«…Родина наша для меня священна».
А.А. Григоров
В Островском районе Костромской области в селе Спас-Заборье находится каменная церковь Спаса Нерукотворного, построенная в 1814–1817 гг. на средства местных жителей. Это характерный для своего времени сельский приходской храм известного в Костромской губернии старинного дворянского рода Григоровых.
Костромской краевед, историк и генеалог А.А. Григоров (1904–1989) писал: «(…) наш род, хоть и не знатный, и не богатый, но очень древний» (Григоров А.А. «…Родина наша для меня священна». Письма 1958–1989 годов. – Кострома, 2011. – С. 380).
В Костромском крае Григоровы жили с 1812 года. Костромская земля дворянам Григоровым обязана многим.
Из него вышли как известные в крае благотворители – действительный статский советник Александр Николаевич Григоров (1799–1870), основавший первое в России частное женское училище в Костроме (1857 г.), впоследствии ставшее известной Григоровской женской гимназией (а после страшного пожара 1847 года, испепелившего чуть не всю Кострому, А.Н. Григоров жертвовал деньги на восстановление театра, Богоявленского монастыря), так и защитники Родины – контр-адмирал Николай Митрофанович Григоров (1873–1944), участник Цусимского сражения, награждённый орденом Св. Владимира с мечами и бантом за храбрость; учёные – историк и генеалог, активно занимавшийся историей русского флота Александр Александрович Григоров (1904–1989), Почётный гражданин города Костромы.
Отец А.А. Григорова, Александр Митрофанович Григоров (1867–1915) в первые же дни войны был призван из запаса и, хотя по возрасту мог служить только в тыловых частях, попросился на фронт, и героически погиб в мае 1915 г. близ г. Залещики, прикрывая со своим батальоном отход наших войск. Его родной брат Дмитрий Митрофанович Григоров (1870–1937) в войну с Японией был начальником передового санитарного отряда и санитарного поезда. Естественно, что и другие Григоровы были военными.
На фамильном и общем кладбищах у Свято-Троицкого храма похоронено немало Григоровых, в том числе: А.Н. Григоров с супругой Марией Александровной, урожд. Полозовой (1799–1834); его сын – надворный советник, посредник при проведении реформы 1861 г. и Почётный мировой судья Кинешемского уезда Митрофан Александрович Григоров (1834–1894) и его супруга Анна Николаевна Григорова, урожд. Соймонова (1840–1917).
Храм был закрыт в 1937 году, кладбище Григоровых уничтожено.
Александр Александрович Григоров после возвращения из лагерей и ссылок в Кострому многие годы навещал это дорогое для него место, храм, в котором был крещён.
Спас-Заборье находится в «Щелыковской округе» – менее чем в 25 км от бывшего имения А.Н. Островского Щелыково. Семьи Островских и Григоровых были хорошо знакомы. С Митрофаном Александровичем Григоровым А.Н. Островский был знаком по совместной деятельности в Кинешемском земстве и был дружен с ним, М.А. Григоров навещал драматурга в Щелыкове. Сын Митрофана Александровича и отец нашего современника А.А. Григорова, Александр Митрофанович Григоров, был сослуживцем сына А.Н. Островского Сергея Александровича. Александр Александрович Григоров вёл переписку по истории Щелыкова и его владельцев с внучкой драматурга, Марией Михайловной Шателен (1895–1977), и приезжал в Щелыково на встречи с ней. «Островские и Григоровы» – это отдельная страница в биографии драматурга и его потомков.
Восстановление ещё одного храма вблизи Государственного мемориального и природного музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково» увеличило бы историческую значимость и туристическую привлекательность этих мест и сослужило бы явную пользу музею-заповеднику, который включён в межрегиональный туристический проект «Русские усадьбы».
Шесть лет назад настоятелем храма был назначен о. Андрей Маслов, в планах которого – полная реставрация храма и, кроме того, приведение в порядок Григоровского некрополя и самого кладбища.
Фамильное кладбище Григоровых могло бы стать и местом приложения сил Костромского отделения РВИО, уставная деятельность которого позволяет изготовить и установить кенотаф Александру Митрофановичу Григорову, похороненному немцами над Днестром. Это было бы актом восстановления справедливости и увековечивания памяти об одном из героев Первой мировой войны. А.А. Григоров в своих воспоминаниях пишет: «В августе 1916 года сессия Кинешемского уездного земского собрания, гласным которого мой отец состоял с 1899 года, а в 1905–1906 годах был председателем земской управы, единогласно приняла решение об увековечивании его памяти. В этом решении предполагалось, в частности, присвоить имя А.М. Григорова ближайшей к Александровскому земской школе в деревне Данильцево, поместить портреты отца в зале земского собрания и в Данильцевской школе, а также назначить в следующем 1917 году четыре именных стипендии. Но из-за последующих вскоре в стране событий всё это оказалось неосуществлённым». (Григоров А.А. Из воспоминаний // Григоров А.А. Из истории костромского дворянства. – Кострома, 1993. – С. 374). Вероятно, такой же памятник можно было бы поставить и адмиралу Н.М. Григорову, похороненному во Франции. Это всё наши, «родные» герои.
Да и Костромскому отделению РГО неплохо бы обратить внимание на это памятное место – в благодарность за сведения, собранные историком военно-морского флота А.А. Григоровым о костромичах-путешественниках, открывателях и исследователях новых земель.
Думается, следует и Костромскому ВООПИиК’у проявить практический интерес и к восстановлению храма, и к приведению в порядок кладбища.
Реставрация храма в Спас-Заборье и приведение в порядок захоронений около него – наш долг перед живущими здесь и когда-то жившими на этой земле нашими соотечественниками.
В 2024 году в марте исполняется 120 лет со дня рождения, а в октябре – 35 лет со дня смерти Александра Александровича Григорова.
За два с половиной года можно многое сделать, если захотеть.
А.В. Соловьёва
Август 2021 г.
У нас в Костромской области немало православных храмов, которые нуждаются в восстановлении и реставрации. Для многих людей, проживавших вокруг, церкви были своеобразным центром данного места со своей особой многовековой историей. История храма в Спас-Заборье — это тоже история места, которое связано с уважаемым дворянским родом Григоровых. Радует, что храм живой, что там проводятся службы. Надеюсь, что мы найдем способы его восстановления и обновления.
В этой гимназии учились мой прапрадед и прапрабабушка.
Спасибо, многое стало понятнее.
Статский советник Виктор Иванович Григоров (1869—1932) — родной дядя Александра Александровича Григорова. А.А. Григоров с детства и до самой смерти был очень дружен с одной из дочерей Виктора Ивановича — Ольгой Викторовной Григоровой. Книга писем А.А. Григорова «…Родина наша для меня священна» открывается большой подборкой его писем к кузине.
Дорогая Антонина Васильевна!
Всей душой поддерживаю Ваше выступлении о восстановлении храма в Спас-Заборье. Несколько лет назад мы посетили это место. Для нас в первую очередь это было место памяти, связанное с родом Григоровых. Многие из них состояли в Кинешемском земстве и не формально, а практически пытались решать проблемы воспитания и образования в уезде.
О деятельности Григоровых в селе Спас-Заборье можно рассказать следующее: здесь находилось Троицкое начальное народное училище. В 1896 году в земстве отмечалось, что «помещение тесное и весьма неудобное», находится в доме псаломщика. Для строительства нового здания училища местный землевладелец Виктор Иванович Григоров предоставил безвозмездно материал: кирпич и лес. Через год училище было построено. В 1897 году «за содействие земству в мероприятиях, направленных к распространению в народе грамотности, за безвозмездно предоставленную для училища землю и строительные материалы земское собрание выразило глубокую благодарность Валентине Ивановне, Ивану Ивановичу, Алексею Ивановичу, Виктору Ивановичу Григоровым и Константину Матвеевичу Полежаеву».
В 1899-1900 годах попечителем училища в Спас-Заборье был Виктор Иванович Григоров. В документах земства за 1900 год опубликован его доклад о рукоделии и его пользе. В школе рукоделием занималась с учащимися преподавательница А.Ф. Рыбакова. По инициативе В.И. Григорова земство выделяло на эти цели 150 рублей. Девочки (10 человек) вышивали полотенца, плели кружева, вязали чулки, шили. Всего от продажи было выручено 87 рублей 88 копеек. Попечитель училища, размышляя о сбыте вещей, предлагал сделать постоянную выставку или витрину, «чтобы все знали о курсах рукоделия». В заключение доклада В.И. Григоров отмечал: «мне остается только пожелать, чтобы отзывчивое земское собрание (…) поддержало бы новое начинание. Кто знает, может быть недалеко то время, когда стройный ряд земских учреждений в Кинешемском уезде, служащих на пользу местному населению, украсится новым зданием с вывеской «Курсы женских рукоделий Кинешемского уездного земства», где найдут хотя временный приют и возможность заработать честно кусок хлеба многие молодые девушки, избавив свою семью от лишнего рта, а себя от непосильной домашней работы и растлевающего влияния «бесед» с их неизбежной водкой, куда гонит всех их невыносимая скука длинных, зимних вечеров в далеких от всего, Богом забытых, деревушках нашего захолустья».
В 1902 году В.И. Григоров сделал отчет о курсах рукоделия в Спас-Заборье, которые продолжали работу в 1900-1901 годах. В 1901 году земское собрание, следуя хорошему опыту, приняло решение «ассигновать 175 рублей для открытия класса рукоделия при одной из школ земства».
Поддерживаю Вашу инициативу и обращение о восстановлении храма в селе Спас-Заборье. Готовы оказать с местными краеведами всяческую посильную помощь.
С уважением, директор Заволжского музея (Ивановская область), кандидат исторических наук С.В. Касаткина
От лица непримиримых научных атеистов поддерживаю этот архитектурно-нравственный призыв!
Считаю, что долг костромичей и жителей области перед памятью этих замечательных людей — всячески содействовать восстановлению храма и приведению в порядок захоронений возле него. Те, от кого это зависит в первую очередь, не имеют права быть равнодушными в таком деле. Спасибо людям, которые пытаются хотя бы напомнить всем нам : сообща можно преодолеть многое, даже, казалось бы, невозможное.