ЛЕТОПИСЬ ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА РАМЕШКИ
1885 год был непростым для Чухломского уезда, третье лето подряд не уродились хлеба и пуд ржаной муки поднялся в цене до 1 рубля 50 копеек. Когда Чухломские купцы в июне, закупили в Поволжье партию муки и зерна, то цена на хлеб сразу упала до одного рубля за пуд. Купечество продало жителям уезда свыше 20 тысяч пудов, чем премного облагодетельствовало чухломский край, да земская управа закупила и продала населению несколько тысяч пудов. Таким образом, был предотвращен голод и разорение крестьянства.
Именно в это сложное время в селе Рамешки мастера закончили строительство каменной трехпрестольной церкви с колокольней. Престолы посвятили Святой Живоночальной Троице, в честь празднования иконы Тихвинской Божей Матери и в память Святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Храм строился на средства уроженца села, петербургского купца Григория Семеновича Раменского.
Первого и второго сентября 1885 года село Рамешки, направляясь из села Бушнево в Чухлому, посетил епископ Костромской и Галичский Александр. Он участвовал в освящении вновь построенной Троицкой церкви, о чем в Костромских епархиальных ведомостях №26 от 17 декабря 1885 года напечатана статья, отражающая событие.
Пятого ноября 1885 года рядом со школой открыли новое церковно-приходское училище для обучения крестьянских детей. Служить в новом храме стал священник Преображенской церкви села Глазуново Николай Николаевич Соболев – сын протоиерея чухломского Преображенского собора Николая Антоновича Соболева и, соответственно, племянник настоятеля Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Ивана Антоновича Соболева. Еще и года не прошло, как от родов умерла 30-летняя жена Николая Николаевича матушка Александра Васильевна, оставив ему кроме новорожденной дочери Ольги еще четверых сыновей — Владимира, Николая, Ивана и Платона.
Вячеслав Александрович Крутиков, молодой 24-летний дьякон Преображенского Глазуновского храма, также был переведен вместе с батюшкой в село Рамешки. К сожалению, и его супруга Александра Дмитриева скончалась в 1892 году вскоре после рождения сына Константина, а было ей в ту пору всего 33 года. Дьячком здесь служил Павел Александрович Успенский, сын священника села Серапихи.
До открытия в селе новой приходской церкви жители Рамешек и многих окрестных деревень были прихожанами Преображенского храма села Серапиха. В селе Рамешки жили два брата Дорофины — Федор Николаевич и Арсений Николаевич, дети чухломского купца Николая Дорофина. Скорее всего, оба брата занимались торговлей и у них были богатые двухэтажные дома. В барской усадьбе Дорофеево жил дворянин, коллежский регистратор Михаил Михайлович Горталов начала с первой женой Марией Матвеевной, а через два года после её кончины, в 1880 году, он женился на чухломской обер-офицерской дочери Анне Николаевне Казариновой, Мать Михаила Михайловича Ольга Кондратьевна Горталова жила долго и умерла в 1889 году в возрасте 83 лет. Похоронена в Рамешках около храмА. Там же покоится Чухломский дворянин надворный советник Павел Максимович Перелешин, умерший чуть раньше. Усадьба Шилыково принадлежала потомственному дворянину, титулярному советнику Петру Матвеевичу Щигорину, а после его смерти осталась в наследство дочери Варваре. Здесь же в усадьбе жил дворянин Александр Евгеньевич Белехов со своей семьей. Рядом стоял еще один усадебный дом дворянина Перфильева, поручика, его вдова Евгения Ивановна умерла в 1871 году в 66 лет.
Мельницу в деревне Сохинское, что на реке Виге, арендовал мещанин Лифляндской губернии города Риги Карл Вильгельмович Фрейман, женатый на местной крестьянке Дарье Самуиловне. После его отъезда арендатором мельницы стал Курляндской губернии города Пробин мещанин Карл Мартинович Замковиц, его потомки уже при советской власти работали в селе Муравьище.
На момент открытия храма в деревне Шатуново проживали два брата: Михаил Иванович Пуганькин с женой Елизаветой Ивановной и Сергей Иванович со свой Татьяной Васильевной. Именно у первого брата, Михаила Ивановича, 10 апреля 1893 г. и родился сын Иван, будущий отец замечательного киноактера Михаила Ивановича Пуганькина, известного под псевдонимом Пуговкин, он — полный тезка своего деда.
Здесь же, в Рамешках, жили несколько братьев Раменских, родственников Санкт- Петербургского купца с семьями своих женатых сыновей и многие другие семейства мещан, купцов и крестьян, о которых уже не помнят ныне здравствующие уроженцы рамешской округи.
После того, как 18 декабря 1904 года умер священник Николай Николаевич Соболев, священником Троицкого храма стал Геннадий Самарянов. Соболева же с почестями похоронили рядом с женой на кладбище Преображенья села Глазуново. Известно, что сын священника Борис Геннадьевич Самарянов был учителем Рамешской начальной школы. Дом Самаряновых стоял на хуторе метрах в трехстах от села, очень большой и красивый, вокруг дома сад, пруд, цветник и пасека, что по тем временам было для деревни большой редкостью. Думаю, что любовь к настоящему плодовому саду досталась учителю Борису Геннадьевичу в наследство от отца- священника. Мать Бориса Геннадьевича умерла рано, оставив его сиротой, Борис очень болезненно воспринял второй брак отца на некой Татьяне из деревни Зеленцино. Батюшка, отец Геннадий, перешел служить в приход Покрова, а сын остался в Рамешках; скорее всего, Борис Геннадьевич к тому времени уже женился.
От второго брака в семье отца родились двое детей, а священник Самарянов или был арестован и сослан, или умер и похоронен в приходе той церкви, где служил, а где конкретно она находилась — никто не помнит. Александра Вячеславовна Смирнова, в девичестве Виноградова, родилась в 1915 году и до замужества жила в Рамешках. Так вот, по ее воспоминаниям, после отца Геннадия в храме служил какое-то время отец Михаил, а потом отец Валерьян, который в 1934 году венчал их с мужем. Дальнейшая судьба отца Валерьяна ей неведома. Александра Вячеславовна сразу после венчания уехала жить к мужу, в Бушнево.
Уважаемые читатели, думаю, вы поймете, что мой рассказ не предполагает осуждения чьих-то дел и поступков, этот рассказ — назидание нашим потомкам, напоминание о последствиях любого действия или помысла против Отца Небесного. В страшное время гонений и репрессий дети священников попадали в тяжелую жизненную ситуацию и многие, в том числе и Борис Геннадьевич, поддавшись атеистическим настроениям, всячески доказывали свою непричастность к религии, к делам и вере своих отцов.
Будучи учителем советской школы, Борис Геннадьевич прямо на пороге Троицкого храма топором рубил иконы, уничтожая святые атрибуты христианской веры.
Человек, в общем-то, хороший, настоящий учитель, любимый учениками, он был призван на фронт во время Великой Отечественной войны, с честью воевал с врагом и, вернувшись в родные Рамешки, продолжал учительствовать. Ходил в школу в неизменной военной форме, красивый и подтянутый. Еще до войны вместе с учениками заложил около школы большой фруктовый сад: яблони росли начиная от церковной ограды до самого леса, и только сортовые, сад был огорожен, чтобы деревья не портила скотина, а рядом росло множество кустов вишни, смородины, малины. На экспериментальных грядках ученики под руководством учителя выращивали настоящие диковины: арбузы, дыни, кабачки, коноплю и другие по тем временам редкости. Школа в Рамешках ещё до войны участвовала в московской Выставке достижений народного хозяйства. У Бориса Геннадьевича и его жены Нины Александровны родилось четверо детей: два старших сына, Юрий и Игорь, и дочери – Марина 1936 года и Маргарита 1939 года рождения.
Старший сын Юрий Борисович заведовал избой-читальней, библиотекой, а потом стал киномехаником. Скромный, исполнительный и очень застенчивый, он жил в семье родителей и никогда не был женат, потому что стал инвалидом.
По странному стечению обстоятельств или по промыслу Божию, но получилось так, что учитель Борис Геннадьевич Самарянов тоже постепенно превращался в глубокого инвалида, как и оба сына — Игорь и Юрий. У всех троих сильно болели суставы, их буквально выворачивало, мешая свободно двигаться. Примерно в 1954 году младший из сыновей, Игорь, чувствуя всю безнадежность своего положения, отчаяние и непереносимость страданий, попросил, чтобы его окрестили. По законам советского времени в семье учителя все дети некрещеные, а сам Самарянов был в числе первых коммунистов. Отец категорически воспротивился желанию сына. Упросил Игорь мать и еще двух деревенских женщин свозить его на лошади до Бушнева, там церковь действующая, да и Бушнево ближе, чем Чухлома. Когда приехали, то Александра Вячеславовна Смирнова взяла его, немощного, из телеги и на руках внесла в храм. Бушневский священник отец Николай совершил обряд крещения, а на обратном пути, прямо в дороге, Игорь умер, и Господь в день крещения принял его исстрадавшуюся душу.
Борис Геннадьевич последние годы своей жизни сильно мучился, он совершенно ослеп, сильно опух, покрылся струпьями, часто кричал от боли, а когда умер, то его с трудом положили в гроб, так как все тело свело и скрючило. После смерти мужа Нина Александровна купила дом в Мизинцеве, где и жила вместе с сыном Юрием, держала большую пасеку, сад. Дом этот и сейчас сиротливо стоит на краю деревни. Юрий Борисович после смерти матери одиноко жил в этом доме, все больше приобретая славу местного Плюшкина по причине патологической скупости. Обе его сестры, Маргарита и Марина, ещё в молодости уехали в чужие края: Маргарита жила в г. Мирном, а Марина и сейчас живет на Украине. К ней-то и уехал Юрий Борисович, почувствовав сильное ухудшение здоровья, и через короткое время обрел долгожданный покой в чужой земле вскоре после 1985 года.
С его смертью пресеклась мужская линия Самаряновых, и исчезла с лица земли фамилия их рода.
Таких примеров, когда за грех святотатства страдала, а в большинстве случаев и очень быстро умирала вся семья добровольного погромщика церквей, по нашему району, да и по всей стране — множество. Разговаривая с людьми, все больше убеждаюсь в неотвратимости наказания или Божьего попустительства по отношению к этим людям. Большинство из них умерли страшной, насильственной смертью: утонули, удавились, застрелились или быстро сгорели от тяжелого недуга. В то далекое время любой из перечисленных фактов люди никак не связывали с поступками грешников, но по прошествии более чем 70 лет эту закономерность нельзя истолковать как случайность.
Из документов исполкома райсовета известно, что Троицкий храм села Рамешки официально закрыт в 1935 году по причине отсутствия служителя культа и как требующий ремонта. Там же значится, что здание храма (на момент составления списков в 1944 году) ни для каких целей не используется.
28 июня 1948 года председатель Рамешского сельсовета В.П. Петров, секретарь
сельсовета В. М. Малькова и агент госстраха Н.К. Сергеева в присутствии старосты Рамешской религиозной общины А. Боковой произвели опись движимого и недвижимого имущества храма. Имущества значится всего 53 единицы, в храме очень мало икон, но сохранилось семь медных колоколов общим весом 168 пудов 34 фунта, что очень удивительно. Значит, староста церкви вместе с членами церковной двадцатки все эти годы исправно платили налоги, регистрировали общину и таким образом с 1935 года сохраняли храм от окончательного разорения. После составления описи ключи от храма были переданы А. Боковой, которая, как помнят старожилы, работала уборщицей в школе и жила очень долго. Окончательное же разорение храма началось в 50-е годы. Сначала в нем был зерносклад, но постепенно здание стало разрушаться, сломали решётки, окна и двери, всю медь (оклады, лампадки, кадила) и другую церковную утварь местные жители сдали в металлолом. Так постепенно замерла жизнь и в самих Рамешках, и в окрестных деревнях. Школу закрыли, а последний житель М. А. Александрова покинула округу в 1980 году.
Опустело издавна обжитое место, и некому теперь любоваться его красотами. А когда-то первый колхоз в Рамешках поэтично назывался «Горы», отражая в своём названии необычный рельеф местности. Только иногда посещают этот край охотники, или жители Серапихи приедут на кладбище навестить усопших, да теперешние горожане, скучая по родным местам своей юности, изредка бродят по заросшим тропинкам, вороша память. Всё! Ушли в вечность люди, события, строения, и Троицкий храм, как последний страж некогда богатого прихода, грустно смотрит вдаль пустыми глазницами окон.
Татьяна Байкова.
Вот такие слова написала на стене в церкви и простилась с деревней Ольга Андрианова из г. С-Петербурга родственница Козыревых.
Я был в Рамешках один раз. Видел полуразрушенную Троицкую церковь недалеко от пруда. Красивые дикие места, заброшенные человеком.
Мама говорит, что видела могилу возле этой церкви и как полагают, в ней и похоронен отец Геннадий.
И ещё один важный факт — бабушка рассказывала мне, что в их доме было много старых икон, естественно их прятали. Но когда они переезжали — иконы были брошены, так как представляли для их обладателей большую опасность если о них узнают коммунисты…
Как я могу связаться с Ольга Андрианова? У меня также есть дальние родственники по имени Козырев из этой деревни.
Вера, добрый день. На Ваш вопрос оставил ответ в сообщении на социальной сети «Одноклассники». Свяжитесь там с Лидией Николаевной Родионовой.
Из воспоминаний Лидии Николаевны Родионовой:
Я родом из д.Рамешки. Учитель Саморянов Б.Г. учил моих старших брата и сестру в школе.и рассказывали какой он был хороший учитель.Умер он в 1956 году после тяжелой продолжительнй болезни. Из детей в живых осталась только Рита,которая живет в Якутии .Марина умерла,она жила в г.Каневе Черкасской области,там же похоронен и брат Юрий,которого они перевезли из Серапихи после смерти матери. Последней старостой церкви была Виноградова Александра Андреевна мать Смирновой Александры Вячеславовны поэтому много икон я лично видела у них дома. Осенью 1980 года из деревни уехали последние жители.,а через несколько лет охотники весной поджигая сухую траву спалили деревню.В настоящее время все заросло,но остался разрушенный дом Саморяновых и церковь.
Рита умерла раньше Марины, год не помню, но около 2000. Марина, моя бабушка, умерла в 2009 году в возрасте 72 лет и похоронена в г. Канев, Украина.
В статье многое точно описано, но есть и несоответствия.
Мой прадед Борис Генадьевич помогал своему отцу-священнику скрываться в лесу от комунистов, носил ему еду. Тот в свою очередь жил охотой, ходил даже на медведя. Шура Смирнова, с слов которой судя по всему и написана часть этой летописи, очерняющая память моего прадеда — сама была ярой комунисткой и атеисткой. Ну тут Бог ей судья.
Бабушка Марина всегда вспоминала своего папу как очень доброго хорошего человека. Сама она тоже была добрейшей души человеком, мухи в своей жизни не обидела. Её мама, в девичестве фамилия Иорданская, тоже скорее всего из намоленого рода набожных людей.
Так что кто там рубил иконы и какое это повлекло за собой последствие судить нужно очень аккуратно. Я всю свою жизнь чувствую Божью помощь и благословение.