Timerbek, апрель 2006
Романовские татары… в указах царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича мы не раз сталкиваемся с ныне несуществующей группой татар. Куда же они делись? Попробуем разобраться. Этому и посвящена наша работа, написанная на основании интернет-обзора материалов по данной тематике*.
Романов
В 1554 году в Ногайской орде произошел переворот. Власть захватил мирза Исмаил, убив своего брата бия Юсуфа. Сыновья последнего постепенно переходят на службу Москве. В 1565 году Иван Грозный отдает Ибрагиму сыну Юсуфа город Романов и окрестные деревни в кормление. Постепенно к своим знатным сородичам приезжали ногайцы, вышедшие на службу к русскому царю. Они селились около города, где возникла татарская слобода. Так в пределах России появляется еще один «татарский» город. Населяющие Романов «мурзы и татары» исповедовали свою религию, имели в городе мечети.
В 1570 году Ибрагиму наследует его брат Иль мурза. Иван Грозный пожаловал Иль мурзе Юсупову во владение село Никольское. Вероятно, у Иль мурзы был в городе свой дворец. После смерти Иль мурзы в 1612 году «княжение» переходит к его сыну Сеюшу. Казаки и татары, испомещенные в Романове подчинялись непосредственно своему князю ногайскому, а население платило ему ясак. Но Михаил Федорович Романов Указом 1614 года установил в городе царского воеводу, ограничив самостоятельность татар, а в 1620 году после челобитной посадских людей ясак стал уходить напрямую в Посольский приказ, а мурзам выплачивалось только жалованье. В 1656 году умирает мурза Сеюш, оставшись верным вере предков. У Сеюша было пять сыновей, но, по-видимому, власть окончательно переходит к русскому воеводе. Первым принял святое крещение сын Сеюша и правнук Юсуфа Абдул мурза. После крещения он получил имя Дмитрия Сеюшевича Юсупова-Княжева. От сыновей Сеюша и пошел знаменитый род князей Юсуповых.
Русское правительство последовательно проводило по отношению к романовским, как впрочем, и к другим татарам политику постепенного крещения. Взять хотя бы «Указ царя Федора Алексеевича о разных монарших милостях романовским мурзам и татарам, за принятие христианской веры» от 21 мая 1680 года. И менее знатных ногайцев постепенно ассимилировали, вынуждая креститься. Сначала чисто экономическими мерами. Так, Алексей Михайлович запретил под любым предлогом передавать или продавать «татарам» наделы русских помещиков или крестьян. А в 1680 году в Костроме образована Татарская слобода из татар, переведенных по царскому указу из Романовского уезда. Царь Петр, применил уже и насильственные меры: земли ногайцев, не пожелавших креститься, забирали в казну. Но, скорее всего, значительная часть татар так и осталась в мусульманской вере. Вера для них была даром божьим, который они несли, несмотря на тяготы, на протяжении всей своей жизни. Окончательный удар по романовским мурзам нанесла императрица Елизавета Петровна, выселив их всех в Татарскую слободу Костромы в 1761 году. Мечеть закрыли, дворец разобрали…
Но Романов оставил заметный свой след в истории. Именно из этого города вышли знатные служилые роды: Сабанеевы, Алаевы, князья Юсуповы, род адмирала Ушакова. О «татарских временах» до сих пор свидетельствуют географические названия татарского происхождения – Яскино, Батыево, Баскаково.
Кострома
Взгляд Ахуна Сафарова. Мулла мечети татарской слободы на протяжении всей 2-ой половины 19 века.
Костромская подгорная Татарская слобода расположена близ самого города на восток, в два ряда чистеньких раскрашенных домиков в один этаж, по отлогому берегу реки Волги, на живописном положении. Из середины Слободы величаво красуется с луной деревянная мечеть, а далее, за слободой, сосновая роща, где находится мусульманское кладбище с памятниками, что резко бросается в глаза для каждого проезжающего Волгой. Здешние татары, живущие среди русского народа, не утратили своей религии, доброй нравственности, и преданности к Белому царю. Вообще, Татарская Слобода отличается чистотой и опрятностью и служит местом прогулки и экскурсий для костромичей, идущих сюда по праздникам полюбоваться местностью и житьем-бытьем татар. Население принадлежит к потомкам служилых татар, зачисленных в 1779 году в сословие казенных крестьян, из коих многие дворянской фамилии, как-то Бильгильдеевы, Булатовы и др. В мае 1767 году императрица Екатерина, быв в городе Костроме, повелела местному воеводе Малыгину иметь собственное смотрение и попечение о нуждах и просьбах татар этой слободы.
И взгляд с другого берега…
Слободу отделяла – и в настоящее время отделяет – Чёрная речка, которая в начале века являлась юго-восточной границей города, оканчивающегося Ямской слободой (конец улицы Нижняя Дебря). К началу нашего столетия население слободы составляли исключительно татары, причём, их было всего не более 7–8 фамилий. Это были Женодаровы, Булатовы, Маметевы, Космасовы, Бильгильдеевы, Курочкины, Сиушевы, Кадыбердеевы. Всего же взрослого населения насчитывалось не более 2 000 человек.
Посёлок состоял из нескольких узких улиц, застроенных маленькими деревянными домами с двориками, отгороженными от соседей деревянными заборами. Было несколько двухэтажных домов, принадлежавших местным богачам. При каждом домовладении имелись конюшни, коровники и сараи. Улицы были очень грязные даже летом, но в домах постоянно поддерживалась чистота и опрятность. У входа всегда стоял высокий медный кумган и таз для омовения. Этого мусульманского обычая все придерживались строго.
Слобожане крепко придерживались обрядов, языка, религии, привычек и занятий своих предков. Даже национальные костюмы старались сохранить в том виде, в каком их носили 100–200 лет тому назад их предки. Мужчины надевали тёмные длинные поддёвки «в талью», покроя поповского подрясника. Головы гладко брили, усы и реденькие бородки оставляли. Даже дома они никогда не снимали тюбетейки, а, выходя на улицу, прямо на неё надевали другой головной убор – шапку или какую-нибудь шляпу.
Женщины носили такие же поддёвки и сарафаны особого национального покроя. Платки повязывали, сгибая их под прямым углом, а не на угол, как принято у русских. В праздник ураза-байрам, по пятницам и в другие торжественные дни под платок надевали маленькую шапочку, расшитую мишурой и бисером. Пожилая женщина иногда носила чадру, т.е. белую накидку, которая закрывала её с головы до пят. Девушки вплетали в косы серебряные монеты и по праздникам надевали яркие шёлковые национальные костюмы, которые у некоторых переходили из поколения в поколение. Женщины почти не говорили по-русски, мужчины же, работая в городе, говорили по-русски, но с большим акцентом.
В то время было принято каждого татарина, при обращении к нему, называть «князь», на что они никогда не обижались.
Между слободой и усадьбой «Васильевское» фабрикантов Зотовых, земля принадлежала слободе, и многие из её жителей занимались хлебопашеством. Основная же профессия большинства мужчин была извоз. Они ежедневно выезжали в город на легковую и ломовую биржи. Многие, не имея своих лошадей, работали по найму у своих богатых соседей. Так, у одного из Маметевых было несколько десятков лошадей, и он эксплуатировал десятки своих однослобожан. Другой предприниматель, Космасов Исхан, имел несколько десятков кобылиц, изготовлял кумыс и торговал им в Костроме. У него также было много наёмных рук.
Были среди жителей слободы и хорошие волгари. Они работали матросами, водоливами, лоцманами и даже капитанами пароходов. Богач Маметев имел собственные баржи, и даже буксирные пароходы, на которых работали также его однослобожане. Почти у всех слобожан имелись свои лодки, которые служили не для праздничных прогулок, а для получения даров Волги. В то время как костромичи, выйдя на Набережную или Муравьёвку, любовались величественной стихией – весенним волжским ледоходом, когда могучая река всё сметала на своём пути, ломая и унося прибрежные стройки и лесоматериалы, вливая свои воды в костромские улицы, иногда вплоть до Нижней Дебри, – у татар наступала самая горячая пора. С риском для жизни, соревнуясь в удальстве, они с лодок вылавливали плывущие дрова, брёвна, разбитые строения и прочее. Редко что-либо ценное проскальзывало мимо слободы.
На самом берегу Волги стояла мечеть с невысоким минаретом, с которого каждое утро и вечер слышался протяжный голос муэдзина, призывающего правоверных к утреннему или вечернему намазу (молитве). Большое историческое прошлое имеет татарское кладбище. Некоторые сосны – прямые потомки той дремучей тайги, которая окружала Кострому в далёкие времена. Быть может, этот маленький островок деревьев когда-то сливался воедино с той дебрей, от которой получила название улица Нижняя Дебря. Многие десятки поколений Татарской слободы обрели здесь вечный покой. Простые каменные надгробья и маленькие обелиски кое-где ещё сохранили надписи на татарском языке. Очень древних памятников на кладбище не сохранилось, так как за недостатком места старые могилы перекапывались.
Основная масса слободских татар отличалась трезвым поведением, примерным трудолюбием и честностью. Но они не любили приезжающих в слободу даже своих единоверцев, называя их оскорбительным словом «алабак», что в переводе на русский язык означало, кажется, «собака» или «пёс». Браки совершались в основном между однослобожанами. Редко принимали в семьи невесток из Тетюшей или Казани, и на них слобожане смотрели искоса. Браки с русскими считались преступлением. Так предки охраняли чистоту своей веры, обычаев и установившуюся на протяжении веков обрядность. Слободских женщин очень редко можно было видеть в городе. Чёрная речка для них была тем «Рубиконом», который им было трудно перешагнуть.
В начале 20 века в Костроме проживало около 5 000 татар-мусульман…
Источники и литература
- Арсюхин Е., Андрианова Н. Романов-Борисоглебск (Тутаев) скромный анклав Ногайской Орды // http://archeologia.narod.ru
- Колгушкин Л. А. Костромская старина // http://www.kostromka.ru
- Мингалеева А., Фейзрахманов Д. Мусульмане Костромы: история и современность // http://www.islamminbare.freeservers.com
- Черных Н. А. Последний старец. Жизнеописание архимандрита Павла (Груздева) // http://www.sakharov-center.ru
- Ногманов А. И. Самодержавие и татары. Очерки истории законодательной политики второй половины XVI–XVIII веков. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 215 с.
- возможно еще не очень крупные выдержки из интернет-источников
* Информация почерпнута из интернета и других источников и переработана.
Данная работа первоначально публиковалась на Tatnet форуме 30.03.2006