Андрей Зудов, научный сотрудник Макарьевского краеведческого музея.
Село Унжа, Старый город, город Унжа — одна из древнейших русских крепостей северного Заволжья. Его основание относится к XII в., времени усиления Владимиро-Суздальского княжества. Тогда Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо и Юрий Всеволодович для укрепления своих границ от набегов булгар, мордвы и черемисов основали крепости Городец, Нижний Новгород, Унжу и другие. Город Унжа располагался на северо-восточной границе княжества и служил защитой от набегов черемисов, обитавших в междуречье Унжи и Ветлуги. Кроме того, по реке Унже проходили крупные торговые пути через волоки на север, требующие контроля и военного прикрытия.
Первое летописное упоминание о городе Унже относится к 1219 году. Московский летописец сообщает, что камские булгары совершили нападение на город Устюг и захватили его. Потом решили захватить и город Унжу, но унжане отбились.
В XIII веке, в промежутке между 1263 и 1282 годами образуется Городецкое княжество со столицей в Городце. Князем становится Андрей Александрович, по завещанию своего отца, великого князя владимирского Александра Невского, который умер в 1263 году. Кроме Городца, княжество включало в себя Нижний Новгород и Унжу. В XIV веке столица княжества переносится в Нижний Новгород и образуется Нижегородско-Суздальское великое княжество, вобравшее в себя эти территории. Унжа входит в состав главного удела Нижегородского княжества – Городецкой волости. Некоторые нижегородские князья были ориентированы на монголо-татар и выступали против объединительных стремлений Московского княжества. В 1382 году они приняли участие в нападении Тохтамыша на Москву.
В 1392 г. московский великий князь Василий I Дмитриевич захватил Нижний Новгород. С этого времени московские великие князья удерживали Поволжье в своих руках, хотя князья Нижегородско-Суздальского княжества с помощью монголо-татар иногда добивались возвращения Нижнего Новгорода (1395, 1411-1414, 1440-е годы).В это время город Унжа выполняет функцию сборщика пошлины (тамги), за провоз товаров по реке Унже при торговле Поволжья с Севером, и все близлежащие земли назывались Унженской тамгой.
В 1410 году князь Владимир Андреевич «духовною грамотою Унженскую тамгу отказалъ сыну своему князю Ярославу».
В 1439 году в Унжу приходит преподобный Макарий с сорока семьями, освобождёнными из татарского плена в Казани. Пленники держали путь в Галичское княжество — земли, занятые и контролируемые русскими, и, выйдя на берега Унжи, решили остановиться здесь. Местное население, знавшее о подвигах и чудесах преподобного, с радостью вышли встречать путников, предложив им всё необходимое. Увидев такую добрую встречу и гостеприимство, часть пришедших поселились в городе, а другие – в окрестностях. Сам Макарий находит уединённое место в 20 верстах ниже по реке Унже, где ставит крест и строит келью, что и явилось основанием Макариево-Унженского монастыря и города Макарьева. Преподобный преставился 7 августа в 1444 году в возрасте 95 лет в городе Унже, куда иногда приходил на богослужение.
В 1448 году князь Василий Ярославич уступает Городец с волостями Московскому государю, а тот отдаёт всё в 1551 году суздальскому князю Ивану Васильевичу.
События XVI века вынуждают город Унжу вспомнить свои военные функции. В это время здесь существовала деревянная крепость с земляными валами в форме «мятого» кольца, которые хорошо сохранились до нашего времени. Она занимала мыс, с востока ограниченный обрывом над поймой реки Унжи, а с юга — оврагом речки Ключёвки. Согласно описанию 1616 года, город выглядел следующим образом: крепость на осыпи с воротами «въезжими» и воротами «потайными», четыре башни, церковь соборная Воскресения Христова шатровая, храм во имя Афанасия тёплый. На соседнем мысу острог с тремя воротами, храм Николая Чудотворца и храм Ильи пророка, изба съезжая, изба таможенная, двор государев с приказными людьми и двор земский. Кроме того, шесть дворов пушкарей, двор палача, ямщиковые дворы и дворы для волостных людей. Четырнадцать торговых лавок и 39 жилых дворов.
В 1502 году крымский хан Менгли-Гирей одержал победу над ханом Ших-Ахмедом и окончательно покончил с Золотой Ордой, которая разделилась на мелкие ханства. На средней Волге образовалось Казанское ханство, и татары, совместно с черемисами, стали совершать грабительские набеги на северо-восточные окраины Московского государства. Галичский уезд и город Унжа оказались на их пути. Так 26 мая 1521 года казанские татары с черемисами напали на Унженские волости «и много зла учинили и в полон поведоша а иных иссекоша и поидоша прочь». Унжане вышли им на перехват и отбили пленных. Через несколько дней 4 июня татары уже осадили Унжу, зажгли мост и ворота. Но благодаря помощи Божией и покровительству преподобного Макария унжане отбили татар «и поможе господь бог унжанам татар много побиша пищалмы и пушками». Татары тогда долго стояли под городом, разоряя селения в округе, потом взяли много народа в «полон» и ушли, так и не овладев городом.
***
Двадцатитысячное войско окружило крепость со всех сторон. Унжа не была настолько большим и укреплённым городом, чтобы выдержать такую осаду, и воевода Фёдор Супонев вместе с горожанами, не надеясь на свои силы и победу, молились в храме, прося помощи у Бога и предстательства преподобного Макария. В это же время в монастыре монахи и жители окрестных селений, три дня и три ночи пребывая в посте, закрывшись в церкви, не ели, не пили и не спали, молились у иконы Богородицы Макариевской и гроба преподобного.
И опять свершилось чудо – унжане не только отбили вражеское войско, но и выступили за ними в погоню, «поиде за ними в погон с галичскими детми боярскими и много побили и взяли в плен”.
Пленные татары рассказывали: “У вас есть великий помощник, православный старец-монах с седыми волосами, одетый в монашеские одежды. Он-то вас и сохраняет от нашего завоевания”.
После этих событий начинается местное почитание преподобного Макария, как покровителя города Унжи и его обители, а также в городах Галиче, Солигаличе, Юрьевце и других.
Этот набег стал поворотным в истории военного периода Унжи в XVI веке, во первых – татары поклялись сами и другим советовали больше не ходить на город Унжу и обитель преподобного Макария, во вторых, набег татар вынудил московское правительство поставить здесь заставу в 1527 году – войско с воеводой князем Барбашиным. В 1530 году воевода Иван Иванович принял участие в Казанском походе и потом занимал место первого воеводы в больших полках. В летописях нападений татар на город Унжу действительно больше нет, хотя на Галич и Кострому набеги продолжались.
При Иване Грозном Унжа была записана в число опричных городов,что означает – особую царскую территорию с войскоми госаппаратом, котораявыведена из управлениябоярской Думы и подчинена лично царю.
Такие крепости послужили опорой при освоении и завоевании Сибири. Так из монастырских летописей известно, что ранее 1552 года здесь находился проездом и был исцелён от болезней и ран у гроба преподобного Иван Григорьевич Выродков – один из первых русских военных инженеров, воевода, боярин, строитель крепостей, служивший у Ивана IV Грозного. Он участвовал во всех военных походах на Казань в качестве воеводы-инженера, и благодаря его незаурядным способностям была взята Казань и построена крепость Свияжск.
В период Смутного времени унженские земли не остались в стороне от грандиозных событий в истории России. Активную деятельность организовал строитель Макариево-Унженского монастырябоярин Давид Хвостов.
Для освобождения Москвы от поляков при сборе первого ополчения унженские земли выставили большое войско прекрасно вооруженных и обученных ратников и речную флотилию. Это ополчение соединилось с другими отрядами, пришедшими из нижегородской земли. И, несмотря на то, что они потерпели неудачу, это открыло дорогу на Москву новому ополчению под предводительством Минина и Пожарского.
В 1616 году Унжа уже числилась в Галичском уезде как “Унженская осада”. В 1620 г. окрестные земли были отписаны боярину Ивану Никитичу Романову, прозванному в народе Кашей – дяде царя Михаила Фёдоровича.
К середине XVII века Унжа начинает терять свой статус в связи с ростом Макариево-Унженского монастыря, его почитанием династией Романовых и крупными ярмарками. Несмотря на это, в1708 г. Унжа вошла в составГаличской провинции Архангелогородской губернии в качестве уездногогорода.
В начале XVIII в. город управлялся магистратом, состоящим в малых городах из бургомистров и ратманов. В нём проживало 86 купцов.
Сразу за крепостью размещался городской посад и торговая площадь. Городская застройка вытягивалась вдоль дороги на Макарьев, идущей вдоль реки Унжи, где за оврагом начиналось село Вознесенское. Здесь в 1777 году
была построена каменная трёхпрестольная церковь с колокольней Вознесения Христова с приделами Введения во храм Пресвятой Богородицы и Иоанна Дамаскина. На выездах из города у дорог ставились кузницы.
В 1778 году было образовано Костромское наместничество Московской губернии, а с 1796 года – самостоятельная Костромская губерния,разделённая на несколько провинций. Центром Унженской провинции, в которую вошли территории Кологрива, Макарьева, Ветлуги и Варнавина, стал Макарьев, а Унжа превратилась в заштатный город без уезда и постепенно приобрела вид сельского поселения.
Первый регулярный план городу Унже был дан в 1802 году. Религиозный, административный и торговый центры города сохранялись на прежних местах. Два деревянных храмовых комплекса были расположены на небольшом расстоянии друг от друга. Один на месте древнего городища: две соборные церкви Воскресения,
Благовещения и отдельно стоящая колокольня. Другой на месте острога: две приходские церкви Макария Унженского и Николая Чудотворца.
В 1810 году на месте деревянных храмов городища был возведён каменный Воскресенский собор с колокольней и приделами Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. На месте храмов острога в 1822 г. построена церковь МакарияЖелтоводского и Унженского с приделами Рождества Христова и Николая Чудотворца. В это время город называется посад Старая Унжа.
В 1834 году утверждён новый генеральный план, по которому к городу были отнесены кварталы в южной части, принадлежавшие ранее кинешемским ямщикам и экономическим крестьянам деревни Петрушево. Выравнивается и получает более чёткую форму Никольская площадь, в юго-восточном углу которой к тому времени стояла деревянная часовня.
Ещё одна часовня Флора и Лавра находилась на южном краю города у речки Ключёвки рядом с мясной бойней. Осуществление застройки Унжи по регулярному плану началось не ранее второй трети XIX века. К 1861 году
здесь числится 232 деревянных частных дома, в которых проживало около 1500 человек, и 12 деревянных частных лавок. Ни развитой торговли, ни промышленности в городе не было. Два раза в неделю собирался базар, но торговали на нём самым необходимым — хлебом.
Главным занятием горожан было хлебопашество и огородничество. В основном разводили и выращивали лук, причём в таких количествах, что были за это прозваны “лукопёрами” или “луковниками”.
Продавали его в Макарьеве, Парфеньеве, Кинешме и даже Нижнем Новгороде. Мужское население зимой занималось “отхожим промыслом” — уходило в другие области портняжничать и катать валяную обувь.
***
В 1873 г. заштатный город Унжа получает новый прожектированный план, по которому его границы расширяются новыми кварталами, а кладбище выносится за городскую черту. В качествеопорных элементов городской планировки обозначены два существующиххрама — Воскресенский собор и Макарьевская церковь, а также три деревянные часовни – Никольскаяна одноимённой площади,Тихвинская на левом берегу Ключёвки у южной границы города и Макарьевская на Сенной площади,у начала Макарьевскойулицы. В этом же году создано трёхклассное городское училище для мальчиков, а позднее открытацерковно-приходская школа для девочек.
В начале XX в. с развитием деятельности земства начинается активное строительство. В 1909 г. на западной окраине города вблизи Сенной площади был сооружён комплекс земской больницы, включающий в себя более десятка одноэтажных деревянных построек.
Также в городе была организована пожарная служба, располагавшаяся, вероятнее всего, на месте современной Овражной улицы и состоявшая из деревянного здания депо с каланчой и конюшни с помещением для экипажей.
Главной причиной её организации способствовал очередной крупный пожар 1909 г., уничтоживший 27 домов. Высшее начальное училище, единственное учебное заведение в городе, работало в арендованных помещениях. План построить для него специальное здание был в 1913 г., но помешала первая мировая война.
В этот период истории практически остановилось судоходство по реке Унже выше города Макарьева, и город Унжа лишается торговых связей, а отсутствие промышленности приводит к тотальной безработице. Численность населения города быстро падает. Тогда же, как показатель катастрофически бедственного положения города, появляется предложение о переводе Унжи в ранг села, для уменьшения размера налога. В советское время эта «угроза» приводится в исполнение, что окончательно лишает Старый город шансов на экономическую реабилитацию, превращая его в один из сельскохозяйственных центров района, специализирующегося на животноводстве. Село Вознесенское с Вознесенской церковью входит в черту Унжи.
Спустя сто лет облик Унжи мало чем изменился. Вплоть до последнеговремени местные жителиназывают его Старым городом. За годы советскойвласти в селе частично сохранилась и остаётся действующей только церковьпреподобного МакарияЖелтоводского и Унженского. Застройку улиц по-прежнему составляют одноэтажные деревянныедома, окруженные приусадебными участками. В панораме со стороны рекивыделяется высокий холм городища с руинами Воскресенского собора и через овраг — остатки Макарьевской церкви. В 90-х годах упала колокольня этого храма, а в XXI в. открыт только придел, посвящённый Николаю чудотворцу, в котором изредка совершаются молебны и богослужения. По этой причине, говоря о церкви в селе Унжа, называется Никольская, именуемая так по единственно действующему приделу.
Немного в стороне, на береговом выступе, видны руины Вознесенской церкви – памятника архитектуры XVIII в. Окраины Старого города значительно уменьшились, заброшены и соседние сёла — Ремез, Вознесенское, ближайшие деревни — Михаленино, Жильцово, Попово и другие.
Из летописей и древних грамот мы взяли фрагменты славной истории Старого города. Современная история села Унжи пишется и сегодня. События XX века, биографии знаменитых жителей села ждут своего летописца.
Макарьевский краеведческий сайт makariev.smi44.ru
«В летописях нападений татар на город Унжу действительно больше нет, хотя на Галич и Кострому набеги продолжались».
Неправда, в летописях есть сведения о нападении татар на Унжу, например, в 1536 году: «В лъто 7044-го. Октября в 8 день приходили Татарове и Черемиса на Оунжу да на Шишкилево, да на пустыню на Болшую, да на Чюхлому, да на Глазуново, да к Галичю городу волостьми…» (ПСРЛ, Т. 28.
Cердечно благодарю за столь тщательно собранную информацию. Собираюсь проехать по тем краям, и теперь это будет гораздо более осознанно