Смодор Михаил

Смодор Михаил Маркович (1882 – 1944)

  Замечательный фотохудожник Михаил Маркович Смодор (Самодур-Смодор Моисей Мордухов, 1882-1942), родился в местечке Лубавичи Оршанского уезда Могилёвской губернии. Детство прошло в семье родителей- мещан в трудах, хозяйственных и земельных. В отроческом возрасте родители определили его к варшавскому фотографу Я. Тираспольскому. Мастер слыл культурным, требовательным, справедливым педагогом. Уважение и благодарность к наставнику Михаил Маркович сохранил до конца дней своих.  
Смодор Михаил Маркович
Смодор Михаил Маркович
   Фотографическое учение растянулось на семь лет. Годы эти были непростыми, если не сказать больше – тяжкими, но вместе с тем и отрадными. Снизу доверху прошёл Смодор лестницу фотографической школы, прежде чем получил из рук учителя рекомендательные письма и своим трудом скопленные средства для устройства собственного дела. 
   Выйдя из учения, Смодор устраивается наёмным фотографом в г. Москве. 

Осенью 1906 года Михаил Маркович впервые приезжает в Галич. В городе он провёл три дня. Познакомился с работой фотографических павильонов (их было два), снялся на портрет. Сделал несколько частных визитов и покинул город, но не надолго. В 1907 году Михаил Маркович снова приезжает в Галич, теперь навсегда. 

  Галич для Смодора с первых впечатлений был и остался как уездный озёрный красавец. Он полюбил его. Полюбил и галичан, платил им щедро своим безупречным трудом. Ему отвечали взаимностью. 
   Смодор много работал, без устали, случалось – по 20 часов в день. Помощников не держал, признавая работу фотографа только в одном лице. Средства для жизни имел достаточные. На себя тратил мало, помогал родителям, вкладывал в дело, что оставалось – это для души: он был подлинный библиофил. Деньги уходили на книги, альбомы по искусству, выписку фотографических журналов и т. п. Книжная любовь свела его и сдружила с К. В. Палиловым, галичским книготорговцем и краеведом. Именно по просьбе Палилова и при его участии Смодор снимает виды Галича, его архитектурные памятники, типы галичан, их быт, их труд, оставив потомкам бесценные фотодокументы начала CC века. 
   В 1913 году состоялся высочайший визит царской семьи в Кострому. По этому поводу была устроена кустарно-промышленная выставка, на которой было представлено свыше 1000 фотографий. Автором нескольких десятков из них был Смодор.
            
     В 1921 году в Галиче открылось отделение Костромского научного общества по изучению местного края, и фотографический талант Смодора пришёлся весьма кстати. Особенно плодотворно потрудился Михаил Маркович во время создания музея общества. Его снимки в витринах запечатлели жизнь Галича, Рыбной слободы, в особенности, памятники церковной старины, события общественной жизни. Рыбная слобода Галича – это любовь фотографа. Он был дружен со многими рыбаками, ходил с ними на лов, они были частыми гостями у него. Он много снимал рыбацкие семьи и артели, а об их жизни знал всё в подробностях. 
   Похвально отзывались современники о музейном альбоме Михаила Марковича «За десять лет Октября», хотя октябрьский переворот 1917 года Смодор принял неоднозначно. Сначала принял революцию, а потом переменил отношение, видя плоды её социального устройства. Всеми силами сопротивлялся коллективизации, государство давило его налогами. 
   В 1935 году М. М. Смодор был по ложному доносу арестован и отправлен в гулаг на строительство канала «Москва-Волга». В июле 1937 года его досрочно освобождают. Больным, исхудавшим, Смодор возвращается в Галич. Настоящими друзьями, не бросившими семью Смодора в это тяжёлое время, остались рыбаки Рыбной слободы. Помогали, чем могли, приходили каждую неделю и не с пустыми руками. 
  Вместе со своей женой, Фаиной Ароновной, Михаил Маркович воспитали двух приёмных сыновей Рафаила и Льва. Оба сына погибли на Великой Отечественной войне. Умер М. М. Смодор в 1944 году в Галиче. 
 
Анохин А. «Фотограф озёрного края» // Губернский дом. Историко-краеведческий, культурно-просветительский и научно-популярный журнал. — Кострома, 2000 г. — № 2 (39). — С. 34.
 
Ателье М.М. Смодора в Галиче. Дом жилой, кон. XIX в.
Ателье М.М. Смодора в Галиче. Дом жилой, кон. XIX в.

Ателье Смодора под названием «Универсальная фотография» было открыто в Галиче Костромской губернии в 1907 г.

Оно пользовалось заслуженной славой у местных жителей — об этом свидетельствуют многочисленные портреты горожан.

Причем на фотографиях встречатся как неизвестные люди, так и местные «знаменитости.» Например, на одном из фото мы можем видеть представителей славного галичского рода Павловских. Братья Павловские — галичские купцы-кожевенники. 

Кроме того, М.М. Смодор прославился не только как фотограф-портретист. Целый ряд пейзажных и архитектурных снимков мастера впоследствии был издан Константином Васильевичем Палиловым в виде открыток. Михаил Маркович очень лбил снимать виды города, архитектурные памятники, быт галичан.


Паспарту М. Смодора
Паспарту М. Смодора 1907 года. На фото — К.С. Павловский

Фотография М.М. Смодора до 1917 года имела своё паспарту, которое менялось со временем.

 

 Николаем Сотниковым  в раздел о М. Смодоре добавлен ряд фотографий Михаила Марковича, на которых запечатлены жители Рыбной слободы. Их Смодор очень любил фотографировать. Жители в свою очередь поддерживали семью Смодора, когда он вернулся из гулага. 

«Универсальная фотография» Михаила Марковича Смодора распологалась в Галиче в доме по улице Подбельского (бывшая Богоявленская), дом 8.

 Типичный для Галича образец деревянного дома с резным декором, выстроенного в период эклектики. Двухэтажное здание рублено с остатком и обшито тесом. Прямоугольный в плане объем, вытянутый вдоль улицы, завершен вальмовой кровлей. Сбоку к нему до недавнего времени примыкала пристройка с более широким вторым этажом, навес которого опирался на столбы. Здесь размещалась фотомастерская («павильон») М.М. Смодора, известного галичского фотографа 1-й трети XX в. В 2000-х гг. она была разобрана и заменена небольшой одноэтажной пристройкой под односкатной кровлей. Со стороны двора — небольшой выступ под двускатной кровлей. Главный фасад включает пять осей окон и боковое прясло сеней с двумя входными проемами. Фасад расчленяют филенчатые лопатки, выделяющие прясло сеней и делящие основную плоскость стены на две неравные части в две и три оси. Филенки лопаток и наличники окон украшены накладным резным орнаментом. Все окна завершены сандриками со щипцами. Сильно выступающий венчающий карниз, обогащенный мутулами, по осям лопаток поддерживается парами резных кронштейнов. Во входных проемах сохранились двустворчатые филенчатые двери. За одной из них находится одномаршевая деревянная лестница с точеными балясинами, поднимающаяся на второй этаж. 

Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3.

Кострома, 2001. С. 119. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.