Алексей Жердев: Не все обоснуешь экономическим эффектом

Алексей Жердев: Не все обоснуешь экономическим эффектом

Газета «Северная правда» Опубликовано 14.08.2013 16:19

Сегодняшний гость рубрики «Полит среда» — Алексей Жердев. Директор Костромского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» и председатель комитета по агропромышленной политике, развитию сельских территорий, природным ресурсам и экологии Костромской областной Думы.

Неприкосновенное
— Алексей Александрович, сложно припомнить хотя бы одно интервью с вами, где вы рассказывали лично о себе. Как правило, всегда о работе или депутатской деятельности. Это скромность или принципиальная позиция?
— С Путина пример беру (улыбается). На самом деле я считаю, что личная жизнь — это то что, должно быть неприкосновенным.
— Но что-то можно открыть?
— Начнем с того, что я — коренной костромич. Здесь родился, вырос, учился. И два моих сына здесь живут. Мне здесь нравится и я переживаю за город и область. Не раз звали на работу в Москву — не согласился.
— А семья, друзья?
— Разведен. Но в сентябре будет свадьба. Круг друзей у меня небольшой. Одних с раннего детства знаю, с другими по соседству живу, на Козловых горах. С Алексеем Ситниковым (первый заместитель председателя областной Думы. — А.А.) подружился благодаря работе.
— В депутаты пошли, потому что, как сказали, болеете за область?
— Во многом да. Я хотел участвовать в принятии важных для региона решений.
— Кем сами себя считаете в первую очередь — депутатом или банкиром?
— В банке работаю с восемнадцати лет. С другой стороны, мне доверили возглавить комитет в Думе, и у меня нет права делать плохо эту работу. Тоже все силы отдаю. К тому же я единственный председатель комитета не на освобожденной основе — не получаю денег за это. Тут два плюса: экономятся бюджетные средства и я более независим.
— То есть в Думе за идею работаете?
— За идею. Еще Дума — сегодня единственная площадка для успешных людей. Это определенный ресурс, возможность влияния, получения ответов от администрации, даже общения с губернатором один на один. Важно то, что и банк, и комитет работают в одной сфере — аграрной. Можно объединить их усилия.  Тем более что сто процентов акций банка принадлежат государству.

Не в производство, а в переработку
— По образованию вы экономист-менеджер. Считаете себя специалистом и в аграрной сфере?
— На самом деле имею представление о сельском хозяйстве не только благодаря банку. У меня раньше был бизнес: доля в Красносельском маслосырозаводе и Нерехтской птицефабрике. Так что есть понимание процессов, происходящих в АПК.
— И поэтому такой комитет в Думе выбрали?
— В этом созыве мало кто имеет отношение к АПК. К тому же кандидатуру председателя комитета должны были одобрить все политические фракции в Думе. Спасибо коллегам, что они во мне увидели такого человека.
— Какие инициативы — ваши и комитета, которые способствовали бы развитию сельхозпроизводства в регионе, удалось реализовать?
— Часто забывают, что наш комитет не только за АПК отвечает. Есть еще лесопромышленный комплекс, экология, природоохрана, территориальное планирование. Одно из наших достижений: работа по территориальному планированию региона. Скажем, если бы мы вместе с  сельскими поселениями, муниципалитетами не сделали вовремя территориальное планирование, невозможно было бы никакое новое строительство. Важный момент — мы приняли закон о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям. Но основное для депутата — это, конечно, принятие бюджета области. Мы по своему направлению, считаю, разумно к этому подходим, учитывая мнение и администрации, и селян. В этом году с подачи нашего комитета бюджет на АПК перед посевной впервые увеличили на 75 миллионов рублей.
— Вам и карты как экономисту в руки.
— Я как-то предложил организовать обучение депутатов по программе MBI. У многих ведь нет экономического образования. А при всем уважении к некоторым нашим депутатам бюджетная политика региона — это не упрощенная форма баланса ИП. Но мое предложение вызвало столько недовольства коллег…  
— Вернемся к поддержке селян. Что надо сделать в первую очередь?
— Очень взвешенную политику проводить. Как только какие-то нерыночные меры принимаются, они приводят к перекосу в экономике.  Сельское хозяйство — это сфера, где 70 процентов направлений, то же льноводство, заведомо не позволяют получить прибыль. Да, необходимо дотирование государства. Во всем мире так. С другой стороны, не надо плодить дармоедство. Есть смысл в некоторых отраслях вкладываться не в производство, а в переработку. Самое правильное, думаю, в каждом районе организовать какую-то переработку.
— Например?
— Сейчас в региональном отделении ОАО «Россельхозбанк» рассматриваем проект организации в регионе мясокомбината, куда бы селяне сдавали крупный рогатый скот. Такой комбинат способен перерабатывать уже не 50 процентов туши, а 85.  Есть еще проекты организации двух тепличных комбинатов, нескольких молочных ферм, уникального для России производства сахарозаменителя из древесины.
— Перспектива у АПК, считаете, имеется?
— Потенциал есть. У нас много земли, мы недалеко от Москвы, тут же Волга, создана инфраструктура. Многое зависит от нас. Хотелось бы до конца депутатского срока максимальное количество проектов в области реализовать — с помощью банка, областной администрации, даже личных связей. Пусть люди к нам приходят: доят, пашут, осину перерабатывают.
— Все ли предложения комитета находят поддержку у департамента АПК?
— Плюс работы нашего комитета: не было еще ни одной инициативы, которую не приняли бы. Качество работы комитета заключается в том, что мы предлагаем коллегам и администрации не популистские идеи, а обдуманные вещи. Воевать против всех смысла не вижу. Жизнь одна. И надо успеть что-то реальное сделать.


Что-то осязаемое
— Проект «Единой России» «Чистая вода», который вы курируете, это реальное?
— Сейчас это единственная из всех партийных программ, которая действует. Хоть и не говорю, что на 100 процентов это только моя заслуга, но системную работу большую сделал. Куратором-то назначили, но денег не дали. Чтобы на них претендовать, муниципалитеты должны были сделать проектно-сметную документацию. На ПСД деньги в бюджете не заложены. Я на собственные средства организовал учебу для глав муниципалитетов — специалиста из Москвы пригласил. Главы поняли, как можно зайти в федеральную программу. Мы документы сопроводили. В итоге пять районов сделали ПСД и федеральные деньги получили: 150 миллионов — это немало. Станции обезжелезивания поставили, много других работ сделали.  
— А родники?
— Родники — это уже моя идея. Мы провели анализ воды. Только в четырех из семи родников Костромы она оказалась пригодна для питья. Чтобы привести эти четыре родника в порядок, деньги серьезные вложил.
— Собственные? Зачем вам это надо?
— Раз меня избрали депутатом — я хочу оправдать доверие, сделать что-то осязаемое. Родники никак не связаны с политикой. И ими пользуются тысячи людей. Сейчас работа, кстати, тоже продолжается: каждое лето экологические отряды  чистят территорию у родников.

Деньги — это зло
— Дума пятого созыва проработала половину срока, «экватор». Оценку можете дать?
— Оценка — это избрание на следующий срок.
— А вы снова пойдете на выборы?
— Пока не решил. Но если говорить о каких-то итогах, текущую работу и минимально необходимое мы сделали. А то, что глобально хотелось бы, требует очень больших финансовых вливаний. Я как экономист понимаю: это невозможно.
— Что возможно?
— За несколько лет снизить дефицит бюджета до 50 процентов и, возможно, на этом основании требовать дополнительные трансферты от федерации. Мы должны переломить ситуацию и показать людям, что в городе, области что-то меняется. Отремонтируйте хотя бы улицу Советскую — народ почувствует перемены. Но параллельно надо заниматься долгосрочными проектами: поиском инвесторов, вторым мостом через Волгу, развитием производства. И еще бы сознание людей поменять.
— В смысле?
— К примеру, историческое здание, в котором находится ваша редакция, дом Борщова или филармония и цирк, которые спроектировал мой дед, архитектор. Люди когда их строили, не считали, окупится ли это за три года. Они хотели сделать красиво. Дешево не бывает красиво и качественно. Не все обоснуешь экономическим эффектом. Как банкир скажу: деньги — это зло.
— А как депутат?
— Как депутата, знаете, что беспокоит? Что изначально любого депутата или чиновника сегодня причисляют к разряду коррупционеров. Думают, что каждый пришел бюджет попилить. Тяжело людям объяснить, что я к бюджетным деньгам отношения не имею. Получаю зарплату в банке. Такое отношение морально давит. Вот вы спросили меня, пойду ли я снова на выборы. Не пойдешь — значит, сдался. Это не в моих правилах. К тому же быть депутатом и приносить пользу региону — это важно. Правда, надо еще посчитать, хватит ли зарплаты, чтобы избраться  на новый срок (улыбается).

Алена АРСЕНЬЕВА
Фото Сергея Калинина 

http://xn--80asucf0d.xn--80aaafcmcb6evaidf6r.xn--p1ai/2122-2013-08-14-8.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.