Старый город Унжа

Андрей Зудов, научный сотрудник Макарьевского краеведческого музея.

Село Унжа, Старый город, город Унжа — одна из древнейших русских крепостей северного Заволжья. Его основание относится к XII в., времени усиления Владимиро-Суздальского княжества. Тогда Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо и Юрий Всеволодович для укрепления своих границ от набегов булгар, мордвы и черемисов основали крепости Городец, Нижний Новгород, Унжу и другие. Город Унжа располагался на северо-восточной границе княжества и служил защитой от набегов черемисов, обитавших в междуречье Унжи и Ветлуги. Кроме того, по реке Унже проходили крупные торговые пути через волоки на север, требующие контроля и военного прикрытия.

Первое летописное упоминание о городе Унже относится к 1219 году. Московский летописец сообщает, что камские булгары совершили нападение на город Устюг и захватили его. Потом решили захватить и город Унжу, но унжане отбились.

В XIII веке, в промежутке между 1263 и 1282 годами образуется Городецкое княжество со столицей в Городце. Князем становится Андрей Александрович, по завещанию своего отца, великого князя владимирского Александра Невского, который умер в 1263 году. Кроме Городца, княжество включало в себя Нижний Новгород и Унжу. В XIV веке столица княжества переносится в Нижний Новгород и образуется Нижегородско-Суздальское великое княжество, вобравшее в себя эти территории. Унжа входит в состав главного удела Нижегородского княжества – Городецкой волости. Некоторые нижегородские князья были ориентированы на монголо-татар и выступали против объединительных стремлений Московского княжества. В 1382 году они приняли участие в нападении Тохтамыша на Москву.

В 1392 г. московский великий князь Василий I Дмитриевич захватил Нижний Новгород. С этого времени московские великие князья удерживали Поволжье в своих руках, хотя князья Нижегородско-Суздальского княжества с помощью монголо-татар иногда добивались возвращения Нижнего Новгорода (1395, 1411-1414, 1440-е годы).В это время город Унжа выполняет функцию сборщика пошлины (тамги), за провоз товаров по реке Унже при торговле Поволжья с Севером, и все близлежащие земли назывались Унженской тамгой.

В 1410 году князь Владимир Андреевич «духовною грамотою Унженскую тамгу отказалъ сыну своему князю Ярославу».

В 1439 году в Унжу приходит преподобный Макарий с сорока семьями, освобождёнными из татарского плена в Казани. Пленники держали путь в Галичское княжество — земли, занятые и контролируемые русскими, и, выйдя на берега Унжи, решили остановиться здесь. Местное население, знавшее о подвигах и чудесах преподобного, с радостью вышли встречать путников, предложив им всё необходимое. Увидев такую добрую встречу и гостеприимство, часть пришедших поселились в городе, а другие – в окрестностях. Сам Макарий находит уединённое место в 20 верстах ниже по реке Унже, где ставит крест и строит келью, что и явилось основанием Макариево-Унженского монастыря и города Макарьева. Преподобный преставился 7 августа в 1444 году в возрасте 95 лет в городе Унже, куда иногда приходил на богослужение.

В 1448 году князь Василий Ярославич уступает Городец с волостями Московскому государю, а тот отдаёт всё в 1551 году суздальскому князю Ивану Васильевичу.

События XVI века вынуждают город Унжу вспомнить свои военные функции. В это время здесь существовала деревянная крепость с земляными валами в форме «мятого» кольца, которые хорошо сохранились до нашего времени. Она занимала мыс, с востока ограниченный обрывом над поймой реки Унжи, а с юга — оврагом речки Ключёвки. Согласно описанию 1616 года, город выглядел следующим образом: крепость на осыпи с воротами «въезжими» и воротами «потайными», четыре башни, церковь соборная Воскресения Христова шатровая, храм во имя Афанасия тёплый. На соседнем мысу острог с тремя воротами, храм Николая Чудотворца и храм Ильи пророка, изба съезжая, изба таможенная, двор государев с приказными людьми и двор земский. Кроме того, шесть дворов пушкарей, двор палача, ямщиковые дворы и дворы для волостных людей. Четырнадцать торговых лавок и 39 жилых дворов.

В 1502 году крымский хан Менгли-Гирей одержал победу над ханом Ших-Ахмедом и окончательно покончил с Золотой Ордой, которая разделилась на мелкие ханства. На средней Волге образовалось Казанское ханство, и татары, совместно с черемисами, стали совершать грабительские набеги на северо-восточные окраины Московского государства. Галичский уезд и город Унжа оказались на их пути. Так 26 мая 1521 года казанские татары с черемисами напали на Унженские волости «и много зла учинили и в полон поведоша а иных иссекоша и поидоша прочь». Унжане вышли им на перехват и отбили пленных. Через несколько дней 4 июня татары уже осадили Унжу, зажгли мост и ворота. Но благодаря помощи Божией и покровительству преподобного Макария унжане отбили татар «и поможе господь бог унжанам татар много побиша пищалмы и пушками». Татары тогда долго стояли под городом, разоряя селения в округе, потом взяли много народа в «полон» и ушли, так и не овладев городом.

***

Двадцатитысячное войско окружило крепость со всех сторон. Унжа не была настолько большим и укреплённым городом, чтобы выдержать такую осаду, и воевода Фёдор Супонев вместе с горожанами, не надеясь на свои силы и победу, молились в храме, прося помощи у Бога и предстательства преподобного Макария. В это же время в монастыре монахи и жители окрестных селений, три дня и три ночи пребывая в посте, закрывшись в церкви, не ели, не пили и не спали, молились у иконы Богородицы Макариевской и гроба преподобного.

И опять свершилось чудо – унжане не только отбили вражеское войско, но и выступили за ними в погоню, «поиде за ними в погон с галичскими детми боярскими и много побили и взяли в плен”.

Пленные татары рассказывали: “У вас есть великий помощник, православный старец-монах с седыми волосами, одетый в монашеские одежды. Он-то вас и сохраняет от нашего завоевания”.

После этих событий начинается местное почитание преподобного Макария, как покровителя города Унжи и его обители, а также в городах Галиче, Солигаличе, Юрьевце и других.

Этот набег стал поворотным в истории военного периода Унжи в XVI веке, во первых – татары поклялись сами и другим советовали больше не ходить на город Унжу и обитель преподобного Макария, во вторых, набег татар вынудил московское правительство поставить здесь заставу в 1527 году – войско с воеводой князем Барбашиным. В 1530 году воевода Иван Иванович принял участие в Казанском походе и потом занимал место первого воеводы в больших полках. В летописях нападений татар на город Унжу действительно больше нет, хотя на Галич и Кострому набеги продолжались.

При Иване Грозном Унжа была записана в число опричных городов,что означает – особую царскую территорию с войскоми госаппаратом, котораявыведена из управлениябоярской Думы и подчинена лично царю.

Такие крепости послужили опорой при освоении и завоевании Сибири. Так из монастырских летописей известно, что ранее 1552 года здесь находился проездом и был исцелён от болезней и ран у гроба преподобного Иван Григорьевич Выродков – один из первых русских военных инженеров, воевода, боярин, строитель крепостей, служивший у Ивана IV Грозного. Он участвовал во всех военных походах на Казань в качестве воеводы-инженера, и благодаря его незаурядным способностям была взята Казань и построена крепость Свияжск.

В период Смутного времени унженские земли не остались в стороне от грандиозных событий в истории России. Активную деятельность организовал строитель Макариево-Унженского монастырябоярин Давид Хвостов.

Для освобождения Москвы от поляков при сборе первого ополчения унженские земли выставили большое войско прекрасно вооруженных и обученных ратников и речную флотилию. Это ополчение соединилось с другими отрядами, пришедшими из нижегородской земли. И, несмотря на то, что они потерпели неудачу, это открыло дорогу на Москву новому ополчению под предводительством Минина и Пожарского.

В 1616 году Унжа уже числилась в Галичском уезде как “Унженская осада”. В 1620 г. окрестные земли были отписаны боярину Ивану Никитичу Романову, прозванному в народе Кашей – дяде царя Михаила Фёдоровича.

К середине XVII века Унжа начинает терять свой статус в связи с ростом Макариево-Унженского монастыря, его почитанием династией Романовых и крупными ярмарками. Несмотря на это, в1708 г. Унжа вошла в составГаличской провинции Архангелогородской губернии в качестве уездногогорода.

В начале XVIII в. город управлялся магистратом, состоящим в малых городах из бургомистров и ратманов. В нём проживало 86 купцов.

Сразу за крепостью размещался городской посад и торговая площадь. Городская застройка вытягивалась вдоль дороги на Макарьев, идущей вдоль реки Унжи, где за оврагом начиналось село Вознесенское. Здесь в 1777 году

была построена каменная трёхпрестольная церковь с колокольней Вознесения Христова с приделами Введения во храм Пресвятой Богородицы и Иоанна Дамаскина. На выездах из города у дорог ставились кузницы.

В 1778 году было образовано Костромское наместничество Московской губернии, а с 1796 года – самостоятельная Костромская губерния,разделённая на несколько провинций. Центром Унженской провинции, в которую вошли территории Кологрива, Макарьева, Ветлуги и Варнавина, стал Макарьев, а Унжа превратилась в заштатный город без уезда и постепенно приобрела вид сельского поселения.

Первый регулярный план городу Унже был дан в 1802 году. Религиозный, административный и торговый центры города сохранялись на прежних местах. Два деревянных храмовых комплекса были расположены на небольшом расстоянии друг от друга. Один на месте древнего городища: две соборные церкви Воскресения,

Благовещения и отдельно стоящая колокольня. Другой на месте острога: две приходские церкви Макария Унженского и Николая Чудотворца.

В 1810 году на месте деревянных храмов городища был возведён каменный Воскресенский собор с колокольней и приделами Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. На месте храмов острога в 1822 г. построена церковь МакарияЖелтоводского и Унженского с приделами Рождества Христова и Николая Чудотворца. В это время город называется посад Старая Унжа.

В 1834 году утверждён новый генеральный план, по которому к городу были отнесены кварталы в южной части, принадлежавшие ранее кинешемским ямщикам и экономическим крестьянам деревни Петрушево. Выравнивается и получает более чёткую форму Никольская площадь, в юго-восточном углу которой к тому времени стояла деревянная часовня.

Ещё одна часовня Флора и Лавра находилась на южном краю города у речки Ключёвки рядом с мясной бойней. Осуществление застройки Унжи по регулярному плану началось не ранее второй трети XIX века. К 1861 году

здесь числится 232 деревянных частных дома, в которых проживало около 1500 человек, и 12 деревянных частных лавок. Ни развитой торговли, ни промышленности в городе не было. Два раза в неделю собирался базар, но торговали на нём самым необходимым — хлебом.

Главным занятием горожан было хлебопашество и огородничество. В основном разводили и выращивали лук, причём в таких количествах, что были за это прозваны “лукопёрами” или “луковниками”.

Продавали его в Макарьеве, Парфеньеве, Кинешме и даже Нижнем Новгороде. Мужское население зимой занималось “отхожим промыслом” — уходило в другие области портняжничать и катать валяную обувь.

***

В 1873 г. заштатный город Унжа получает новый прожектированный план, по которому его границы расширяются новыми кварталами, а кладбище выносится за городскую черту. В качествеопорных элементов городской планировки обозначены два существующиххрама — Воскресенский собор и Макарьевская церковь, а также три деревянные часовни – Никольскаяна одноимённой площади,Тихвинская на левом берегу Ключёвки у южной границы города и Макарьевская на Сенной площади,у начала Макарьевскойулицы. В этом же году создано трёхклассное городское училище для мальчиков, а позднее открытацерковно-приходская школа для девочек.

В начале XX в. с развитием деятельности земства начинается активное строительство. В 1909 г. на западной окраине города вблизи Сенной площади был сооружён комплекс земской больницы, включающий в себя более десятка одноэтажных деревянных построек.

Также в городе была организована пожарная служба, располагавшаяся, вероятнее всего, на месте современной Овражной улицы и состоявшая из деревянного здания депо с каланчой и конюшни с помещением для экипажей.

Главной причиной её организации способствовал очередной крупный пожар 1909 г., уничтоживший 27 домов. Высшее начальное училище, единственное учебное заведение в городе, работало в арендованных помещениях. План построить для него специальное здание был в 1913 г., но помешала первая мировая война.

В этот период истории практически остановилось судоходство по реке Унже выше города Макарьева, и город Унжа лишается торговых связей, а отсутствие промышленности приводит к тотальной безработице. Численность населения города быстро падает. Тогда же, как показатель катастрофически бедственного положения города, появляется предложение о переводе Унжи в ранг села, для уменьшения размера налога. В советское время эта «угроза» приводится в исполнение, что окончательно лишает Старый город шансов на экономическую реабилитацию, превращая его в один из сельскохозяйственных центров района, специализирующегося на животноводстве. Село Вознесенское с Вознесенской церковью входит в черту Унжи.

Спустя сто лет облик Унжи мало чем изменился. Вплоть до последнеговремени местные жителиназывают его Старым городом. За годы советскойвласти в селе частично сохранилась и остаётся действующей только церковьпреподобного МакарияЖелтоводского и Унженского. Застройку улиц по-прежнему составляют одноэтажные деревянныедома, окруженные приусадебными участками. В панораме со стороны рекивыделяется высокий холм городища с руинами Воскресенского собора и через овраг — остатки Макарьевской церкви. В 90-х годах упала колокольня этого храма, а в XXI в. открыт только придел, посвящённый Николаю чудотворцу, в котором изредка совершаются молебны и богослужения. По этой причине, говоря о церкви в селе Унжа, называется Никольская, именуемая так по единственно действующему приделу.

Немного в стороне, на береговом выступе, видны руины Вознесенской церкви – памятника архитектуры XVIII в. Окраины Старого города значительно уменьшились, заброшены и соседние сёла — Ремез, Вознесенское, ближайшие деревни — Михаленино, Жильцово, Попово и другие.

Из летописей и древних грамот мы взяли фрагменты славной истории Старого города. Современная история села Унжи пишется и сегодня. События XX века, биографии знаменитых жителей села ждут своего летописца.

Макарьевский краеведческий сайт makariev.smi44.ru

 

 

Одна мысль про “Старый город Унжа”

  1. Cердечно благодарю за столь тщательно собранную информацию. Собираюсь проехать по тем краям, и теперь это будет гораздо более осознанно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.