ЯРСТАРОСТИ: Есть семьи, которые на протяжении столетий влияли на ход жизни в нашей стране. К таким принадлежит и семья Лермонтовых. Сегодня наш рассказ будет посвящен одному из ее представителей, работа которого во многом определила привычный нам облик Ярославля и его окрестностей. Речь об инженере и архитекторе Николае Лермонтове, который родился 17 мая 1867 года.
За свою довольно долгую жизнь – а он прожил 82 года – Николай Юрьевич выполнил 29 проектов общественных зданий, 54 проекта жилых домов, 16 учебных заведений, 18 больниц, 33 сооружения промышленного назначения. Больше всего он работал в Калуге, Ярославле и Уфе. За первые 30 лет 20 века в наших краях он построил много зданий, ставших знаковыми для жителей области. Это такие сооружения, как западная часть Гостиного двора на Комсомольской улице Ярославля, здание губернского земства на улице Андропова (сейчас там расположена мэрия города), мост на Семеновском спуске на Волжской набережной, синагога на улице Чайковского, здание земства на улице Крестовой в Рыбинске и, конечно, так называемый замок Понизовкина в поселке Красный Профинтерн.
Лермонтовы – один из старинных дворянских российских родов. Свое начало он ведет от шотландского рыцаря Лермонта. Звание рыцаря он получил в 1057 году от Малькольма III за участие в битве против Макбета. К клану Лермонтов принадлежал первый шотладский поэт Томас Лермонт, известный как Честный Томас или Томас-Рифмач. Его история про посещение королевства фей, королева которых наделила его даром предвидения, известна с конца 13 века. Среди отдаленных потомков Томаса-Рифмача – английский поэт Джордж Байрон, один из пращуров которого был женат на Маргарет Лермонт.
Российская история рода ведет свой отсчет с 1613 года с Георга Лермонта. В качестве профессионального солдата, как и многие другие шотландцы того времени, он сражался в наемных войсках в Европе. Будучи на службе в войске короля Польши Сигизмунда III, Лермонт находился в гарнизоне крепости Белая на границе России и Польши. Попав в плен в августе 1613 года, шотландец переходит на службу к только что избранному на царство Михаилу Романову. Георг Лермонт активно участвует в войнах, сотрясавших тогда Россию. Он защищает границы от набегов татар, в 1618 году сражается против войск польского королевича Владислава под Можайском и в Москве, где был тяжело ранен. В 1619 году Он принимает православие под именем Юрия Андреевича и переходит из наемников в служивые люди Российского государства (в аналогиях нынешнего времени – принимает российское гражданство). Михаил Романов за верную службу награждает его землями в Чухломском уезде Костромской губернии. Юрий Андреевич продолжает служить в армии, занимается обучением новобранцев, сам принимает участие в сражениях. В 1633 году он погиб в войне за освобождение Смоленска от поляков.
Сын Георга Лермонта – Петр Юрьевич Лермонтов был воеводой в Саранске. Его внуки – Евтихий (Юрий) и Петр служили стольниками при Алексее Михайловиче и Петре I. Большие земли Лермонтовых в Костромской губернии были разделены между четырьмя их сыновьями на поместья Кузнецово, Острожниково, Измайлово и Колотилово. От названия поместий произошли четыре ветви рода Лермонтовых, развивавшихся дальше самостоятельно и обособленно друг от друга.
Знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежал к измайловской ветви семьи, а герой сегодняшнего материала – Николай Юрьевич Лермонтов – к колотиловской линии рода. Поэту архитектор приходился пятиюродным братом. У них был общий прапрапрадед – Евтихий (Юрий) Петрович Лермонтов.
Николай Лермонтов родился 17 мая 1867 года в усадьбе Алексино Костромской губернии. Учился в костромском реальном училище. Закончив училище, по рекомендации своего отца поступил в Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров (ныне Инженерно-строительный институт). В 1892 году Николай Юрьевич окончил его с серебряной медалью за дипломный проект, получив специализацию техника-строителя. И позже он не только составлял проекты зданий, как архитектор, но и сам осуществлял техническое руководство строительством как инженер.
После института Николай Лермонтов направлен в губернское правление Калужской губернской земской управы на должность гражданского инженера строительного управления. Здесь он настолько ярко проявляет свои профессиональные качества, что всего через два года калужский губернатор ходатайствует в Петербурге о назначении Николая Лермонтова губернским архитектором.
В 1896 году Николай Юрьевич переустраивает Хлюстинские богоугодные заведения – знаменитый в Калуге комплекс больничных зданий. На следующий год составляет проект хирургического отделения, перестройки инфекционного отделения, кухни, прачечной, бани, дома для рабочих и других служб. Позже Лермонтов курирует возведение пристройки к зданию реального училища (ныне здание Калужского педагогического университета). Помимо архитектурной деятельности в Калужской губернии Николай Юрьевич исследует дорожную сеть. Он строит шоссе от Калуги до Перемышля и от Калуги до Никольской переправы, а также ему поручают «заведование ремонтом и постройкой сооружений» на Московско-Варшавском шоссе в Калужской и Смоленской губерниях на протяжении около 250 верст.
В 1899 году Николай Юрьевич с женой и тремя детьми, родившимися в Калуге, уезжает в Ярославль, где начинает работу инженером в губернском земстве.
Как инженер, Николай Лермонтов большое внимание уделял промышленным и общественным проектам. Он провел первые изыскания по разработке Ляпинского торфяного болота, подготавливал материалы для составления проектов ярославской гавани и канализации города Ярославля. Стремясь удешевить строительство, Николай Юрьевич разработал альбом типовых проектов школьных зданий с подробной проработкой деталей, сметными расчетами и пояснениями.
В 1901 году он стал действительным членом ЯГУАК – ярославской губернской ученой архивной комиссии – и в этом качестве работал в составе комиссии по описи церквей Ярославской епархии, а позже, в 1911 году, вел наблюдение за ремонтом Вознесенской церкви в Ярославле.
Николай Юрьевич разрабатывал проекты и возводил здания не только в Ярославле. В 1904 году он построил колокольню кладбищенской Боголюбской церкви в селе Великом. При этом, как он сам описывал свой труд, «для соответствия с существующей церковью новая колокольня» была «спроектирована в стиле итальянского ренессанса».
В 1905-1908 годах Лермонтов на средства приходского благотворительного общества строит уездную больницу в Вощажниково.
В 1911 году по его проекту было построено здание Рыбинского земства на улице Крестовой.
По проекту Николая Лермонтова был построен доходный дом Сакина (сейчас это дом № 48 по улице Собинова) – замечательный образец ярославского модерна, проведена реконструкция здания губернского земства (в этом доме на улице Андропова сейчас располагается мэрия города Ярославля).
В 1909 году Лермонтов производил технический осмотр здания Гостиного двора и подготовил проект перестройки западного фасада их Северного корпуса. То здание, которое мы видим сейчас на Комсомольской улице, построено как раз по проекту Николая Юрьевича.
Самой необычной из всех работ архитектора Николая Лермонтова, безусловно, является особняк Никиты Понизовкина на Волжском заводе, иначе называемый дворец Понизовкина в поселке Красный Профинтерн. Уверен, что все, кто видел этот весьма необычный для провинциальных ярославских краев дом, задавался вопросом о том, как он возник.
Никита Понизовкин был наследником богатого купеческого рода, промышленником, который продолжил дело деда и отца по производству крахмала и патоки. Дело было прибыльное. В январе 1908 году Никита Андреевич женится на Розе Павловне Бурсиан, которая родилась в Туле в семье обрусевших выходцев из Саксонии, а с начала 20 века жила в Ярославле, где они и познакомились. В ноябре 1908 года у Понизовкиных родилась дочь Татьяна, в январе 1910 – сын Андрей.
С начала 1910-х годов на территории Волжского завода, основанного еще в 1862 году, Понизовкин разворачивает бурное строительство. Именно в эти годы заводской поселок приобрел вид, который и сегодня существует как своего рода волжский фасад Красного Профинтерна. Начинает Никита Андреевич с постройки дома для себя самого. Вернее, для любимой жены. Стремясь удивить Розу Павловну, он ставит Николаю Лермонтову задачу построить для нее небывалый замок.
Николай Юрьевич не только составил проект и рабочие чертежи, но и сам в качестве инженера руководил строительством. С поставленной задачей он справился настолько хорошо, что вот уже больше ста лет особняк Понизовкина в Красном Профинтерне вызывает у всех, кто его видит, восхищение своей необычной архитектурой. Исследователи называют полученный результат ярким примером региональной архитектуры эклектики в эпоху модерна. У особняка два фасада – юго-восточный, выходящий на берег Волги, и юго-западный, выходящий на улицу, ведущую от реки на территорию завода. Береговой фасад имеет три архитектурных объёма: две боковые башни и выступающая прямоугольная часть фасада с завершением под русский стиль. Этот фасад не симметричен, он имеет композицию, которую часто используют архитекторы модерна: используя три вертикальные доминанты на фасаде, центральную смещают к одному из боковых объёмов. Левая башня цилиндрическая с крышей-конусом, правая квадратная, с прогулочной площадкой наверху, имеющей башнеобразные торцы. Правая башня также имеет балкончики, поддерживаемые консолями. Автор замка смело смешивает в нем готические мотивы, ренессансные лоджии, английские эркеры, окна эпохи модерна. Внутри особняк тоже поражал своей оригинальностью и роскошью.Для полноты истории отмечу, что Роза Павловна прожила в замке Понизовкина совсем недолго – в 1914 году она уличила Никиту Андреевича в прелюбодеянии и расторгла брак с ним. При этом дочь осталась с матерью, а сын – с отцом. Роза Павловна вскоре вышла замуж за известного московского врача. Никита Андреевич вновь женился в 1915 году. Второй его женой была Мария Завадская – дочь одного из ближайших помощников Дмитрия Менделеева. После революции Понизовкины эмигрировали, а все их хозяйство было национализировано. Замок используется и как клуб, и как школа. «Благодаря» неправильной реконструкции – замене систем отопления – он начал разрушаться и 21 век встретил в аварийном состоянии. Через сто лет после постройки он обрел новых хозяев, которые сейчас вкладывают значительные средства в его реконструкцию. Так что можно надеяться, что творение Понизовкина и Лермонтова еще будет радовать глаз посетителей. В поселке Волжского завода Николай Юрьевич в 1910-е годы построил еще пятиэтажный дом для инженеров и служащих завода, кинотеатр, три дачи и спроектировал парк с лиственными деревьями.
Николай Лермонтов продолжал работы и в Ярославле. В 1913 году по его проекту была проведена реконструкция Семеновского моста на Семеновском спуске к Волге от Красной площади (сейчас он называется Красный съезд).
В следующем, 1914 году, Николай Юрьевич исполнял обязанности городского архитектора в Ростове Великом. За год работы там он руководил строительством родильного приюта, городского училища, пристройки к зданию офицерского собрания, городских скотобоен, беседки в городском саду, провел капитальный ремонт здания городской управы.
Вернувшись в Ярославль, он вновь работал над проектами промышленных предприятий, в том числе построил новый серно-кислотный корпус на заводе Понизовкиных.
К этим годам относится начало преподавательской деятельности Николая Лермонтова. В 1916 году он организовал школу десятников-строителей, которой сам руководил. Кроме того, он читал лекции по архитектуре и строительству в ярославском университете и средних учебных заведениях города. Николай Юрьевич активно занимался просвещением. Он проводил популярные лекции, напечатал ряд статей по вопросам благоустройства, современного ему строительства, опубликовал руководство по постройке зданий школ и училищ.
Не сохранилось сведений о том, как Николай Юрьевич отнесся к революции и последовавшим за ней событиям. Но после ярославского восстания, когда при его подавлении большевики уничтожили чуть ли не треть центра города, Николай Лермонтов много работал над восстановлением Ярославля. В «Управлении работами по восстановлению г. Ярославля» он возглавлял Бюро научных исследований и занимался составлением нового плана города.
С начала 1920-х годов Николай Лермонтов в основном проектирует промышленные предприятия и целые комплексы промышленных построек, куда входили здания цехов, складов, жилые дома. Николай Юрьевич работал над типовыми проектами картофелехранилищ и складов, по одному из которых построен картофелессыпной пункт с элеватором и жилыми домами в поселке Семибратово. Тогда же им был разработан проект торфо-подстилочного завода на Вакаревском торфянике. В 1924-25 годах Лермонтов сделал проект производственного корпуса на Ярославском гвоздильном заводе и построил его. В Полушкиной роще на месте предполагаемого строительства Резино-асбестового комбината инженер-архитектор спроектировал и построил временную электростанцию, лесопильный завод, слесарные и столярные мастерские.
В 1920-е годы в бутусовском поселке Николай Юрьевич построил синагогу «Бейт Аарон», которая в 1930-х была перестроена под поселковый клуб, а в 1994 при содействии городских властей была возвращена иудейской общине.
В 1929 году Николая Юрьевича пригласили в Уфу на должность главного архитектора. В Башкирии Лермонтов плодотворно трудился еще двадцать лет. По его проектам были построены многие известные в Уфе здания.
В 1947 году в газете «Красная Башкирия» в связи с 80-летием архитектора была опубликована статья известного краеведа, историка, археолога Петра Ищерикова о нем: «Николай Юрьевич Лермонтов – старейший архитектор Советского Союза. Недавно он награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Башкирской АССР». Издание описывает работу Лермонтова на Башкирской земле. Он «принял горячее участие в строительстве: сначала как главный инженер Наркомата коммунального хозяйства, а потом в Башгоспроекте, тоже как главный инженер. Он автор проектов и строительства больших зданий Уфы: Геологоуправления, треста «Башнефть», Спиртотреста и многих ведомственных жилых домов, он же – соавтор проекта постройки гостиницы «Башкирия». Автор статьи пишет: «Последними научными трудами маститого ученого-архитектора являются «Архитектура Уфы в прошлом и в настоящее время», «Архитектурно-художественное описание Троицкой церкви в Уфе». К этим работам автор собрал богатый и редкий иллюстрированный материал и лично выполнил ряд чертежей и рисунков. Закончил он также большую научную работу по заданию Башкирского института истории, языка и литературы – «Архитектура дореволюционной Башкирии».
В последние годы жизни Николай Юрьевич преподавал в техникумах Уфы. По заданию Башкирского республиканского отделения Союза архитекторов он подготовил для издания в Москве книгу об архитектурных памятниках и истории застройки столицы Башкирии. Николай Лермонтов был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Башкирии и РСФСР. Умер в 1949 году. Похоронен на Сергиевском кладбище. Его сын, Михаил Николаевич Лермонтов, стал инженером-строителем.
Александр Шиханов
Использованы материалы М.Ю. Беловой, И. Смолина, Т.П. Молчановой.
Усадьба «Алексино» находилась в Нольско-Берёзовской волости Солигаличского уезда ( разыскала чухломский краевед Татьяна Николаевна Байкова).