Дома доходные Третьякова (усадьба Солодовниковых)

кон. XVIII — нач. XIX вв., кон. XIX — нач. XX вв.

Дома доходные Третьякова.  кон. XVIII — нач. XIX вв., кон. XIX — нач. XX вв.
Южный корпус дома доходные Третьякова. Симановского, ул, д. 24/26, лит. А, Б, В

Одно из наиболее представительных доходных домовладений в Костроме, комплекс которого выстроен в развитых формах эклектики на основе купеческой усадьбы конца XVIII — начала XIX вв. В 1821 г. владение принадлежало костромским купцам I гильдии братьям Д.И. и И.И. Солодовниковым, позднее перешло к Г.Д. Солодовникову. Усадьба включала два каменных здания — двухэтажный дом на углу квартала и флигель по Пятницкой ул., а также несколько надворных построек. Участок охватывал также территорию нынешних домов № 28 и 30 по Пятницкой ул., которая впоследствии выделилась в самостоятельное владение. В 1887 г., когда комплекс сильно пострадал во время пожара, усадьба принадлежала костромскому купцу I гильдии И.П. Третьякову и состояла из двухэтажного с антресолями главного дома на углу квартала, одноэтажного флигеля по ул. Симановского, двухэтажного дома по ул. Пятницкой и двух корпусов (одно- и двухэтажного) в глубине двора, где находились также сад и огород. И.П. Третьяков предполагал возобновить лишь часть строений, видимо, именно после 1887 г. произошло разделение усадьбы. При возобновлении комплекса в конце XIX — начале XX вв. он был превращен в доходное владение.

Главный корпус, расположенный на углу квартала, включил двухэтажный объем прежнего здания. Над ним был надстроен третий этаж, а со двора пристроены выступы. Заново сооружены южный корпус по ул. Симановского и хозяйственная постройка (конюшня и каретный сарай) в глубине двора, стоящая вдоль южной границы участка. Оба корпуса в настоящее время соединены на уровне второго этажа переходом. Между двумя корпусами по ул. Симановского, а также со стороны Пятницкой ул. были выстроены ворота — западные и северные, а по Пятницкой ул. ограда (сохранилась частично). Здания усадьбы сдавались внаем и использовались по-разному. В них располагались казенная палата, частная музыкальная школа Сумароковой, банк, магазины. В настоящее время утрачены балконы второго этажа у главного корпуса, которые располагались на скругленном углу и в центре фасада по ул. Симановского.

Главный корпус (№ 24/26 А) — трехэтажное кирпичное оштукатуренное здание. Его П-образная композиция дополнена пятигранным ризалитом в центре дворового фасада. Скругленный угол, обращенный к перекрестку, акцентирован сильно нависающим эркером третьего этажа. Богатый силуэт здания формирует повышенные крутые кровли над средней частью основного объема, эркером и центральным ризалитом, а также граненые купола над боковыми ризалитами. Их чешуйчатое железное покрытие и ажурная металлическая балюстрада над средней частью корпуса делают завершение здания исключительно нарядным. Здание отличается богатым наружным декоративным убранством, использованным не только на уличных, но и на дворовых фасадах. Нижний этаж с невысокими прямоугольными окнами решен как цокольный.

На главном фасаде, имеющем симметричную композицию и сохраняющем отдельные черты первоначальной отделки, пять средних осей выделены слегка выступающим ризалитом. На первом этаже он обработан квадровым рустом “под шубу”, выше расчленен рустованными тосканскими пилястрами, которые охватывают второй и третий этажи. Простенки боковых частей фасада также покрыты рустом. Парадный второй этаж выделяется высокими арочными окнами и более пышным декором. Под окнами помещены филенки, имитирующие балюстрады. Проемы отмечены волютообразными замками, которые соединены с лепными гирляндами. Второй и третий этажи разделены фризом меандра. Выразительный пластичный акцент создает угловой эркер, опирающийся на кронштейны в виде волют. Его стены расчленены каннелированными ионическими пилястрами. Исключительной декоративностью отличается антаблемент здания с волютообразными кронштейнами, филенками и медальонами с лепными гирляндами во фризе, поясами ов и сухариков в карнизе.

Дворовому фасаду дополнительный художественный акцент сообщает шатровое крыльцо. Крыльцо с арочными проемами оформлено портиками с каннелированными полуколоннами и треугольными фронтонами. Разнообразное лепное убранство придает ему подчеркнуто нарядный облик.

Внутренняя планировка имеет коридорную систему, которая на первом этаже сочеталась с анфиладой вдоль главного фасада (в настоящее время ее проемы заложены). От первоначального периода строительства сохранились все капитальные стены первого и второго этажей, а также сводчатые перекрытия нижнего этажа (коробовые, лотковые и сомкнутые со щековыми распалубками). Парадная лестница размещается на поперечной оси в центральном ризалите, две другие — в боковых ризалитах. Марши парадной лестницы ограждены литыми ажурными балясинами, стены лестничной клетки обработаны рустом и филенками, потолок — массивными кессонами. Сохранились также филенчатые двери, угловые печи, которые украшены растительно-геометрическим орнаментом, тянутые карнизы, паркетные полы.

Южный корпус (№ 24/26 Б) — трехэтажное с подвалом кирпичное оштукатуренное здание — состоит из двух первоначально отдельно стоящих объемов, объединенных встроенной лестничной клеткой. Западный Г-образный объем расположен на красной линии улицы, восточный прямоугольный в плане стоит параллельно ему в глубине двора. Главный (западный) и дворовый (восточный) фасады обладают почти одинаковой композицией и аналогичным декором. В симметричной девятиосевой композиции сильно подчеркнута средняя часть, выделенная арочным входом с металлическим зонтом, высоким арочным окном, единым для второго и третьего этажей (освещает лестничную клетку), и четырехлотковым куполом с чешуйчатым покрытием. Необычны фланкирующие окно волюты-кронштейны, на которые опираются тумбы с вазонами. Нижний этаж покрыт рустом. Парадный характер второго этажа подчеркнут арочными окнами и богатой лепниной с растительными мотивами. Прямоугольные окна третьего этажа фланкированы пилястрами и завершены сандриками-полочками. Развитый антаблемент включает своеобразно декорированный триглифно-метопный фриз.

Главный фасад отличается от дворового иным характером проемов первого этажа и наличием двух пар балконов второго и третьего этажей. Внизу чередуются широкие окна-витрины и входные проемы. Великолепны двустворчатые двери парадного входа с богатой архитектурной отделкой. Интересны железные двери боковых входов в магазины, которые имитируют филенчатые полотна. Частично сохранившаяся внутренняя планировка образована капитальными стенами. Помещения группируются вокруг лестничных клеток, расположенных на поперечных осях обоих первоначальных корпусов.

Подвал перекрыт сводами Монье. В интерьере наиболее интересна отделка лестницы в западном корпусе. Стены лестничной клетки расчленены крупными филенками с лепными гирляндами и медальонами. Перекрывающие ее своды Монье украшены розетками и растительно-геометрическим орнаментом. Марши лестницы ограждены литыми ажурными балясинами. В интерьере сохранились также филенчатые двери, тянутые и лепные карнизы, лепные розетки на потолках.

Хозяйственная постройка (№ 24/26 В) — одноэтажное кирпичное здание с сильно протяженным прямоугольным в плане объемом. Корпус завершен двускатной кровлей, усложненной на флангах поперечно направленными вальмовыми кровлями с переломом. Главный фасад, выходящий во двор, имеет строго симметричную трехчастную композицию. Средняя часть разделена лопатками на три прясла с широким проемом ворот в каждом. Фланги фасада акцентированы лопатками и завершены трапециевидными деревянными фронтонами, обработка которых имитирует фахверковую конструкцию. Все проемы имеют лучковые перемычки и обрамлены полуналичниками с клинчатыми замками. Стена завершена карнизом с поясами зубцов. Внутренняя структура соответствует вертикальным членениям фасада. Капитальные поперечные стены делят пространство на пять изолированных помещений.

Западные ворота образованы двумя квадратными в плане рустованными пилонами, которые увенчаны гранеными фонарями. Между пилонами и корпусами устроены проемы калиток. Металлические двустворчатые ворота и створки калиток имеют ажурную форму. Их рисунок определяют стойки в виде копий. Плавно изгибающаяся перемычка ворот с ажурным растительным орнаментом в завершении подчеркивает легкость и изящество всего сооружения. Северные ворота с прямоугольным проездным проемом состоят из широких пилонов и опирающегося на них архитрава. Со стороны улицы пилоны, покрытые на большую часть высоты рустом, обработаны парными филенчатыми пилястрами грузных пропорций. Верхняя часть пилонов решена в виде широкого гладкого фриза с профилированным карнизом, а архитрав увенчан в центре лучковым фронтончиком. В соответствии с общим характером ворот их решетчатые створки отличаются массивными простыми формами. Квадратные в сечении прутья, завершенные шарами, перехвачены фризом из кругов. Ограда с кирпичным цоколем и столбами имеет решетку, аналогичную по рисунку створкам северных ворот.

Лит.: В.Н. Бочков, К.Г. Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1971, С. 173-176. ГАКО, ф. р-513, оп. 1., д. 207, лл. 1-5; ф. 497, оп. 2., д. 450, лл. 73 об-74 об.; ф. 207, оп. 1., т. 1, д. 2173, лл. 1-4 об.

Первоисточник: http://www.enckostr.ru

2 комментария для “0

  1. У власть предержащих города, у всех жителей города нет чести, самолюбия, совести в равнодушном отношении к истории места своего проживания. Самый красивый комплекс зданий разрушается на глазах у всеобщего равнодушия. Не далеко от великолепных зданий на ул. Богоявленской (Симановской) размещается штаб Партии «Единая Россия», которой не досуг до исторических памятников города. СМИ, интеллигенции, элите тоже на всё наплевать. Позор.

  2. Я хоть и не архитектор, но проектировщик со стажем почти 40 лет. Однако, не в этом дело. Любой, даже очень далекий от архитектуры, человек не может пройти мимо этих чудесных зданий. Но, видимо, это извечная русская проблема. При всех властях. Ничего не делать для города, народа, страны. Как объяснить то, что десятилетия спустя, после революции, эти дома только эксплуатировались, но не реставрировались?
    Ладно, опять вернулся капитализм со своими сказочными рассказами о «гадах коммуняках». И что мы видим, на примере все тех же домов, которые являются гордостью Костромы? Все те же, кое-как подмазанные главные (и только!) фасады и далее НИЧЕГО!!! Господа демократы, либералы и все власть придержащие! Как же вам не стыдно ходить по улицам родного города и смотреть на его тихое вымирание? То, что еще стоит, это не потому, а вопреки. Так как строилось на века. Не с целью продать и побыстрее убежать с деньгами. ПОЗОР ВАМ ! ПОЗОРИЩЕ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.