Обычно в роли главного вандала погубившего основную часть костромских памятников культуры выступала советская власть, но иногда рукотворные сооружения становились жертвами мелких хулиганов и воришек. Так, в 1872 году был поврежден памятник Ивану Сусанину (который когда-то стоял на нынешней Сусанинской площади и был уничтожен после революции). Виновных тогда не нашли. Исправил «повреждение памятника с точностью фигуры» за 100 рублей серебром костромской купец Савельев.
В 1888 году гласные думы опять слушали вопрос об «исправлении» памятника Сусанину. На сей раз крестьянин Сергей Арсенов оторвал «от фигур шляхтичей руку и голову», за что был предан суду. После приговора прокурор прислал в управу пять кусков меди от памятника, которые были приобщены к делу в качестве доказательств против Арсенова. Костромской физик-механик Карл Царнах заявил, что его мастерская может точно восстановить недостающие части фигуры. Обошлось городу это в 150 рублей серебром, поскольку у крестьянина денег восполнить нанесенный ущерб не было.
Из недавних вандальных историй, что на слуху, кража в 90-е годы четырех бронзовых барельефов с памятника В.И. Ленину в парке «Центральный». Другой вопиющий случай примерно того же времени – воры унесли бронзовую звезду с мемориала Вечный огонь. Приделали ноги, помнится, и к бронзовой памятной доске на камне, установленном в честь основания Костромы на улице Островского.
Из довольно свежих примеров – кража копилки для сбора пожертвований в пользу бездомных животных у собачки Бобки на Сусанинской площади. Кроме того, у этой милой псины куда-то задевался еще и хвост. Правда, автор этой работы – скульптор Александр Еремин однажды сообщил, что собачий хвост не своровали, «он сам отвалился».