не услышишь»… А еще я узнала, что Анатолий Николаевич Сыромятников – сын фронтовика. Извещение о гибели отца пришло 9 мая 1945 года…

Интересные случаи из своей жизни он называет байками. «Ну, еще расскажу вам байку…» Это так по-сыромятниковски. Наверное, человеку свободно дышится, когда не думается о своей ступеньке на пьедестале.

«Всем терпящим бедствия…»

Была в Костроме замечательная личность – искусствовед Полина Аркадьевна Кульженко. Она проводила цикл лекций, посвященных музеям мира. Сама из дворян, прекрасно образована. Работала в Киевском художественном музее, кажется, хранителем. Когда началась война, руководство музея бежало, а она осталась с целью сохранить коллекции, насколько это возможно. Человек большой пунктуальности, она вела учет, куда и что уходило. Немцы ее заставили написать несколько статей в газете против советской власти – про разрушение храмов и прочее. Она написала – по сути – правду. Этого не простили. Была операция по захвату Кульженко в Киеве, еще при немцах. Партизаны пытались ее вывезти, но наткнулись на патруль и бежали. А она осталась. Кстати, Полина Аркадьевна была последней из советских людей, кто видел Янтарную комнату в Кенигсберге, когда ее немцы упаковывали. Об этом есть документальные свидетельства в печатных изданиях. После войны Кульженко арестовали, дали 10 лет лагерей, после которых сослали в Кострому. Вот у кого были энциклопедические познания и память! Когда читала лекции, в библиотеке набивался полный зал. А мне повезло быть ее помощником – делал слайды для иллюстраций. Жила она в комнате с подселением, отношения с соседями складывались непростые. Еще бы – быт для нее не существовал. Умерла в доме престарелых на хуторе 1 Мая. Коллекция полотен, которые ей дарили художники, куда-то канула, как и дневник, который она вела. Известно, что у него был эпиграф: «Всем терпящим бедствия в мире бесконечности – снисхождение».

О Шувалове

Первый раз увидел его на выставке «Пьянству – бой» в библиотеке им. Крупской. К сожалению, я тогда не снимал. Посмотрел его работы, послушал обсуждения. И понял: это совсем другое искусство, а не то, что нам впихивают и навязывают, где все приглаженное и правильное. Вот где настоящая жизнь народа! И тогда я для себя решил: за Шуваловым надо следить. Эту выставку проводила и пострадала за нее Рогнеда Абрамовна Алпатова, ее тогда с заведующей отделом культуры* сняли и перевели в сельскохозяйственный отдел.

* Имеется в виду отдел литературы по искусству. (Прим. публ.)

Человек в космосе

В школе я увлекался радиотехникой, собирал маленькие приемники в портсигарах. В продаже тогда ничего подобного не было. И вот этот приемничек на уроках часто незаметно слушал (наушник был один – от слухового аппарата). Этим занимался и 12 апреля на уроке английского. Вдруг слышу – идет сообщение о полете человека в космос. И фамилию называют – Гагарин. Я вскакиваю и ору: «Ребята, человек в космосе!» Учительница: «Какой человек… Что ты тут вскочил?» – «Да вот же – сообщили, у меня приемник». Тут все ребята бросились ко мне, слушают. А в это время по коридору – топот. Бежит наш завуч и кричит: «Человек в космосе! Наш, русский!»

С голубого ручейка

Мне, как заведующему кинофотолабораторией технологического института, доводилось частенько снимать учебные фильмы (например, о первичной обработке льна). А это командировки по стране – Белоруссия, Прибалтика, Узбекиcтан. Работа работой, но выкраивалось и свободное время. Когда был в командировке в Ржеве, на льнозаводе, – осуществил свою давнюю мечту – побывал у истока Волги.

Добирался на перекладных, шел пешком, ночевал в какой-то деревне. Но увидел! Местность болотистая, шатер деревянный, наподобие часовенки вокруг родника. Вот отсюда, с болотца, с маленького ручейка и начинается наша великая Волга. Удивительное там испытываешь чувство…

НЛО над городом?

Мечтаю кому-то знающим показать. Это снято в 2006 году в День города. Фейерверк завершился, я был за Волгой и решил запечатлеть центральную часть левобережья с максимальным приближением. Сделал подряд с различными выдержками шесть снимков. Ничего особенного в небе тогда не заметил. А когда стал просматривать отснятое на компьютере, то сильно удивился. Какие-то странные объекты зависали над Костромой! Вглядываюсь в монитор: ба, да у каждого по два источника света, причем в форме импульсов. Интерференционная решетка видна! Не берусь, конечно, утверждать, что мне удалось запечатлеть НЛО, но уж очень похоже.

О Дедкове

Я уже тогда догадывался о масштабе личности Дедкова. Мы собирались по воскресеньям на футбольном поле напротив «Маёвки» – журналисты, художники. Естественно, не только гоняли мяч, были какие-то разговоры, обсуждения. Я – человек «не говорящий», а слушающий и делающий руками, поэтому решил, что надо запечатлевать Игоря Александровича для истории, причем в неформальной обстановке. И снял фильм. А в большой теннис в Костроме он играл только со мной. Спортсменом большим не был, но играл хорошо. Да и это ведь совсем неважно…

А плов надо доесть

В Узбекистане снимал фильм об обработке кенафа. Это такая волокнистая культура, которая, в отличие от нашего низкорослого льна, достигает высоты до 4-5 метров.

Кенаф – интересно. Но надо увидеть и медресе, и караван-сарай. Побывал и снимал в Бухаре, в Самарканде. В чайхане настоящей был! Сначала поехали на рынок, закупили мясо, рис, зелень, специи. Отправились куда-то на окраину города. Кучка растений, арык течет. Тут и чайхана. Пол, застеленный одеялом, и есть стол. Казан берется в прокат, и посетители сами готовят плов. У нас, правда, был товарищ, который умел это делать. Плов едят только свежеприготовленный, вчерашний – это в России можно.

Плова много, а съесть надо все. Ответственный за приготовление имеет право брать из казана оставшееся и руками запихивать тебе в рот; съедай. Нам показывали, как это делается. Может, и байка для приезжих.

Кадр есть!

Огромное удовольствие получаю, когда во время съемок чувствую: кадр есть! Поймал! Еще ничего не напечатано, но уже понятно, что работал не зря. Тут осознаешь: жизнь в мгновении…

Записала Алевтина Новикова
Фото Н. Суворова

«Голос народа – Кострома». – 2014. – № 29 (18 июня)


Anatoly Syromyatnikov and Boris Korobov
А.Н. Сыромятников и Б.К. Коробов.
Фото А. Новиковой. 29 августа 2023 г.

Приложение.
Фотографии А.Н. Сыромятникова

Kostroma, early 1990s. Photo by Anatoly Syromyatnikov
Kostroma, early 1990s. Photo by Anatoly Syromyatnikov
Кострома. Август 1991 года
Б.Н. Годунов. Отчётно-выборная конференция Костромского фонда культуры. 23 ноября 2002 г.
Презентация сборника стихов Ольги Коловой «Здесь, в России», изданного Фондом культуры. Выступает Владимир Леонович. Костромская областная библиотека. 25 ноября 2003 г.
Могила Е.В. Честнякова на кладбище села Илешева. 11.07.2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.