Сусанинский храм

О концепции областной целевой программы «историко-культурное, природное и духовное наследие костромской области» (до 2020 года)

Вид публикуемого материала: Документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГУБЕРНАТОР КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 марта 2005 г. № 100

В целях реализации государственной политики по сохранению и приумножению историко-культурного, природного и духовного наследия в Костромской области постановляю:

1. Одобрить прилагаемую концепцию областной целевой программы «Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области» (до 2020 года).

2. Заместителю главы администрации области, начальнику департамента культуры и туризма Коробову Б.К. в срок до 20 марта 2005 года организовать подготовку необходимых документов и представить их губернатору области для внесения концепции областной целевой программы «Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области» (до 2020 года) на рассмотрение в Костромскую областную Думу.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области, начальника департамента культуры и туризма Коробова Б.К.

4. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Губернатор

Костромской области

В.А.ШЕРШУНОВ

Приложение
к постановлению
губернатора
Костромской области
от 4 марта 2005 г. N 100

КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ, ПРИРОДНОЕ И ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ (ДО 2020 ГОДА)»

Введение

Сохранение наследия, как органической части национального богатства, и его передача из поколения в поколение, особенно в условиях глобализации и обострения общецивилизационных проблем развития человечества — от экологических и техногенных катаклизмов до нарастающих экспансий терроризма — становятся необходимыми условиями устойчивого социально-экономического развития общества и его ячеек, ключевым фактором естественной динамики экологических процессов и культурной идентичности народов и этносов.

К настоящему времени в мировой науке и цивилизованном сообществе в целом созрело представление о природном и культурном наследии как приоритетной социальной ценности, в значительной степени определяющей параметры устойчивого развития. Накоплен положительный опыт сохранения и использования наследия в целях обеспечения устойчивого развития.

Формируется подобное отношение к наследию и в условиях современной России. Об этом свидетельствует целый ряд региональных и местных инициатив по воссозданию объектов наследия. На это направлен и общероссийский проект «Национальный доклад об историко-культурном и природном наследии России», утвержденный Конгрессом исторических городов и регионов России в октябре 2004 года. Одним из инициаторов этого проекта выступила администрация Костромской области.

Актуальность и значимость проблем сохранения наследия для России возрастает в связи с необходимостью дальнейшего укрепления государственности и развития демократии, перехода к гражданскому обществу с многоотраслевой диверсифицированной экономикой, выхода страны на передовые позиции в мире. Это требует высокой степени доверия и консолидации всех слоев общества по отношению к государству и общественным институтам. Фундаментальным основанием для этого является непрерывно растущий уровень общей и профессиональной культуры, знаний и опыта населения на базе развития и рационального использования социокультурного, природного и экономического потенциалов страны. Однако, несмотря на огромную емкость этих взаимосвязанных потенциалов в России, они используются пока, во-первых, разрозненно и бессистемно, во-вторых, не всегда эффективно. Поэтому проблемы сохранения и использования историко-культурного и природного наследия должны рассматриваться как органическая часть общей стратегии преумножения национального и регионального богатства.

Основные понятия, трактуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными правовыми актами и современными научными представлениями:

Наследие (природное и культурное) — особо ценные объекты и явления окружающей среды, отражающие историю природы и общества в их естественном (первозданном) и культурном многообразии.

Культурное наследие — объекты и явления материальной и духовной культуры народов, имеющие особую историческую (в т.ч. религиозную), художественную, эстетическую и научную ценность для обеспечения социальной преемственности поколений.

Духовное (нематериальное) наследие — особо ценные объекты нематериальной культуры народов в форме национальных языков, фольклора, искусства, научных знаний, бытовых навыков, обычаев, традиций, религий этносов и иных социальных групп.

Памятники истории и культуры — особо ценные объекты материальной и духовной культуры народов в форме отдельных сооружений, их ансамблей и памятных мест, имеющие законодательно установленный режим особой охраны.

Природное наследие — объекты и явления среды естественного происхождения, имеющие особую экологическую, рекреационную, эстетическую и научную ценность.

Особо охраняемые природные территории — земные и водные пространства с особо важными экологическими функциями, имеющие законодательно установленный режим охраны.

Всемирное культурное и природное наследие — памятники природы, истории и культуры, их ансамбли, а также достопримечательные места, имеющие выдающуюся универсальную ценность и внесенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Концепция разработана согласно постановлению губернатора Костромской области В.А.Шершунова от 26.04.2004 N 210 «Об областной целевой программе «Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области» под руководством заместителя главы администрации области, начальника департамента культуры и туризма Б.К.Коробова. Концепция подготовлена авторским коллективом Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова под руководством профессора Н.М.Рассадина в составе: П.Б.Алексеева, Л.Э.Аметовой, Н.С.Ганцовской, И.Н.Захарова, С.А.Кабатова, В.В.Кривошеина, Б.В.Куприянова, В.П.Лебедева, А.Р.Наумова, А.В.Новикова, В.К.Суворова, Е.А.Сысуева и Е.А.Чугунова.

Основные особенности концепции

Концепция областной целевой программы «Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области (до 2020 года)» (далее — Концепция) основывается на фундаментальном значении отечественной культуры в жизни государства и общества как главного регулятора поведения, деятельности, жизненной позиции человека, которая оказывает влияние на все сферы государственного и гражданского бытия.

Необходимость концептуального подхода к развитию культуры области обусловлена наличием уникального культурно-исторического и природного наследия, богатых духовных традиций, требованиями развития инфраструктуры культуры и туризма.

Концепция предусматривает признание сферы культуры в качестве одного из базовых составляющих факторов социально-экономического развития территории.

Концепция исходит из объективной оценки социокультурной, финансово-экономической ситуации, существующих проблем развития культуры и туристической индустрии региона, сконцентрирована на определении приоритетных направлений развития данных отраслей.

Концепция нацеливает на переход от отраслевого принципа управления сферой культуры к взаимодействию с другими отраслями.

Концепция направлена на достижение стратегических целей региональной культурной политики в соответствии с государственной политикой Российской Федерации:

— сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала области, их популяризация и приумножение;

— духовное возрождение населения, создание условий для доступа к культурным ценностям, самоорганизации и творческой самореализации личности;

— воспитание детей, подростков и молодежи Костромской области в духе уважения и сохранения культурных традиций, бережного отношения к историко-культурному и природному наследию края. Концепция ориентирована на достижение долгосрочных целей социальной и культурной политики Костромской области. Важнейшими из них являются:

— изменение отношения человека к культуре, уход от утилитарного отношения к культурному, духовному и природному наследию, ориентация человека-гражданина на социальное, экономическое и политическое укрепление государства;

— сохранение культурного потенциала и культурного наследия области, обеспечение преемственности местных традиций и многообразия духовной жизни, культурных инноваций;

— обеспечение единого культурного пространства области, создание условий и равных возможностей доступа к культурным ценностям для населения, представителей различных социальных групп;

— повышение роли органов местного самоуправления, социально ориентированных структур в работе по сохранению и развитию культуры области.

Концепция определяет основные задачи Программы:

— сохранение и эффективное использование культурного, духовно-исторического и природного наследия;

— формирование ценностей личности и основных социальных групп, способствующих социально-экономическому развитию области, формирование потребности у населения в высококачественных культурных услугах;

— выработка новых моделей культурной политики, учитывающей местную социально-экономическую и культурную специфику;

— содействие децентрализации культурных инициатив, активному вовлечению населения, городов-партнеров, бизнес-сообществ в формирование культурного пространства;

— выявление, сохранение и развитие уникальных культурных особенностей, способствующих формированию индивидуального образа каждого города, качественному изменению городской среды;

— формирование и развитие культурно-туристической инфраструктуры городов, укрепление их статуса (имиджа) культурных столиц прилегающих сельских районов;

— развитие и поддержка профессионального искусства и самодеятельного творчества;

— оптимизация инфраструктуры социокультурной сферы области, создание единого культурного пространства;

— концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры, привлечение других источников финансирования;

— повышение инвестиционной привлекательности региона.

Для разработки программы «Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области» Концепция определяет приоритеты в региональной культурной политике:

— сохранение и развитие, изучение и использование культурно-исторического, духовного и природного наследия области (традиционная народная культура, профессиональное искусство, памятники истории и культуры, библиотеки, музеи, природные памятники Костромской области);

— образование, просвещение, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание молодежи (создание и внедрение учебных программ, исследовательская работа учащихся и студентов, издание учебных материалов);

— развитие туризма (информационные ресурсы, правовое, научное и организационное обеспечение).

Особенности Концепции:

Концепция направлена на сознательное, активное и наиболее полное включение всех управленческих структур, социальных и возрастных групп населения области в процессы изучения и практического освоения ценностей культурного, духовно-нравственного и природного достояния региона. В ее основе лежит изменение ценностных отношений человек — общество — государство, когда человек-гражданин не отделяет себя от национальной культуры, интериоризирует духовно-нравственные ценности и выступает сознательным и активным субъектом социальных отношений, осознавая, что он при этом сохраняет, преумножает и защищает. Концепция придает особое значение просвещению, образованию и культурно-массовой работе учащихся и студентов высших и средних учебных заведений, развитию волонтерского движения всех возрастных групп, особенно молодежи.

Концепция направлена на создание новых моделей культурной политики с учетом местной социально-экономической и культурной специфики, культурных предпочтений населения; на содействие формированию особой, уникальной культурной среды каждого города, определению его культурно-исторической миссии в региональном, российском и международном масштабах, возрождению забытых и формированию новых, современных культурных традиций.

Концепция осуществляет межведомственный подход и включение в разработку Программы инициатив местных сообществ, культурных центров, религиозных организаций, национальных объединений, творческих союзов и граждан. Такие проекты позволяют эффективно использовать внутренние ресурсы, привлекать дополнительные средства для решения проблем. Часть мероприятий Программы должна основываться на предложениях граждан.

Концепция актуализирует проекты, вовлекающие в культурную деятельность учреждения высшего и среднего образования, местные производства, предпринимательские (в том числе туристические) структуры, общественно-полезную инициативу граждан. В этом случае последние начинают выступать не только в роли спонсоров, но и в качестве партнеров по деятельности, направленной как на создание культурного имиджа местного предпринимательства, так и на продвижение производимой продукции на внутренний и внешний рынки. Программа предусматривает работу по формированию и оптимизации таких партнерских отношений.

Предпосылки реализации проекта в Костромской области

Преимущества осуществления данного проекта в Костромской области обусловлены следующими факторами:

— глубокие исторические корни, уникальные памятники старины и природные зоны, связь с выдающимися представителями российской науки и искусства, уникальность провинциальной культуры, формирующей самобытный менталитет и патриотический дух костромичей;

— национально-историческое признание Костромской земли одним из регионов, являющихся духовным ядром развития российского народа и российской государственности;

— наличие целого ряда исторических городов и поселений (Кострома, Галич, Нерехта, Буй, Судиславль, Кологрив, Красное-на-Волге и др.), жители которых являются носителями традиций, отражающих историю, культуру, жизненный уклад русского народа и Костромского края;

— выгодное географическое расположение в центре европейской части России и разветвленная транспортная система, включающая водные артерии Верхневолжья;,

— наличие реальных и потенциальных возможностей для современного информационного обеспечения проекта;

— необходимая и развивающаяся научно-образовательная база для обеспечения научного обоснования и реализации различных направлений проекта;

— значительный историко-культурный и природный потенциал исторических городов и поселений области для использования его в качестве особого туристического продукта как фактора культурного и экономического развития;

— национально-историческое признание Костромской земли в качестве родины символа российской государственности — царствовавшей более 300 лет династии Романовых;

— наличие целого ряда исторически сложившихся и широко используемых в настоящее время культурно-исторических образов-символов (И.Сусанин, Снегурочка, «Берендеево царство»).

Ограничения и проблемы осуществления проекта связаны с необходимостью преодоления следующих трудностей:

— недооценка органами управления и населением роли и значения наследия как стратегического фактора устойчивого развития и консолидации общества;

— значительная отстраненность граждан России, ее регионов от своего наследия;

— сложность социально-экономического положения и невысокий уровень доходов населения, не способствующий актуализации духовно-культурного развития;

— реформирование системы государственной власти и местного самоуправления, модернизация механизмов межбюджетных отношений и административно-территориального деления;

— многоцелевое и многофункциональное назначение данного проекта и программ его реализации, предопределяющее сложность, во-первых, тщательного обоснования и взвешенной оценки реалистичности выполнения при наличии имеющихся и потенциальных ресурсов, во-вторых, создания эффективной системы управления столь непростым стратегическим проектом;

— ограниченность традиционного восприятия «сохранения и использования» как совокупности культуре и природоохранных мероприятий, связанных с выявлением, описанием, реставрацией и т.п. в ущерб образованию, просвещению и воспитанию.

Цели и задачи проекта

Главной стратегической целью проекта является сохранение и рациональное использование историко-культурного, природного и духовного наследия (потенциала) области и превращения его в фактор устойчивого социокультурного и экономического развития.

Цели проекта (могут дополняться и уточняться в процессе реализации):

— возрождение самобытности Костромского края как исконной части России;

— сохранение и приумножение историко-культурного, природного и духовного наследия области, обеспечение его преемственности для будущих поколений;

— обеспечение притока инвестиций в развитие историко-культурного, природного и духовного потенциала области, развитие туристической индустрии и увеличение числа рабочих мест;

— культурно-нравственное просвещение и воспитание всех возрастных и социальных групп населения области, формирование морально-этических качеств и гражданских чувств.

Задачи проекта (могут дополняться и уточняться в процессе реализации):

— совершенствование нормативно-правовой базы сохранения и использования наследия на федеральном, региональном и местном уровнях;

— формирование системы управления реализацией данного проекта с определением роли, места и ответственности органов государственной и муниципальной власти, а также негосударственных структур;

— формирование системы всестороннего мониторинга и оценки состояния наследия области;

— расширение информационных возможностей и доступа широкой общественности к активному использованию наследия как фактора развития общей культуры и материальной самодостаточности;

— налаживание партнерских отношений и разработка совместных социальных и экономических программ участниками реализации проекта;

— привлечение общественности, некоммерческих организаций, бизнес-структур, средств массовой информации, всех жителей области к сохранению, изучению и пропаганде наследия;

— создание комфортной социокультурной и экологической среды проживания и пребывания на территории области;

— развитие деловой активности граждан на основе использования лучших традиций костромского и российского предпринимательства;

— расширение сферы туристических услуг и пополнение за счет этого консолидированного бюджета области.

Участники и органы управления подготовкой и реализацией проекта

Основными участниками проекта являются: население области, федеральные, региональные органы государственной власти и местного самоуправления, организации культуры, искусства и кино, научные организации, учреждения общего, профессионального и дополнительного образования, общественные и некоммерческие организации, учреждения туристской и рекреационной сферы, отечественные и международные ассоциации и творческие союзы, российские и зарубежные предприятия, а также бизнес-структуры, местные и центральные СМИ, чьи цели корреспондируются с основной целью проекта.

Высшим руководящим органом данного проекта может стать Совет во главе с губернатором, созданный для принятия важнейших политических решений по поводу разработки и реализации стратегического плана сохранения и использования наследия области, его основных направлений и координации усилий всех участников проекта. В состав совета включаются представители администрации области и исторических городов области, областного законодательного собрания, федеральных органов, Российского союза исторических городов и регионов, деловых кругов, общественных организаций, учреждений образования, науки и культуры, туристических предприятий.

Экспертный совет как научно-методическая комиссия создается из числа известных в области ученых и специалистов, глубоко знающих проблемы области и ее наследия (7-10 чел.). Экспертный совет вносит предложения по стратегии развития программы, рассматривает спорные проблемы перед обсуждением на заседании Совета программы.

Исполнительная дирекция создается как рабочий орган по осуществлению текущих конкретных мер и программ, вытекающих из стратегического плана. Она формируется по распоряжению губернатора области и включает помимо профильных работников администраций представителей государственных и негосударственных организаций, предприятий, граждан, являющихся собственниками и распорядителями объектов наследия и/или активно участвующих в его сохранении. Основная функция исполнительной дирекции — сбор и предоставление всесторонней информации о состоянии наследия на подведомственной территории, оказание методической и организационной помощи в реализации проекта координация работы местных специалистов, экспертов, деловых кругов, общественности.

Исполнительная дирекция вправе создавать тематические комиссии, которые занимаются анализом проблем по отдельным направлениям проекта, определением локальных целей и задач, разработкой целевых комплексных программ и мер их выполнения. Число таких комиссий определяется в соответствии с количеством выбранных основных направлений и приоритетов (не более 5-10). В их состав входят работники областной и муниципальных администраций, специалисты в области наследия, а также представители предприятий, фирм, общественных организаций. Для обеспечения необходимого единства подходов в разных тематических комиссиях из представителей научных кругов и специалистов, входящих в эти комиссии, формируется методический семинар, который регулярно на открытых заседаниях обсуждает отдельные аспекты стратегического плана и пути их согласованного решения.

Организационная структура

системы управления реализацией программы

Основные направления реализации программы

Схема стратегического плана реализации проекта: структура и порядок подготовки

Стратегический план реализации проекта «Сохранение и использование историко-культурного, природного и духовного наследия Костромской области» является системообразующим элементом общей концепции устойчивого развития области и имеет, как минимум, два крупных преимущества. Во-первых, это средство достижения согласия по поводу приоритетов устойчивого развития, ибо при формировании и реализации стратегического плана создается поле для переговоров, где вырабатываются мнения и решения по поводу важнейших аспектов и направлений деятельности, осуществляемых совместно властями, общественными организациями и бизнес-сообществом. Во-вторых, это средство защиты интересов и конкурентоспособности области на региональном, федеральном и международном уровнях за счет мобилизации такого мощного ресурса развития, как высокая степень общественного согласия, достигаемого на основе патриотического и просветительского отношения к сохранению и использованию наследия.

В стратегическом плане реализации проекта определяются как долгосрочные ориентиры и перспективные направления, так и конкретные действия. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий (до 2020 года и далее), но среднесрочным (3-5 лет) по характеру включенных в него мер.

В процессе разработки плана необходимы общественные слушания и заседания тематических комиссий, опубликование в СМИ промежуточных результатов и рабочих проектов, экспертиза поступающих замечаний и предложений, что будет способствовать уже на этой стадии объединению усилий власти, деловых кругов, активной части населения в составлении плана.

Работа по плану предусматривает постоянную научно-методическую поддержку, мониторинг выполнения, регулярную оценку реализации и необходимую корректировку, совершенствование созданных организационных структур.

Сформированный на базе обработки аналитических материалов (подготовительный этап) стратегический план, включающий основные цели, задачи и меры (целевые программы) по поэтапному осуществлению проекта, может быть весьма объемным, но в то же время достаточно конкретным и мобилизующим. Он должен включать в себя основной текст программы, описания основных направлений реализации. Дополнительно могут быть подготовлены картографические материалы (информационные карты стратегического плана), а также материалы, подготовленные тематическими комиссиями и содержащие материалы к обоснованию ресурсного обеспечения направлений Программы (частные стратегии).

Стратегический план проекта «Сохранение и использование историко-культурного, природного и духовного наследия» строится на основе проверенной практикой схемы стратегического планирования с учетом современных реалий и особенностей Костромской области.

Структура схемы стратегического плана: определение целей и задач — анализ внутренней и внешней среды — анализ ресурсных возможностей — выделение основных направлений и приоритетов — определение этапов — формирование конкретных планов действий и целевых программ — формирование организационно-управленческих структур — ожидаемые результаты и оценка эффективности процесса реализации — контроль и корректировка процесса реализации.

Механизмы реализации проектов, включаемых в Программу, подразумевают следующие этапы:

— изучение (сбор материалов, систематизация и т.п.);

— апробация (научные собрания, книги, фильмы, карты, учебные программы и т.п.);

— проектирование (стратегия, механизмы, ресурсное обеспечение, комплексность, мультиагентность);

— реализация (творческие коллективы, мероприятия, фестивали, фольклорные праздники, туристические маршруты, реставрационные работы, реконструкция, и т.п.);

— оценка эффективности и дальнейшего развития.

Характеристика разделов стратегического плана подготовки и реализации проекта

1. Цели и задачи — сформулированы в преамбуле.

2. Анализ внутренней и внешней среды

Анализ внутренней среды включает оценку состояния и динамики:

— культурно-исторического наследия; природного наследия; духовного (нематериального) наследия — каждый из этих видов наследия анализируется отдельно по всему комплексу специфических аспектов;

— социодемографического состояния и качества жизни населения;

— материально-финансовых и управленческих ресурсов и возможностей для сохранения и использования наследия области.

Анализ внешней среды включает:

— изучение межрегионального и международного опыта в данной сфере;

— прогнозирование и мониторинг миграционных этнодемографических потоков;

— анализ политической, экономической, законодательной ситуации;

— анализ возможностей привлечения необходимых инвестиций

3. Анализ ресурсных возможностей разработки и реализации проект осуществляется исходя из регулярной (ежегодной) оценки федеральной и областной бюджетной, налоговой, кредитно-денежной политики; внебюджетных источников; возможностей частного капитала и различных негосударственных фондов; средств и платежеспособного спроса населения. Сюда же входит анализ использования интеллектуального потенциала области в целях осуществления данного проекта, в том числе рыночная реализация различных инновационных проектов, прав региональной и местных властей на землю и недвижимое имущество, пакеты ценных бумаг и др., а также целевого использования соответствующей части средств областного Фонда развития.

4. Основные направления и приоритеты реализации проекта

Наиболее вероятные основные направления данного проекта и тематические комиссии, создаваемые в соответствии с ними:

— инвентаризация и паспортизация наследия

— экология и сохранение памятников природы

— градостроительство и защита исторических памятников

— культура и религия (духовные ценности)

— наука, инновации, образование (интеллектуальный потенциал)

— туризм и его инфраструктура

— коммуникационное и информационное обеспечение проекта

— экономика, финансы и нормативно-правовое обеспечение проекта.

В качестве специального выделяется блок и тематическая комиссия по подготовке и реализации «Романовского проекта» — 400-летия Дома Романовых. Данная тематическая комиссия собирает, анализирует, классифицирует и координирует все перспективные идеи и рабочие проекты, связанные с историей династии Романовых, модернизирует их применительно к современным условиям с целью увековечивания этого исторического события в памяти не только костромичей, но и всех россиян. Она же готовит варианты такого увековечивания на межрегиональном (прежде всего, совместно с Москвой, С-Петербургом, Екатеринбургом) и международном уровнях.

К числу приоритетов можно отнести создание специального проекта «Жемчужное кольцо Костромского края» или «Костромской край — исторические вехи династии Романовых» (названия условные), в котором единой животворной связью будут объединены древние и выдающиеся исторические города и поселения области: Нерехта-Кострома-Судиславль-Сусанино-Галич-Красное-Макарьев с главной жемчужиной — Костромой. Данный проект сможет включать приоритетные градостроительные и инвестиционные решения, элементы высокой привлекательности для туристов и внутренней миграции (развития сферы услуг и создания дополнительных рабочих мест) в условиях сохранения неповторимой атмосферы костромской провинциальности («неопровинциальности»). На базе этого проекта постепенно могут начаться работы по восстановлению отдельных выдающихся исторических и природных памятников, не входящих непосредственно в данное «кольцо» усадьбы «Щелыково», «Следово», Кологривский лес, Сусанинское болото, Галичское и Чухломское озера и др.

5. Этапы подготовки и реализации проекта, формирование конкретных планов действий

При разработке стратегического плана проекта «Сохранение и использование историко-культурного, природного и духовного наследия Костромской области» выделяются несколько (3-5) этапов его подготовки и реализации с разработкой в рамках каждого этапа детальных целевых комплексных программ. Базовыми являются три основных этапа: формирования (подготовительно-разъяснительный — 2005-2006 гг.); становления (апробационный — 2006-2008 гг.) и активной реализации — 2008-2013 гг. Такое деление достаточно условно, ибо этапы могут взаимонакладываться.

Чрезвычайно важным является первый этап, недооценка которого, как показывает практика, приводит не только к снижению результатов, но и к провалу намечаемых стратегических действий. В этой связи следует уделить максимум внимания именно этому этапу. В рамках первого этапа целесообразны следующие стадии подготовки стратегического плана проекта.

На первой (предварительной) стадии (2005 г. — начало 2006 г.) главными задачами являются: тщательная инвентаризация всех составляющих наследия области; анализ его состояния и ресурсных возможностей сохранения и использования; определение приоритетов; сплочение группы организаций и лиц, заинтересованных в создании и реализации проекта. Для этого необходимо сформулировать и зафиксировать основные положения и черты предлагаемого методического подхода, разъяснить смысл и актуальность стратегии сохранения наследия. С этой целью проводятся совещания по отдельным функциональным направлениям проекта, интервью с руководителями областной и муниципальных администраций, ведущих предприятий и фирм, опросы населения, анкетирование специалистов, анализ отечественного и зарубежного опыта.

Итогом этой стадии может стать Первая областная конференция «Стратегический план сохранения и использования наследия Костромской области: приоритетные направления и проекты» (конец 2005 года) с резолюцией о принятии предложенных подходов. На ней же могут быть обсуждены соображения тематической комиссии по «романовскому проекту» с предварительным анализом предложений по развертыванию систематической работы к 400-летию Дома Романовых.

На второй стадии (конец 2005 г. — середина 2006 г.) в основном завершаются исходные аналитические работы по диагностике областного наследия и оформлению организационных структур, занимавшихся разработкой стратегического плана.

Третья стадия (второе полугодие 2006 года) посвящена преимущественно углубленной проработке частных стратегий и мер их реализации в тематических комиссиях в соответствии с выбранными приоритетами, а также доработке редакции и содержания сводного стратегического плана. На этой стадии данный план, его варианты и целевые программы активно рассматриваются депутатами областного Законодательного собрания, подразделениями администрации, членами совета при губернаторе области, научной общественностью. Текст Концепции и стратегического плана размещается в сети Интернет, основные фрагменты обсуждения плана доводятся до жителей посредством регулярных публикаций в областных, городских и районных газетах, по радио.

Весь массив писем и предложений от жителей, содержащий полезную информацию, распределяется по тематическим комиссиям, в которых проходит тщательное обсуждение с последующим информированием заинтересованных участников на своих заседаниях. После внесения всех уточнений, поправок, сделанных в тематических комиссиях, формируется сводная версия стратегического плана, с которой в течение 1-2 недель работает Экспертный совет для подготовки к рассмотрению и утверждению Советом при губернаторе области. Последний принимает также решение о первоочередных действиях по реализации стратегического плана. По завершении этой стадии возможно проведение Второй областной конференции по наследию, закрепляющей основные стратегические направления реализации проекта на третье тысячелетие с учетом общероссийских и мировых тенденций.

Текущее планирование, вытекающее из основных разделов стратегического плана и включающее детализированное расписание целевых программ по этапам и сферам проекта с указанием ресурсов, сроков и ответственных за исполнение, отрабатывается в тематических комиссиях и осуществляется исполнительными комитетами. Для обеспечения увязки стратегических целей и текущей деятельности администраций конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных частных стратегий в рамках проекта и осуществляемые подразделениями администраций, в т.ч. совместно с другими организациями, сводятся в «План действий администрации по реализации стратегии сохранения и использования наследия».

Стратегический план «Сохранения и использования историко-культурного, природного и духовного наследия Костромской области» подписывается всеми участниками, берущими на себя моральные и материальные обязательства добиться реализации записанных в нем мер и выбранных приоритетов. Чтобы обеспечить реализацию плана выделяются ответственные организации — лидеры по отдельным направлениям и мерам, указываются индикаторы выполнения, определяются сроки проведения регулярных заседаний Исполнительного комитета и Координационного совета.

Структура и содержание информации о состоянии и перспективах использования наследия предоставляется в Совет при губернаторе области исполнительной дирекцией, тематическими комиссиями регулярно, не реже одного раза в год. Примерная содержательная структура сообщения-доклада следующая:

1. Нормативно-правовая основа, система управления объектами наследия (существующее положение, новшества, проблемы и перспективы).

2. Система обеспечения участия общественных и профессиональных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-структур в деле сохранения, пропаганды и использования наследия (наличие, состояние, вклад).

3. Система образования, воспитания и пропаганды в области наследия.

4. Механизмы уменьшения опасности бедствий, сохранение историко-культурных и природных ценностей в период экологических и техногенных катастроф, минимизация их отрицательных последствий.

5. Мониторинг состояния историко-культурного и природного наследия, хода реализации программ и проектов изучения, сохранения и использования объектов наследия.

Дополнительные информационные разделы:

6. «Летописец» — календарь историко-культурных событий и природных явлений, отмечаемых как знаменательные, памятные и праздничные даты мировой, отечественной, региональной, местной и общинной истории.

7. «Личный вклад» — информация о деятельности в сфере историко-культурного и природного наследия руководителей федеральных органов власти, руководства области, городов и районов, депутатов, лидеров общественных организаций, директоров предприятий и других ответственных лиц, имеющих влияние на формирование общественного мнения.

8. «Электронная библиотека наследия» — основные издания исторической, краеведческой, географической, историографической литературы, фундаментальных и специальных исследований, представленные на электронных носителях и сайтах.

Каждый из указанных блоков может быть дополнительно детализирован. Но во всех этих основных и дополнительных информационных разделах информация о различных аспектах изучения, сохранения, освоения и использования историко-культурного и природного наследия излагается в следующей последовательности:

— фиксация существующего положения;

— оценка изменений, произошедших за предшествующий период;

— анализ противоречий и проблем современного положения в сфере наследия;

— перспективы, планы и прогнозы на будущее.

Таким образом, представляемая информация может быть определенным образом упорядочена и классифицирована для последующих обобщений и рассмотрения на заседаниях Исполнительного комитета и Координационного совета, а также быть адаптируемой к положениям Национального «Историко-культурное и природное наследие России».

6. Формирование организационно-управленческих структур

Организационная структура управления данным проектом (как, вероятно, и общей стратегией развития области) неизбежно будет приобретать все более гибкие формы, сочетающие традиционно иерархические построения и временные рабочие группы, команды, работающие на внештатной основе. Практика может вносить в организационные структуры изменения, например, в сторону сокращения или объединения бюджетных подразделений, их функций и соответственно штатов с одновременным увеличением внештатных (временных) структур и команд, работающих на внебюджетной основе.

Например, для разработки, проведения и модернизации праздника «Снегурочка» может создаваться мобильная команда из представителей органов управления культурой, Российского Фонда «Снегурочка», привлеченных консультантов и спонсоров. Для проведения «Романовских фестивалей» — из представителей местных органов управления культурой, дирекции проведения праздников и фестивалей, Фонда «400-летия Дома Романовых». И так по всем направлениям и целевым программам проекта.

7. Ожидаемые результаты реализации проекта оцениваются исходя из понимания его необходимости, с одной стороны, и ресурсных, управленческих возможностей, с другой. К наиболее вероятным ожидаемым результатам можно отнести:

— сбережения и использование историко-культурного, природного и духовного наследия области как части национального достояния России;

— формирование благоприятной экологической и социокультурной среды проживания;

— расширение возможностей для приобщения населения к историко-культурным ценностям, саморазвитию и самодостаточности в духовном и материальном отношении;

— обогащение и расширение общекультурного и информационного пространства;

— формирование благоприятного инвестиционного климата;

— активизация сфер и форм предпринимательской деятельности, увеличение доли сферы услуг в валовом региональном продукте, в том числе за счет новых рабочих мест.

Оценка результативности осуществления проекта определяется по степени достижения заявленных целей и задач. Процесс такого оценивания, также как и принятия стратегического плана, будет оптимальным, если станет максимально открытым и гласным с регулярным информированием населения о результатах, достижениях и проблемах, их причинах.

Оценка эффективности работ по осуществлению проекта определяется как измеряемое отношение ресурсных затрат и усилий к полезным, социально значимым результатам его реализации. Критерии и показатели такой оценки формируются на подготовительной стадии администрацией области с привлечением научных консультантов. От выявленной степени эффективности будет зависеть альтернативный выбор (или отказ от) тех или иных направлений и мероприятий по реализации проекта.

Критериями эффективности Программы могут быть:

— рост самосознания, активное отношение граждан к процессам, происходящим в области и стране в целом (данные социологических исследований, опросов и т.п.);

— реализация заключенных соглашений в области культуры между администрацией Костромской области и Правительством РФ, министерствами и ведомствами;

— укрепление межрегиональных и культурных межгосударственных связей;

— развитие инфраструктуры межкультурного сотрудничества;

— реализация межкультурных творческих проектов;

— совершенствование механизма организации межкультурного диалога;

— внедрение новых форм социально-культурного партнерства;

— использование мультиагентных систем для установления межкультурных партнерских контактов;

— привлечение инвестиций и повышение привлекательности региона в целях развития международного сотрудничества.

8. Организация контроля и корректировки способов и результатов осуществления проекта строится как на стадии текущей реализации, так и на стадии оценки эффективности и результативности работ. При этом наряду с административными, расширяются формы общественного контроля, в том числе с привлечением экспертов. На основании этого вырабатываются меры ответственности и конкретные рекомендации по корректировке (в случае необходимости) направлений и способов действий.

Заключение

Реализация проекта «Сохранение и использование историко-культурного, природного и духовного наследия Костромской области» будет иметь непременный успех при соблюдении следующих основных условий:

— Наличие желания и политической воли осуществлять последовательный подход к работе по стратегическому плану. Стратегическое планирование — это непрерывный процесс.

— Стратегический план только тогда оказывается действенным инструментом, когда работа над ним совмещается с проработкой конкретных планов действий и целевых программ.

— Стратегический план — это плод работы не одной лишь администрации и даже не только ее сотрудничества с консультантами. Это результат процесса, в который вовлечены представители всех заинтересованных сторон, результат конструктивных обсуждений и общественного согласия.

— Вовлечение в программу сохранения и развития наследия значительной части населения области.

— Активное использование возможностей системы непрерывного образования и просвещения по воспитанию социально- и личностнозначимых отношений всех слоев населения.

— Гибкое сочетание элементов надведомственного, межведомственного, ведомственного и общественного управления подготовкой и реализацией программы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.