Набережная Плеса

Плёс. В глубь веков

Любимов А.А. (краевед)

В поисках Чувиля //Тезисы докладов областной научно-практической конференции «Вопросы изучения Плеса». Плес. 1987. С. 18-19.

На данном этапе краеведческой работы была поставлена задача изучения территории Плесского государственного музея-заповедника в том районе заповедной зоны, где по преданиям находился древний город Чувиль. Чтобы яснее представить изучаемую местность, следует обратиться к данным археологических раскопок, проведенных здесь в 1895-1896 гг. писателем Ф.Д.Нефедовым: «Около заштатного города Плеса по обеим сторонам Волги имеется масса курганов. Ниже Плеса в 12 или 14 верстах на правом берегу сохранились следы земляного укрепления «Городища», а еще ниже на версту — «Городка». Вся эта местность называется «Городиною», признается остатками древнего города Чувиля, который будто бы простирался до самого Плеса».

Ф.Д.Нефедов не исследовал зти укрепления. Целью его работы являлись раскопки курганов. Вместе с тем в своем отчете Ф.Д.Нефедов оставил довольно подробное описание интересующей нас местности: «Правый берег Волги, средняя и верхняя террасы, земля Коновалова А.И. Эта местность носит общее название «Городины», «Городища» и «Чувиля». В частности имеет следующие названия: средняя терраса — «Городина» с запада и востока она ограничена глубокими оврагами; ниже по течению Волги в расстоянии версты или полторы — «Городок»; верхняя терраса над «Городинсю» зовется Алабугой или Елабугой; далее за «Городком» верхняя терраса носит название пустоши Кубасова».

Ссылки на описываемые Ф.Д.Нефедовым координаты земляных укреплений во многом помогли в опросе старожилов, сообщения которых были весьма противоречивы и давали смутные представления об искомой местности. Так, лесничий Каменского лесничества А.Т.Плотников сообщил о рукописной книге, найденной им в 30-х годах в старом деревянном доме. На первой странице был выведен заголовок «История родного края». Наряду с описанием жизни местных помещиков, в ней было упоминание о Чувиле: «От города Плеса вниз по правому берегу Волги на расстоянии 18 верст тянулся город Чувиль. Жители его погибли от великого мора». (К сожалению книга сгорела во время пожара).

Тот же А.Т.Плотников рассказал легенду о погибших купцах: «Как-то зимой несколько купцов из города Чувиля узнали о приближении татарского войска. Собрались купцы и стали обсуждать между собой что делать? Решили взять с собой самые ценные вещи и драгоценности. Уложили они их в бочку, сделанную из бересты и отправились санным обозом по старой дороге на Суздаль и далее на Владимир. Проходили беглецы через болото и не выдержал тонкий лед. Купцы и все их богатства погибли». (Интересно, что упоминание о дороге, соединякщей в древние времена Владимир с волжскими берегами, содержится в рассказах многих старожилов).

Старожил деревни Осеево, которая находится на левом берегу Волги напротив «Городины» Зотов Н.Г. сообщил о том, что очень давно в склоне обрыва в месте, где по преданию располагалась деревня Алабуга, несколько крестьян как-то нашли золотую статуэтку. (Что она из себя представляла он не знает ).

Жительница поселка ‘Сменка Сууарина О.И. рассказала о древних колодцах, находившихся у деревни Пеньки. По преданию купцы из Чувиля прятали там свои драгоценности. Колодцы якобы сохранились до нашего времени и она слышала, что один учитель пытался в них спуститься. (Но местонахождения колодцев она не знает ).

Пенсионерка Трофимова, уроженка деревни Кочергино, поведала о курганах, которые она называла «могилками». Курганы находятся ниже Плеса на правом берегу Волги.

Сопоставление этих сообщений с данными Ф.Д.Нефедова, позволили уточнить место предполагаемого нахождения древнего Чувиля. Однако полевые изыскания, проведенные мною в 1986 году дали разноречивые результаты. Земляных укреплений обнаружено не было. Не удалось найти две курганные группы (соответственно семь и восемь курганов ). Эти захоронения, раскопанные в свое время Ф.Д.Нефедовым и датируемые ХП-ХШ вв., расположены по обе стороны Кислинского оврага как раз на месте Нефедовской «Городины».

Таким образом, представляется возможным точно определить место, где по мнению 5. Д. Нефедова, находился Чувиль. А это, в свою очередь, является отправной точкой дальнейшего поиска. Планомерные археологические раскопки позволят ответить на вопрос — а не скрывается ли за красивой и удивительно «живучей» легендой о Чувиле, реально существовавший древний русский город [1].

Любимов А.А.

***

Плес! В этом слове слышится и плеск волжской волны, и блеск золотых ветвей левитановских берез. Люди дали этому городу светлые, поэтические определения: жемчужина Волги, город-сказка, город-улыбка, русская Швейцария, русский самоцвет, изумруд Севера… Что же это за город?

Более тысячи лет назад, в IX – X веках, Верхнее Поволжье стали заселять восточные славяне, древние предки русских, украинцев, белорусов. Жили славяне в селениях, обнесенных бревенчатыми стенами. Чаще всего селения ставили на высоком речном берегу. Река играла важную роль в жизни людей: она давала воду и рыбу для приготовления пищи, она защищала от врагов, по реке можно было путешествовать на лодках – реки в ту пору являлись главными дорогами.

Текла река в лесах, в лугах,

Ладьи скользили по теченью,

А на высоких берегах

Виднелись тут и там селенья.

Многие селенья перерастали в города. «Городить», «огораживать», «ограждать», то есть обносить забором, стеной. От этих слов и произошло название «город». Это были поселения за бревенчатыми стенами с башнями и воротами (каменные появились позже). Самыми большими городами были Киев и Новгород.

С X века земли Верхнего Поволжья входили в состав древнерусского государства – Киевскую Русь, объединявшую славянские племена.

На месте нынешнего Плеса, как говорит предание, в XI – XIII в.в. было древнее поселение Чувиль. Край этот был богат лесом, пушным зверем, рыбой, удобен для земледелия и скотоводства. Чувиль занимал серединное положение по отношению к таким городам, как Ростов, Ярославль, Галич, и являлся центром довольно обширной местности. Об этом говорят археологические находки: в раскопанных курганах найдены железные топоры, серпы, копья, ножи, различные украшения из бронзы и серебра, множество глиняных черепков. Значит, жители селища занимались не только хлебопашеством, охотой, рыбной ловлей, жили здесь и искусные мастера: гончары, кузнецы, ювелиры, резчики по дереву.

Древний Чувиль стоял сказочным видением на горном берегу Волги. Окрестные леса, овраги, долины оглашались пением бесчисленного множества птиц. Поэтому местность и называлась «птичьим царством», что на северном наречии выражалось словом ЧУВИЛЬ. Когда-то о ней и песня была сложена:

Ой, Чувиль, мой Чувиль,

Чувиль – навиль – виль – виль – виль,

Еще чудо, первочудо,

Чудо – родина моя.

В толковом словаре В.И.Даля приведено волжское речение «чувилька», «чувильна», что означало когда-то птицу, пташку, свистульку (эти свистульки – чувильки в виде причудливых птиц до сих пор делают в Плесе).

Во второй половине XII века начался распад древнерусского государства на самостоятельные княжества и земли (их было около 50). Карта Руси XIII века похожа на лоскутное одеяло. Дробление единого государства ослабляло силы русского народа, военную мощь Руси. Не было единого войска, не выступали князья вместе против внешних врагов, мало того, они и между собой воевали. В это время и возникла опасность потери независимости: с востока обрушивались монголо-татарские полчища, с запада угрожали немецкие и шведские феодалы.

Ой, ты, Новгород Великий,

Господин торговых дел!

От боев с ордою дикой

Ты счастливо уцелел…

Там, куда садится солнце,

Неспокойно в этот час –

Ведь задумали ливонцы

Наши земли взять у нас.

Устоял Великий Новгород! Защищал его Князь Александр Невский. А Чувиль не устоял в боях с Ордою. Сожгли его монголо-татары. Сопротивлялись русские отчаянно, даже маленькие города, вовсе не укрепленные, бились до последнего воина. О стойкости русичей сохранилось свидетельство врагов: «Мы со многими во многих землях на многих бранях бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знающие смерти, так они крепко и мужественно сражаются, один с тысячью, а два – с десятью тысячами». Страшное разорение принесли Руси монголо-татары: на месте богатых и многолюдных городов – развалины, вместо сел и деревень – пепелища. Стала Русь зависеть от Золотой Орды, огромного государства, созданного в ходе монгольских завоеваний XIII века. Почему же Александр Невский, защитивший Новгород от рыцарей – крестоносцев, не смог отстоять землю русскую от монгол? Умный князь понимал, что для борьбы со свирепой, опытной ордой монголо-татар, перед которой трепетала почти вся Европа, нужно огромное, хорошо вооруженное и обученное войско, а Русь была разорена, разобщена и не могла противостоять хану Батыю, предводителю монголо-татар.

Летопись повествует о том, что Александр Невский вынужден был проявить терпение и смиренность по отношению к ордынскому хану. Сам Батый, узнав о победах князя, потребовал его к себе: «Приходи на поклон ко мне, если хочешь сберечь свою землю». И отправился Александр в Орду. Понравился он хану. «Нет князя лучше этого!» — сказал Батый. В Орде Александр сумел изучить монгольские порядки, узнал, что держится Орда на покорности и повиновении, строгой дисциплине и жестких наказаниях. Монгольское войско было разделено на десятки, сотни и тысячи. Если один воин струсил и убежал с поля боя, то казнили десяток воинов, если провинился десяток, казнили сотню. Александр Невский решил задобрить хана, чтобы оставил он русские земли, не грабил их. Не просто было князю добиться своей цели, приходилось лукавить, унижаться перед ханом и его приближенными, одаривать их. Но все это делал князь для того, чтобы спасти Родину от окончательного разграбления монголами. Правда, теперь жители Руси не были хозяевами у себя дома. Даже князья могли управлять своими землями только с разрешения ордынских ханов. Чтобы получить такое разрешение, ехали князья в Орду с богатыми подарками. Приходили на Русь и сборщики дани:

Все дома обходили татары подряд:

Дом князей – сто рублей, дом бояр – пятьдесят,

А с крестьян и посадских – по десять рублей.

Денег нет – отдавай вместо денег детей.

Нет детей у тебя – отдавай им жену,

Нет жены – в плен придется идти самому.

Так продолжалось около 140 лет. В 1374 году произошло очень важное событие: московский князь Дмитрий перестал платить дань Орде. Что случилось? Почему русские перестали бояться и поклоняться Орде? После нашествия Батыя Русь стала другой. Она была зависима от монгол, но она была жива. Она постепенно возрождалась из пепла: отстраивались старые города, росли новые. Крестьяне пахали землю и разводили скот. В городах работали ремесленники, вели торговлю купцы. Центром Руси сначала становилось Владимиро-Суздальское княжество, а затем – Московское. Ширится, богатеет, крепнет Московское княжество и – отказывается платить дань. Правитель Орды Мамай не доволен: не хочет Русь подчиниться. И Мамай с большим войском вновь идет на Русь. Но Русь не спит, готовится. Собирает московский князь войско: приходят к Москве вооруженные люди из Ростова, Ярославля, Костромы, Мурома, Пскова, Брянска и других городов. Огромное войско! В конце августа русские двинулись к Дону. Когда рать Дмитрия Ивановича, внука первого московского князя Ивана Калиты, подошла к реке, на другом берегу уже стоял Мамай. Ночью русские войска переправились через Дон и оказались на Куликовом поле. 8 сентября 1380 года произошла знаменитая Куликовская битва. В жестоком бою победили русские воины. Появилась уверенность в возможном освобождении родной земли. Князь Дмитрий Иванович показал себя талантливым полководцем и стал именоваться Донским. Еще будут совершать монголо-татары набеги на Русь, но от больших сражений откажутся. А через 100 лет после этой битвы, в 1480 году, закончится зависимость Руси от Орды. К тому времени Московское княжество еще более усилится. Присоединится к нему большинство русских земель. Все эти земли будут называться Московской Русью, а московский князь – государем всея Руси.

Итак, после Куликовской битвы враги уже не смели столь дерзко беспокоить Русскую землю, как это делали раньше, хотя время от времени и врывались в ее пределы, приближаясь к Москве. В 1409 году полководец Золотой Орды эмир Едигей напал на Москву. Великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, с княгиней и детьми спешно выехал в Кострому. Внезапное нападение монголо-татар заставило князя серьезно задуматься над случившимся и принять необходимые меры на будущее. Он решил построить на Волге крепость – опорный пункт на подступах к Костроме – и в 1410 году «повеле рубити град Плесо».

Выбор места был весьма удачен. Крепость строилась на высокой горе, круто обрывающейся с трех сторон. Отсюда, сверху, на большое расстояние просматривалось прямое русло реки – плес. В словаре В.И.Даля плес – это колено реки между двумя изгибами. Очевидно, по особенности этого участка реки получила название и крепость. Южную сторону горы подняли еще выше земляным валом и усилили глубоким рвом. Крепость обнесли прочными стенами из толстых бревен, с тяжелыми, приземистыми башнями по углам. Она имела два выхода: на север – к Волге и на юг – к Троицкой слободе. На стенах и башнях крепости стража несла неусыпную дозорную службу. Гарнизон имел огневое оружие, миниатюрные пушки, стрелявшие на 80 шагов. Внутри крепости имелись постройки, в которых жили воевода с дружиной и прочие ратные люди, размещались склады с оружием, припасами и пр. Посадские люди жили за стенами крепости, а когда приближался враг, все спешили укрыться в крепости.

Волга была удобным путем для грабительских походов казанских татар. Они плыли на лодках или продвигались берегом от города к городу. Чтобы не дать им возможность скрытно приблизиться к Плесу, на левом берегу выставлялись два сторожевых поста: один напротив крепости, в Серковой слободе, другой – ниже несколькими верстами, в деревне Сорожево. Когда неприятельские суда приближались, дозорные отряды передавали сигналы в крепость, а сами вступали в бой а бои были жестокие: русские отчаянно защищали свою землю, свой дом. В 1429 году многочисленное войско молодого хана Махмута Хази опустошили и сожгли ряд поволжских городов, в том числе и Плес. Через некоторое время Плесская крепость была вновь отстроена. В 1540 году татарское войско потерпело под Плесом сильное поражение.

Больше века продолжалась борьба Московского государства с ханским ханством. Золотая Орда к тому времени распалась на отдельные ханства, среди них Казанское, Астраханское, Сибирское. Сибирское ханство разбил Ермак, присоединив к Руси и Западную Сибирь. В октябре 1552 года штурмом была взята Казань, и ненавистное для Руси ханство прекратило существование. Перед походом на Казань, по распоряжению Ивана Грозного, в Плесе формировался большой отряд, влившийся в костромские полки под командой князей Горбатого и Серебряного.

В 1556 году сдался русским другой оплот татар – Астрахань. С того времени вся Волга, от истоков до Каспийского моря, стала свободной, но для Плеса военные лихолетья на этом не кончились. Он разделял свою судьбу с судьбой Отечества.

Смутные времена наступили в России в конце XVI – начале XVII в. Умер Иван Грозный, потом и двое его сыновей. Прекратился царский род. После этого на царском троне за короткий срок сменилось много царей. Страна была разорена долгими войнами, которые вел Иван Грозный. Да в начале века три года были неурожаи. Много людей умерло от голода. Не имея больше сил терпеть такую жизнь, народ начал восставать. Народные волнения охватили многие территории России. Воспользовались смутой польский и шведский короли. Их войска вторглись в Россию. Вскоре поляки заняли Москву. Страна оказалась в опасности. Осенью 1608 года под властью Лжедмитрия II было все Верхнее и Среднее Поволжье и многие местности севера и центра России. В наших краях действовал пан Лисовский с большим отрядом польских войск. Он по несколько раз разорял Кострому, Кинешму, Плес, Галич и другие города. В Плесе сожгли деревянную крепость. Ее больше с тех пор не восстанавливали. Грабежи и бесчинства польских шляхов вызвали взрыв народного возмущения. Во многих местах стихийно вспыхнули восстания крестьян и посадских людей. Для борьбы с интервентами повсюду создавались отряды добровольцев. Великое патриотическое движение возглавили нижегородцы. Организатором и руководителем народного ополчения стал нижегородский посадский человек Козьма Минин. Будучи земским (выборным горожанами) старостой, он осенью 1611 года призвал народ собрать ополчение и освободить Москву. В это тяжелое время спас Москву нижний Новгород. Этот большой и богатый город на Волге организовал сбор средств для создания большого войска-ополчения. Обратился с призывом к нижегородцам староста К.Минин:

Несите жемчуг, серебро,

Несите все свое добро,

Все, что копили много лет!

А у кого богатства нет –

Отчизну, родину любя,

Нательный крест сними с себя!

Откликнулись на призыв Минина нижегородцы. Принесли на площадь кто что мог: деньги, драгоценности, меха, одежду, мешки с зерном, привели лошадей, коров, овец. На собранные деньги стали набирать полки. Много народа из разных мест шло в ополчение. Были здесь дворяне, казаки, стрельцы, крестьяне, ремесленники, торговцы. В предводители позвали князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Был он способным военачальником, честным и справедливым человеком. Князь возглавил войско. А хозяйством и деньгами в нем ведал Козьма Минин. Весной 1612 года ополчение выступило из Нижнего Новгорода и двинулось в Ярославль, чтобы оттуда ударить на Москву. Идя правым берегом Волги, оно пополняло свои силы в поволжских городах и селениях. Весенняя распутица застала ополчение в Кинешме, где его руководители узнали о предательстве костромского воеводы Шереметьева, переметнувшего к полякам. Ополченцы решили переправиться в Плесе на левый берег Волги, взять Кострому и покарать изменника. В Плес заблаговременно была выслана артель плотников, чтобы до прихода всего войска построить плоты и паромы для переправы. А когда земля подсохла, ополчение двинулось вперед. Нижегородцев с большой радостью встретили жители Плеса и окрестных деревень, настрадавшиеся от разбойных шаек Лисовского. Город дал ополчению «ратников и многую казну на подмогу». Здесь были вручены князю Пожарскому 2000 рублей от юрьевецких татар, желавших послужить новому отечеству и просящих употребить эти деньги на ратное дело против поляков. Потом отряды ополченцев — их насчитывалось 30000 человек – вместе с обозами спустились к берегу и, поочередно погрузившись на паромы и плоты, переправились через бурную весеннюю Волгу. Только к концу лета, в августе 1612 года, подошли войска Пожарского к Москве. А в октябре штурмом взяли осажденную Москву. Город был освобожден. В памяти народной навеки остался подвиг Минина и Пожарского. Свидетельство тому – бронзовый памятник на Красной площади в Москве. Его установили в XIX веке. Надпись гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Военные события Русского государства больше Плеса не достигли. Но во время Отечественной войны 1812 года здесь формировались отряды Костромского народного ополчения, был создан пехотный полк, который участвовал в сражении с французами на территории Пруссии. Когда Наполеон угрожал Москве и началась эвакуация населения, Плес послужил пристанищем для воспитанников и педагогов Московского театрального училища. Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г. город принимал раненых, превратился в город – госпиталь.

Немало перенес Плес и других невзгод. В 1420 году его опустошила моровая язва. Город несколько раз горел. С 1425 по 1456 годы он находился в центре яростной междоусобной борьбы (на него претендовал галичский князь Дмитрий Шемяка).

Плес всегда зависел от московского князя, был его родовой вотчиной по духовному завещанию Василия Дмитриевича и царя Ивана III. В 1572 году Иван Грозный в духовной грамоте завещал «город Кострому да город Плесо с волостями и путми и со всеми пошлинами» сыну Федору. Москва назначала в Плесскую крепость воеводу. В XVI – XIX веках, как и все российские города, Плес управлялся городничим. Длительное время Плес являлся попеременно центром то округа, то волости, то десятины. После разгрома Крестьянского восстания под предводительством Пугачева правительство Екатерины II усилило власть на местах. Реформа коснулась и Плеса, считавшегося пригородом Костромского уезда. В 1775 году Плес стал уездным городом 1-ой Костромской провинции Московской губернии. Был учрежден и герб. Он представлял собой щит, в верхней части которого на голубом фоне изображена корма галеры с тремя фонарями и опущенными лестницами, в нижней – участок реки по серебряному полю – плес… 22 года Плес был центром уезда, затем его вернули в разряд «заштатных», видимо, по причине малолюдности: жителей насчитывалось всего 2000 человек. В 1797 при образовании Костромской губернии Плес и часть бывшего уезда были присоединены к Нерехтскому уезду.

Небольшая территория города состоит из трех частей: нагорной, прибрежной и заречной. Нагорный – самый старый район. Здесь была заложена деревянная крепость. Сохранился Успенский собор XVII века. Возле крепости располагалась Троицкая слобода, в которой селились ремесленники и ямщики. Здесь стоят две церкви: одна упоминается с 1628 года, другая – с 1803. Прибрежная территория называлась Торговой слободой, ее центром была торговая площадь. Набережная начиналась с Воскресенской церкви, построенной в 1817 году. Третий район – Заречье – находится за рекой Щохонкой. Здесь жили рыбаки, которые со времен Ивана Грозного (XVI век) доставляли рыбу к царскому столу. Слобода называлась Рыбной.

В XVI веке Плес становится торговым городом: Русь торгует с востоком – по волжскому пути. В городе были полотняная фабрика, две пивоварни, 10 кузниц, 9 торговых лавок. Ткань плесской полотняной фабрики отвозили для продажи в Санкт-Петербург, Москву, продавали на ярмарках. В XVIII веке возникли еще 3 полотняных мануфактуры (купцы Ермолин, Зубарев, Шишмолин, Частухин).

К концу XVIII века Плес слыл известной пристанью, которая имела два причала: один – для перевалки сырья на текстильные фабрики и отправки готового товара, другой – для хлебных грузов, которые везли с низовьев Волги. «Главным» (таковым он и оставался до 60-ых годов XX века) на причалах был грузчик с «козой». С пристани зерно на лошадях вывозилось на склады, располагавшиеся на главном въезде в город и по берегу Шохонки. Здесь стояли водяные мельницы. В нагорной части, в поле, безостановочно махали крыльями ветряки.

150 лет назад (по данным 1857 года) 8 состоятельных торговцев имели для перевозки хлеба собственные баржи водоизмещением 12 – 28 тыс. пудов каждая. Это были парусные суда. При безветренной погоде их вели артели бурлаков. На проводку каждого такого судна ставились от 25 до 40 человек. Бурлаками были крестьяне Поволжья, которых на эту изнурительную работу гнала нужда, плохие урожаи, безземелье, и всякого рода бездомные люди. Отсюда и пошло само название: бурлак – искаженное татарское «буйдак», т.е. бездомный. То под палящим солнцем, то в ненастье, пронизываемые ветром, брели они по пескам и болотистым луговинам вдоль реки, тянули суда с грузом под заунывную песню, звучащую в ритм медленному шагу:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется –

То бурлаки идут беойчев.

Бечевники – бурлацкие тропы – сохранялись под Плесом долго, пока не скрыло их Горьковское море.

Плес вел торговлю не только по Волге: были в XVIII веке три дороги, уходившие на Кинешму, Шую, Нерехту. Когда в декабре 1871 года открылась железнодорожная линия Иваново-Вознесенск – Кинешма, то значение Плеса как волжского порта сразу упало. Трудовой люд вынужден был отправиться на поиски работы, что привело к сокращению числа жителей.

В городе было 7 небольших предприятий, четыре из которых – текстильные. Основную массу рабочих, занятых на них, составляли крестьяне из близлежащих деревень (ткали на домашних станках). Люди работали по 11 часов в день. Измученные до крайности, они бастовали, но изменить что-либо не могли.

В первой половине XX века много местных жителей было занято на добыче гравия. Плесский гравий использовался на строительстве Московского метрополитена, горьковского автозавода, Балахнинского бумажного комбината, Рыбинской и Горьковской гидроэлектростанций. Была в Плесе и швейная артель «Большевик», и строительная организация. Налаживалось судоходство. В городе открыли библиотеку, в 1937 году – полную школу, сельскохозяйственный техникум.

В 1920 году Луначарский, нарком республики, поддержал инициативу местного врача Е.И.Лебедева о создании в Плесе детского оздоровительного городка. К 1930 году Плес приобрел широкую известность народной здравницы на Волге.

В годы Великой Отечественной войны дома отдыха переоборудовались под военные госпитали. Волгари искони народ смелый. Верными патриотами показали себя на фронте и плесяне. Четверо стали Героями Советского Союза: М.Д.Корнилов (его именем названа улица в Плесе), О.И.Кокушкин, Н.И.Митрофанов, Н.А.Фадеев.

В 50-ых годах трудящиеся принимали активное участие в строительстве большой Волги: углубляли, расширяли русло обмелевшей реки, строили защитные сооружения, насосные станции, мост через Шохонку. В 1958 году закончилось заполнение Горьковского водохранилища, и город спокойно принял большую воду. В 1947 году вновь открылись в Плесе дома отдыха, вновь слава Плеса как народной здравницы распространилась по всему краю. Чистый воздух, неспешный ритм жизни этого города, красота его природы всегда привлекали сюда людей [2].

1 Ивановский сайт http://www.plyos.org

2 первоисточник: http://kospenaty.narod.ru/zemli_ples_old.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.