Виктор Николаевич Чернышов – авиаконструктор, ученый, видный деятель советской авиационной промышленности. Родился в г. Романово-Борисоглебске Ярославской губернии, в раннем детстве переехал в Кострому, где закончил реальное училище. В мае 1917 г. вступил в партию большевиков, руководил кружком социалистической молодежи за р. Волгой, работал агитатором губкома партии, с 1919 г. был редактором газеты «Красный мир» В 1920 г. направлен на Западный фронт. В 1923-1927 гг. являлся слушателем Военно-Воздушной академии им. Жуковского, во время учебы в академии был направлен на работу в ЦАГИ как конструктор в группе легких самолетов. В 1929 г. находился в командировке в Германии, Франции и Италии, с 1931 г. помощник начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, с 1932 г. заместитель директора, затем директор авиационного завода.
В 1933 г. В.Н. Чернышов за большую работу по укреплению обороны страны награжден орденом Ленина. В 1934 г. направлен во главе группы специалистов в США, по возвращении был назначен директором завода № 18. С 1936 г. Чернышов – начальник отдела опытной конструкции 1-го главного управления Наркомата Оборонной промышленности СССР.
Талантливый авиаконструктор, Чернышов стал одним из ведущих специалистов создававшейся советской авиапромышленности, принимал участие в подготовке сверхдальних полетов советских самолетов в 1935-1937 гг. Умер в 1937 г. На протяжении жизни В.Н. Чернышов не прерывал связи с Костромой, часто приезжал на отдых к родственникам.
Дом, купленный родителями В.Н. Чернышова в нач. ХХ в. при переезде в Кострому, принадлежал им до 1930 г., затем был продан. Он деревянный одноэтажный на кирпичном цоколе. К его небольшому первоначальному объему под двускатной крышей сбоку в 1970-х гг. была сделана кирпичная пристройка под односкатной крышей. Сруб обшит с фасадов тесом, окна выделены скромными наличниками.
Литература: Барыков Н. Путь борца // Северная правда. Кострома, 1964. 4 июня; Документы и материалы из фондов Научно-мемориального музея им. Жуковского в Москве; Собрание материалов Е.Я. Чернышовой (г. Москва).
Новое в американской авиации
Статья Чернышева В.Н. в газете Правда от 9 июня 1934 года
Летать круглые сутки, при любой погоде, в любое время года, летать быстро, далеко и высоко,—вот задачи, над решением которых работают конструктора и авиационная промышленность всего мира
За последние годы в решения этих задач американская авиационная промышленность добилась успехов.
Скорость современных американских пассажирских самолетов доведена до 300— 360 километров в час.
Потолок (высота, на которой они могут летать—7 тысяч метров.
Американские самолеты на воздушных линиях летают круглые сутки, в любую погоду, в любое время года. Для того, чтобы пролететь от Чикаго до Нью-Йорка, не нужно заботиться о расписании, о летной погоде и пр. В начале каждого часа (в час, в два, в три), будь то день или ночь, во всех основных направлениях отправляются самолеты.
Когда я смотрел американские самолеты, американские авиационные заводы, воздушные порты, я сравнивал их успехи с успехами нашей советской авиации.