troll

Из истории костромских троллейбусов

Костромичи задумались об электрическом транспорте в начале XX в. Как свидетельствует история, в 1914 году городская Дума обратилась к государю-императору с просьбой о пуске в Костроме трамвая. Николай, недавно побывавший здесь в честь юбилея династии и оставшийся довольный приемом, был не против. Но вскоре началась война. Официальный ответ государя был таков: «В связи с проклятой напастью — нашествием германцев на матушку Россию отложить строительство до более счастливых времен.»

В альтернативу трамваям во времена СССР на улицах разных городов стали появляться троллейбусы, к концу 60-х мечта о своем электрическом транспорте начинает реализовываться и в Костроме. Вдохновителем ее был Виталий Федорович Широков, тогдашний председатель горисполкома, ныне, увы, покойный. Вообще, в городе тогда шел великий процесс созидания: построили мост через Волгу, активно вводилось в строй новое жилье, был отреставрирован Ипатьевский монастырь.

Виталий Федотович Широков

Строительство троллейбусного депо было поручено СМУ-10, а первым начальником стал Александр Николаевич Козлов. Он вернулся в родную Кострому из Киргизии, где 15 лет занимался троллейбусным транспортом.

Александр Николаевич Козлов (1-й начальник Костромского Троллейбусного Управления, он же основоположник) — Строители поставили условия — будут деньги, будет оборудование, будут спецчасти и материалы — два маршрута будут построены в назначенный срок. Я тогда стал применять партизанско-десантные методы, потому что надо было изыскивать все это. Необходимые материалы можно было найти в городе на фабриках, заводах, Костромской ГРЭС. С этого все и началось — там схожу посмотрю, ага, там трубы годятся, там панели стеновые, в городе Волгореченске трубы, трос. Вызвали Ремизова Николая Александровича — директора ГРЭС, он сразу условия ставит — я вам дам и трубы и трос, но вы мне пообещайте, что в Волгореченске троллейбус построите. Виталий Николаевич Широков на заседании исполкома поставил вопрос — ТРОЛЛЕЙБУС необходимо сделать народной стройкой, и такое решение было принято. После заседания он подходит ко мне и говорит — «Стройка объявлена НАРОДНОЙ, составляй план мероприятий и действуй. А если не решаются какие вопросы, я на работу — меня лови, я с работы еду опять лови, в туалет иду тоже лови.» Вот как был поставлен вопрос. Действительно надо было очень быстро организовать всю необходимую работу.

Стройка и впрямь стала народной: заводы выделяли материалы — кто что имел, рыли траншеи под кабель, поделив трассу на участки: столько-то близлежащему техникому, столько-то следующему предприятию или учреждению. Трудились на строительстве и будущие водители: они уже обучились в техклассе, прошли практику в Ярославле и с нетерпением ждали, когда же, наконец, сядут за руль.

Первые троллейбусные маршруты по городу

Открытие первых двух маршрутов состоялось 10 января 1974 года. Утром у депо собрались водители, строители, гости. Позвонил тогдашний первый секретарь обкома Юрий Николаевич Баландин, как, мол, готовность, и ему ответили: все готово. А меж тем, бригада электриков отправилась снимать загородки и еще не вернулась. Баландин приехал и пришлось Козлову с ним обьясняться, что нельзя еще открывать движение — как бы током кого не «стукноло». Потоптался первый секретарь и уехал. А через 10 минут раздалаь команда: можно начинать! Короткий митинг, разрезание красной ленты — и в путь!

А.Н.Козлов (1-й начальник КТУ) — А дальше было так — подьехали на кольцо, развернулись, подьехали к импровизированной трибуне, посадили — строителей, наладчиков, ремонтников, начальство и первый рейс полные два троллейбуса поехали.

Троллейбус ЗиУ-682Г00 № 01, маршрут 4. Московская улица.

Горожане встретели новый вид транспорта с радость, во-первых интересно, необычно, во-вторых ездить стало посвободнее, до этого давились в тесных автобусах, в которые в часы » пик » и не втиснешься.

Лариса Федоровна Сбитнева (журналист) — Все это было вновь, как люди реагировали?

З.И.Дубатовкина (бывший водитель, ныне работник депо) — В первое время на проспекте Мира не весь участок дороги был заасфальтирован, дорога частично была из каменной брусчатки, поедешь чуть побыстрей — штанги слетали. Но Костромичи!, нет они даже старались помогать особенно нам женщинам, вот мужчина проходит мимо, он старался подойти — «Давайте я Вам девушка помогу».

Впрочем были и курьезы.

А.Н.Козлов (1-й начальник КТУ)

— Когда все еще строилось, я попросил у ярославцев для учебной цели списанный троллейбус. Мы его буксировали, проехали автопешеходный мост через Волгу, на улице Подлипаева смотрит старушка — «Что это такое», она главное не про себя как то сказала, все слышали — «Что это еще за Чудо усатое тянут», и давай креститься. Вот такой случай был, помню.

Спустя полгода после пуска первых троллейбусов были введены еще три маршрута: 3-й, 4-й, 5-й. Троллейбусы пошли за Волгу. Туда перевели и лучших водителей, поскольку, по общему признанию, самым тяжелым местом стала Заволжская гора.

Я.В.Капустина (бывший водитель, ныне дисптчер)

— Знаете ли что такое спускаться с горы и подниматься в гору, когда дорога блестит как зеркало, а там еще поворот, троллейбус незатормозить. Едешь и думаешь, всех Святых и грешных вспомнишь, даже волосы зашевелятся. Ведь троллейбус когда идет, он как хочет туда и крутит, неостановишь его. Раньше этот учаток дороги плохо посыпали зимой. В гору поднимаешься, поднимаешься, забуксовал и, назад, а там куда Бог занесет. Было и опоры сбивали, задом троллейбус идет под косогор, вся задняя часть троллейбуса под косогором и только передне частью зацепится и висит.

Кстати, женщины водители ни в чем не уступали мужчинам. Женщина за рулем — это стало привычным.

М.И.Виноградова (водитель)

— Я работаю с 79-го года, себя не представляю на другой должности. Человек просто привыкает ко всему. Меня очень устраивает, то что у меня например — пол дня либо утро либо вечер свободные, по дому могу все сделать прекрасно. Раньше было тяжело, когда дети были маленькие, а сейчас усталость лишь только с возрастом сказывается.

Л.Ф.Сбитнева (журналист) — Когда дети были маленькие — Вы их оставляли? Во сколько вставать приходится?

М.И.Виноградова (водитель)

— Вставать приходится конечно рано, но в два часа мне не приходилось, потому что я живу недалеко, самое раннее в три часа. Детей конечно мы не бросали, мы с мужем работаем вместе, с самого начала как у нас появился ребенок, приходилось по смене передовать что машину, что ребенка в коляске.

Коллектив троллейбусного парка — один из самых стабильных в городе. Здесь работают годами, десятилетиями. Готовя эту программу, нам не пришлось долго искать тех, кто сел за руль еще в 70-х. Людмилу Михаиловну Милошенко мы встретили в диспетчерской. Впрочем, здесь она совсем недавно. Более 20 лет отработала водителем. И сегодня, по ее признанию, ей снится «руль», села за который еще девченкой, сразу после школы и навсегда запомнила, как первый наставник сказал ей: «Ты — водитель от Бога». Уйдя по состоянию здоровья с машины, Людмила Михайловна напросилась в диспетчерскую. Здесь все свои — сюда приходят в пересменку, отдыхают, обедают, сдают выручку, ремонтируются — если какие мелкие неполадки.

Есть бригада ремонтников и в энергохозяйстве. С 1985 года энергохозяйство переместилось с территории депо в центральную часть города, теперь до любой поломки на линии бригада ремонтников добирается достаточно быстро. Плановые ремонты проводят ночью, когда и город, и троллейбусы спят.

Были, правда, в нашей истории такие аварии, которые заполнились надолго — и самим работникам троллейбусного управления и костромичам.

Павел Павлович Колганов (начальник Костромского Троллейбусного Управления)

— Зимой 79-го года были страшные морозы под 48 — 50 градусов. Произошел обрыв контактной сети на улице Северной Правды в микрорайоне Черноречье, 28 декабря перед самым Новым Годом. Поздно около пяти вечера, было темно, проходящий транспорт — фургоны, краны — все провода замотали, перемотали. Мы выехали определили обьем работ и приступили к устранению аварии. Троллейбусы при таком морозе на ходу замерзали. До ночи были транспортированы в парк все троллейбусы с этого участка. Где- то до 12-ти часов следующего дня линия полность была восстановлена.

Второй случай был такой казусный, интересный. Я единственный раз в Костроме столкнулся с такой ситуацией. Это было в начале зимы, уже был легкий морозец, где то порядка 5 — 7 градусов, снега практически не было, но грунт замерз. Был бодрящий морозец и, вдруг откуда не возмись пошел дождь. Дождь шел в течении нескольких часов. Весь транспорт в городе встал, в том числе и троллейбусы конечно встали. Люди все шли пешком, падали. На асфальте тротуаров и проезжей части, образовался не то, что гололед — леденая корка. Двигаться было совсем невозможно. На проводах порядка 30 мм образовался лед, и они висели как шланги или веревки. Контакта небыло, троллейбусы совершенно не могли ходить. Наш начальник собрал все руководство, чтобы принять меры. Пробовали различные способы, вплоть до соскребания скребками. Вечером встали, а утром движение удалось восстановить.

К троллейбусам в Костроме привыкли, и, кажется, непонятно: как раньше без него обходились! Хотя, чего греха таить: нет-нет и помянут троллейбус недобрым словом — то уедет из под-носа, то наоборот дождь, ветер, а он стоит на конечной остановке, и медлит с посадкой, будто подразнивает. А водители, напротив, считают, что изменились сами пассажиры. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.