В моем детстве и юности, называть эту женщину бабушкой, как-то не очень получалось, только уже к закату ее жизненного пути, бабушка звучала гармонично. Для всех- Антонина Семеновна, а для домашних- Нина, да, да, не Тоня, а именно Нина,была для нас настоящей королевой. Не в плане того, что она не готовила или не занималась домашним хозяйством, нет,все это она делала прекрасно, но все понимали, что у нее другой статус. Красивая, гордая, образованная, добрая и требовательная, ласковая и понимающая, аккуратная, модная, творческая…Пуся, так ласково называла она меня, часто ночевала в квартире, где жила Нина, Вена и пробабушка Галя- наш ангел, куривший на кухне, на лавочке папиросы Беломорканал. Для меня там был второй дом! Дедушка занимался моим образованием, с легкостью решал математические задачи, мог ответить на любой вопрос, его называли живой энциклопедией, ходил кататься со мной на лыжах, Юра, мамин брат, играл со мной, рисовал и развивал фантазию и чувство юмора, а пробабушка Галя была зрителем моих концертов. Помню, когда не было дома Нины, можно было надеть ее черные лакированные туфли с зеленым переплетом на высоком каблуке, платье и выбрать себе платок любого цвета, ведь их было бесчисленное количество и висели они за дверью маленькой комнаты. А шкатулка с бусами…..Гранатовые, жемчужные, радужные, ну согласитесь — Рай!
Бабушка была совой, а дедушка жаворонком, так они сменяли друг друга за рабочим столом. Нина традиционно читала мне сказки, которые сама очень любила и садилась за методические труды, сочинение танцев, письма. Горела лампа с мягким светом, было очень уютно, но надо было соблюдать тишину. Под утро она ложилась спать, а дедушка вставал, и тоже работал. Вахту — сдал, вахту — принял.
В доме всегда были люди, кто-то приходил по дружбе, кто-то по работе, а кто и вовсе узнать правильное слово в кроссворде ( это был Вадим- сосед). Двор 109 дома по улице Советской был тогда очень зеленый: кленовые деревья, земляника на круглой клумбе, кусты с волчьей ягодой, наевшись которой я легла » умирать», а рядом Черная речка с пиявками, станция юных натуралистов с животными, перед домом плакат про Советскую власть и яблони с ветками к нам в окно. Все это было очень интересно.
Бабушка- основатель первой школы хореографии в Костроме- а у меня нет выворотности, вот незадача. Это сейчас берут всех, а тогда был отбор! Зато я знала весь репертуар «Радуги», ансамбля , который создала бабушка, ведь все репетиции я просидела на лавочке в зале. Правда танцевать я тоже могла, только по дороге из Караваево до Теткиша — нашей дачи, вот уж я там в волю отрывалась, скакала по лесу с километр Арагонской хотой. А когда у бабушки был концерт, это был настоящий праздник! Накануне они с дедушкой писали, писали, читали, спорили, потом, в зале- гордость, радость и настоящая любовь, атмосфера тепла, дружбы, творчества, согласия, а утром после, это просто волшебство….Открываешь глаза и везде цветы во всех вазах, банках, ведрах. Тогда популярные каллы светились от солнечного света, попадавшего утром в квартиру, гладиолусы, сирень, розы, гвоздики……Я представляла себя Великой актрисой после спектакля!
Одевалась моя бабушка всегда модно, у нее была прическа, маникюр, я никогда не видела ее неприбранную. Я чувствовала, что бабушка и дедушка любят и ценят друг друга. Он приобнимал ее за плечо и целовал в щеку. Это был пример отношений. А вот вам письмо, в котором Вена представляет своим родным Нину.
Я женился 8 числа, расписался в Берлине, я думаю , что Нина будет для меня хорошим другом и женой в жизни. Она родом из Херсона, рождения 1928 года. У Нины очень хороший характер, она недурна собою и очень хорошо ко мне относится. Надеюсь, что дружба и жизнь будет долгой и счастливой. Мне хочется, чтобы Нина вошла в нашу семью равноправными членом и была Всеми уважаема и любима….
Нина была доброй, она очень хотела, чтобы ее воспитанники стали хорошими людьми. На свою зарплату она покупала книги и с радостью дарила их ученикам, правда пробабушка Галя, которая вела хозяйство нередко плакала, что на еду не хватает, Нина опять все на книги спустила. Но ей все прощали.
Бабушка видела в людях хорошее, никогда не зарывала талант ученика, не унижала.
Много будет сказано слов в эти дни к ее 95 летию ,и про плен, и про награды и про учеников и про танцы, возможно даже про ее фирменный борщ.. Мне , хотелось рассказать вам о ее жизни, своим взглядом