Город символов, царская колыбель.
Прослышав после очередного Валдайского форума, как Владимир Путин назвал себя «голубем с железными крыльями», щедрые костромские доброжелатели важную птичку осенью же 2015 г. соорудили на месте разрушенного вандалами памятника русскому царю*.
Авторы инсталляции даже не сомневались, что задумка понравится горожанам и гостям Костромы и будет приносить удачу.
Долгими осенними ночами железная птица не единожды подтверждала природную способность к перелетам, хоть полиция по сюжетам с уличных видеокамер её находила и возвращала на сварной могильный столик. К зимним холодам некие доброжелатели свободолюбивой птичке помогли улететь дальше обычного.
Многосерийность этого сюжета сподвигла изготовителей скульптуры внести новую конструктивную деталь, заменив хилые ноги крепко хватающими руками и усилив постамент двумя парами надежных болтов с накрепко затянутыми гайками.
* Опустевший после варварского разрушения в 1918 г. памятника царю Михаилу Романову и Ивану Сусанину центральный округлый сквер горожане прозвали Сковородкой, но стоит заметить, что и в более давние времена с памятником происходили разные членовредительские истории.
В 1872 году памятник был поврежден, но виновных тогда не нашли. Исправил «повреждение памятника с точностью фигуры» за 100 рублей серебром костромской купец Савельев.
В 1888 году гласные думы опять слушали вопрос об «исправлении» памятника Сусанину. На сей раз крестьянин Сергей Арсенов оторвал «от фигур шляхтичей руку и голову», за что был предан суду. После приговора прокурор прислал в управу пять кусков меди от памятника, которые были приобщены к делу в качестве доказательств против Арсенова. Костромской физик-механик Карл Царнах заявил, что его мастерская может точно восстановить недостающие части фигуры. Обошлось городу это в 150 рублей серебром, поскольку у крестьянина денег восполнить нанесенный ущерб не было.
- Б. Ткаченко. О Сковородке замолвите слово
- А. Анохин. История «сковородки» как народного сквера.
- В. Леонович. Что сделали с тобою, Сковородка!
- Б. Коробов. О попытке восстановлении памятника Романову и Сусанину.