Преподобный Павел родился в Москве в 1317 году (эта дата считается традиционной, однако историки полагают, что рождение святого могло совершиться и позднее — в 30-х годах XIV столетия). Когда отец и мать решили женить своего сына, он тайно покинул родительский дом и ушел в обитель преподобного Сергия Радонежского, где принял монашеский постриг. Пройдя все монастырские послушания, преподобный Павел решился на подвиг безмолвия и по благословению Радонежского игумена удалился вначале в пустынное место вблизи монастыря, а затем, спустя 15 лет — в северные леса.
Придя на Костромскую землю, святой поселился вначале вблизи основанной в Озерках преподобным Авраамием Городецким Ризоположенской Великой пустыни, а затем перешел к другому монастырю преподобного Авраамия — Покровскому на берегу Чухломского озера. Через некоторое время угодник Божий удалился оттуда на небольшую речку Письму, где около 20 лет подвизался вместе с другим учеником святого Авраамия — преподобным Макарием Писемским. Около 1389 года преподобный Павел переселился в Комельский лес, где три года жил в дупле старой липы, а затем на берегу реки Нурмы (левого притока реки Обноры) поставил небольшую хижину (в 15 верстах от вологодского города Грязовца). Вскоре к подвижнику собрались ученики, ищущие монашеского жития. В 1414 году, отправившись в Москву, святой Павел испросил у митрополита Фотия благословения на основание обители во Имя Живоначальной Троицы, став ее игуменом.
В последние годы жизни преподобный поручил управление монастырем своему ученику, но сам продолжал духовно окормлять братию. Он обладал даром провидения: за несколько дней до своего преставления ко Господу, в праздник Крещения Господня 6 января (старого стиля) 1429 года, преподобный Павел сказал ученикам, что в этот день татары, взяв Кострому и предав ее огню и мечу, уводят многих жителей города в плен (волость Комела, где располагался монастырь преподобного.
Кончина преподобного Павла совершилась 10 января (старого стиля) 1429 года; святые мощи его были погребены близ Троицкого храма монастыря. В 1546 году при строительстве над местом погребения подвижника особого придела (на средства, пожертвованные молодым царем Иоанном IV Грозным) мощи обрели и оставили под спудом, а в 1547 году на Московском Церковном Соборе состоялось прославление преподобного Павла в лике общероссийски почитаемых святых.
Тропарь, глас 1:
Божественною любовию от юности распаляем, Павле преподобне, вся яже в мире красная возненавидев, Христа единаго возлюбил еси, и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, со зверьми жити, весь Христу; отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, даром чудес и по преставлении обогати тя. Темже вопием ти: моли непрестанно о всех нас, честную память твою присно в песнех почитающих.
Кондак, глас 8:
Все твое умное желание к Богу вперив, и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати. Темже вси вопием ти: радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю.