О книге «Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя»

А.В. Виноградов [*]

Старообрядческий епископ Геронтий

Книга Н.А. Зонтикова «Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя» — знаменательное событие в научной и культурной жизни Костромского края.

Труд Н.А. впечатляет, прежде всего, широтой охвата, что, в сочетании с научной добросовестностью и даже тщательностью, позволяет охарактеризовать его как фундаментальный.

И действительно, это не просто биография владыки Геронтия, а описание его жизни, как в контексте истории Костромской губернии, так и в контексте истории России вообще. Автор рассматривает святителя на фоне эпохи, и получается это у него настолько гармонично, что хочется сравнить труд Н.А. с работой художника-реставратора.

Помимо основного повествования — рассказа о владыке, автор знакомит нас со множеством других исторических деятелей старообрядчества — таких, как епископы Арсений (Швецов), Иннокентий (Усов), брат владыки Геронтия епископ Геннадий. Рассказывается в книге об архиепископе Иринархе (Парфеньеве), о судовладельце, благотворителе и знаменитом старообрядческом деятеле Дмитрии Васильевиче Сироткине и прочих колоритных персонажах эпохи. Далеко не все из них являются староверами, встречаются и сторонники новых обрядов, и даже представители богоборческого режима.

Повествует Н.А. и о непростых взаимоотношениях не только старообрядческой церкви с новообрядческой, но и с государственной властью — как во времена Российской Империи, так и во времена СССР. Оценивая последствия церковного разделения глазами староверов, автор старается избегать односторонности, выделяя не только плохое, но и хорошее, подчеркивая тем самым, а нередко и прямо заявляя, о трагизме происходящего (см. стр. 43, 54, 167—168). Так, указывая на «самоубийственное» финансирование Д.В. Сироткиным большевиков, Н.А. не выставляет этого знаменитого старообрядца злодеем, воздерживаясь от крайних суждений и подчеркивая влияние духа времени, который наложил свой отпечаток на всех (стр. 54). Наиболее ярко трагедия расколовшейся Русской Церкви и разделившегося русского народа обозначена историком следующими словами: «Пока старообрядческие начётчики и епархиальные миссионеры обменивались “любезностями” и обзывали друг друга “лжепопами”, всё большую силу набирала другая воинствующая секта. Её будущий вождь – молодой человек с заметной залысиной и картавым голосом – неоднократно приезжал в конце XIX в. в Нижний Новгород и наставлял своих единоверцев» (стр. 43).

Автор описывает такие моменты из жизни владыки Геронтия, когда Помощь Божия приходила к нему не только от единоверцев, но и через священнослужителей «господствующей церкви» (см. стр. 23, 28), рассказывает о его «дружестве» с полковым священником (см. стр. 28). Интересна переданная Н.А. оценка старообрядцами «священника Платона Федоровича Кроткова», племянником которого является священномученик Никодим (Кротков). Сообщает автор и о посещении будущего старообрядческого святителя будущим новообрядческим мучеником проф. Юрием Петровичем Новицким, об их беседе, в том числе и — слова епископа Геронтия — о «примирении их церкви с нашей» (стр. 163—164). Немало в рассматриваемом исследовании и других любопытных эпизодов, наблюдений и обобщений, пересказывать которые нет необходимости.

На наш взгляд, стремление автора быть правдивым и при этом избегать крайностей в суждениях является несомненным достоинством книги.

Очерк Н.А. передаёт всю глубину трагедии, которая охватила Российское государство и Церковь накануне и во время революционных событий. Обращаясь к воспоминаниям владыки, опубликованным во второй части книги, и обильно их цитируя, историк знакомит читателей с описанием гонений и событий Великой Отечественной войны. Особый интерес вызывает старообрядческий взгляд на эти страшные события.

Совместная публикация писательского наследия епископа Геронтия с историческим очерком Н.А. Зонтикова придаёт книге завершённость и это ещё один плюс данного исследования. Труд Н.А. написан с привлечением большого количества источников, богато иллюстрирован и является прекрасным пособием по церковной и светской истории XX века.

Хочется верить, что данная книга станет одним из тех кирпичиков, используя которые, нам предстоит построить здание нашего церковного единения. Иначе мы во взаимных спорах опять проморгаем очередных «картавых» вождей воинствующих безбожников.

——————————————————————
[*] Виноградов Алексей Владимирович — преподаватель, и.о. проректора по научной работе Костромской духовной семинарии Русской Православной Церкви.

Один комментарий к “0

  1. Тайну Цареву прилично хранить, дела же Божии
    открывать и проповедовать похвально.
    (Тов. 12, 7)

    Благодарение Господу Богу, что безбожные гонения, которые сотрясали старообрядческую Христову Церковь, на сегодня уже утихли. И мы можем открыто, не боясь никого, исповедовать и проповедовать веру православную.
    Данная книга как нельзя лучше рассказывает об истории Церкви на примере её святителя, святой жизни человека – епископа Геронтия, уроженца Костромской губернии.
    Большая благодарность Николаю Александровичу Зонтикову и Антонине Васильевне Соловьевой — редактору книги, подготовившей к публикации и тексты епископа Геронтия; дай им Господь Бог духовных сил на новые издания, рассказывающие о святых людях древней православной веры!
    Был проделан колоссальный труд – это работа с многочисленными источниками: архивными данными, с периодическими изданиями того времени и многими другими материалами. Привлечены были многочисленные иллюстрации, которые как нельзя лучше помогают воссоздать картину того времени. И в итоге в свет вышла книга, в которой на примере жизни старообрядческого епископа отражена не только история Святой Церкви на рубеже XIX-XX вв., но и история нашей Родины.
    В книге описываются жизнь и подвиги святого епископа Геронтия, а также (что является несомненным достоинством книги) подвижническая жизнь других священнослужителей в тяжелые годы революции и войны, таких как епископ Викентий Никитин, брат владыки епископ Геннадий Лакомкин, о. Александр Морозов, о. Феодор Богатырев и множество других. Как они несли со смирением свой пастырский крест! Какая духовная сила исходила от этих людей! Думаю, что каждый пострадавший старообрядческий епископ и священник достоин прославления во святых.
    Хочется подчеркнуть неповторимый стиль повествования самого святителя Геронтия. Читать его «Воспоминания», в прямом смысле слова, нельзя без слез. Сколько раз Божие покровительство явно было с семьей Лакомкиных!
    Считаю, что данная книга полезна для любого русского человека, так как в жизни людей тех лет ничего не делалось без веры в Бога. А сейчас, к большому сожалению, русские забыли свои корни. А ведь вся Святая Русь содержала ту веру и те обычаи, которые сегодня содержит старообрядческая Церковь.
    Хотелось бы закончить словами из «Духовного завещания» владыки: «Слезно умоляю и сердечно завещаю вам, твердо и неизменно соблюдайте святую правую веру нашу, ибо она есть правая и истинная… но не забывайте, что при истинной и правой вере нужны и добрые дела, ибо вера без добрых дел мертва» (стр. 374)!
    Простите ради Христа!

    С любовью о Господе, старообрядческой иерархии (РПСЦ) диакон Василий Андроников. Москва. 2015 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.