Ни для кого не секрет — достаточно летом выйти на берег Волги, — что судоходство на великой русской реке переживает не лучшие времена. Воды в Волге все меньше, на участке от Нижнего Новгорода до Городца ее уровень с 1955 года понизился на 90 см и, соответственно, все меньше становится грузовых и пассажирских кораблей.
Диагноз поставлен. Как лечить?
В настоящее время 22 км речной акватории от Городца до Нижнего Новгорода лишь частично пригодны для судоходства. Из-за этого общество несет огромные убытки. Только судоходные компании из-за обмеления реки ежегодно теряют 12 млрд. рублей — корабли приходится недогружать на 30 проц. Словом, Волгу надо срочно лечить от обмеления.
До сих пор специалисты рассматривали два способа такого «лечения». Первый — поднять уровень Чебоксарского водохранилища. Тогда лишь на укрепление берегов необходимо будет потратить 20 млрд. рублей, а потом еще 30 млрд. на компенсации жителям затопленных районов! Траты немалые…
Второй — построить низконапорную плотину с мостом в районе поселка Большое Козино. Стоимость этого сооружения предварительно оценивается в 15 млрд. рублей. Плотина позволила бы поднять уровень воды в Волге в районе городецких шлюзов на 2 метра. Ввод этой плотины в эксплуатацию позволит начать строительство северного автомобильного обхода Нижнего Новгорода на Киров.
Большая вода — большая беда
В последнее время ОАО РАО «ЕЭС России» при активной поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ был предпринят ряд активных действий, направленных на поднятие уровня Чебоксарского водохранилища.
На совещании у Министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа подъем уровня водохранилища до проектной отметки 68 м с обустройством зоны затопления был определен в качестве базового варианта завершения строительства Чебоксарского гидроузла.
Депутаты Законодательного собрания Нижегородской области обратились к руководству страны о недопустимости подъема уровня Чебоксарского водохранилища.
Как отмечается в обращении, дальнейший подъем уровня воды в Чебоксарском водохранилище неминуемо повлечет возникновение критической ситуации, связанной с затоплением, подтоплением и изъятием из хозяйственного оборота огромных территорий населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия.
Депутаты Законодательного собрания особо подчеркивают, что повышение уровня Чебоксарского водохранилища угрожает экологической безопасности жителей Нижегородской области, особенно проживающих на территории крупных промышленных центров — городов Нижний Новгород, Дзержинск, Бор, Кстово и других. Учитывая высокую вероятность вымывания грунтовыми водами высокотоксичных загрязняющих веществ, накопленных на химических и оборонных предприятиях за последние десятилетия, и загрязнения подземных и поверхностных водоемов — источников питьевого водоснабжения населения, невозможно просчитать последствия принятия такого решения. Кроме того, как отмечают депутаты, повышение уровня воды приведет к изъятию из использования охотничьих угодий, нанесет значительный ущерб рыбному хозяйству, усилит оползневые и берегоразрушающие процессы.
Словом, негативные последствия подъема уровня Чебоксарского водохранилища могут вызвать социальную и экологическую катастрофу в регионе.
Заместитель губернатора Виктор Клочай сообщил, что соответствующие письма с изложением аргументированной позиции правительства Нижегородской области направлены министру обороны РФ Сергею Иванову, министру РФ по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Сергею Шойгу, министру экономического развития и торговли РФ Герману Грефу, министру транспорта РФ Игорю Левитину.
Еще одна плотина ?
Как считает Виктор Клочай, оптимальным решением всего комплекса проблем транспортной инфраструктуры, существенно сокращающим негативные последствия экономического и экологического характера, является строительство на реке Волге выше Нижнего Новгорода низконапорной плотины , совмещенной с мостовым переходом, что и было подтверждено соответствующими решениями федеральных органов государственной власти и включением проекта в федеральную целевую программу.
Введение в эксплуатацию низконапорной плотины в районе Б. Козино снимет вопросы, касающиеся сквозного судоходства на реке Волге на ближайшие 75—100 лет. Новый гидроузел будет включать в себя судовые шлюзы размером 300 на 30 м, водосброс высотой 4 м и земляную дамбу, автодорожный мост. Кроме того, в комплекс строительства низконапорного гидроузла на реке Волге под Нижним Новгородом в районе поселка Большое Козино, совмещенного с мостовым переходом, решено включить строительство грузового речного порта и логистического центра.
Строительство речного порта вызвано необходимостью переноса его с территории города. Сейчас порт находится в центре Нижнего Новгорода рядом с одним из самых крупных соборов в Европе — собором Александра Невского. Кроме того, размещение грузового терминала на гидроузле обусловлено необходимостью создания инфраструктуры международного транспортного перекрестка. На территории Нижегородской области пересекаются два международных транспортных коридора: Север-Юг и Восток-Запад.
В настоящее время готовится документация по обоснованию инвестиций строительства низконапорной плотины , совмещенной с автодорожным мостом. Реализация проекта может начаться не раньше 2007 года, по последним данным, ориентировочная стоимость строительства гидроузла — 23 млрд. рублей. А что говорят экологи?
Общественная экологическая экспертиза пришла к выводу, что в существующем виде проект низконапорной плотины утверждён быть не может. Специалист экоцентра «Дронт» Е. Колпакова считает, что в проекте не учтены социальные и экологические последствия строительства. Не учитывается подтопление ряда населённых пунктов, расположенных на берегу Волги.
Уровень воды поднимется на 3—4 м, что вызовет проникновение грунтовых вод в подвалы жилых домов поселков Постниково, М. Козино и ряда других. Никаких компенсаций жителям за это не запланировано.
Строительство плотины отрицательно повлияет на здоровье людей. Резко снизится качество воды, в том числе, и в Сормовском водозаборе. Проблему качества воды усугубят промышленные и хозяйственные стоки балахнинско-правдинского промышленного узла. Серьёзный урон будет нанесен растительному и животному миру. Через участок реки, где хотят построить плотину , проходят пути миграции редких и ценных пород рыб, а в проекте не предусмотрен даже специальный шлюз для рыбы, идущей на нерест.
По мнению исполнительного директора экоцентра «Дронт» А. Каюмова, строительство плотины изуродует последний живой участок Волги . Данный проект только называют экологическим, он, якобы, должен разгрузить транспортные магистрали Н. Новгорода. Однако транспорт пойдет тогда по новой федеральной трассе через Б. Козино, что приведёт, в свою очередь, к ухудшению в посёлке экологической обстановки. Будет подтоплен и постепенно исчезнет памятник природы областного значения «Дубрава у Городца». Получается, что судовладельцы будут получать свои прибыли за счёт жителей Нижегородской области, её природы, животного и растительного мира.
Давайте посмотрим на дно
Но есть и иная точка зрения на решение проблемы подъема воды в Волге… Сормович Николай Дмитриев изложил ее в письме на имя губернатора области Валерия Шанцева:
Уважаемый Валерий Павлинович! Совершенно справедливо Ваше решение о нецелесообразности поднятия уровня воды на Чебоксарском водохранилище. Но и строительство низконапорной плотины в районе поселка Большое Козино также нецелесообразно. Каскад Волжских гидроузлов создан для того, чтобы: 1. Столица нашей Родины Москва стала бы портом пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. 2. Комплекс Волжских гидроузлов совместно с Волго-Балтийским и Беломорским каналами позволяет перебросить корабли Военно-Морского флота, а подводные лодки — практически все, кроме стратегических, из Белого, Балтийского и Северного морей в Каспийское, Чёрное и затем Средиземное, в зависимости от стратегической обстановки. 3. Комплекс Волжских гидроузлов регулирует водосток во время весеннего и осеннего паводков.
До строительства Горьковского гидроузла Балахна затоплялась во время весеннего паводка практически полностью. По центральной улице Балахны, как говорили старожилы, в 1926 году ходили катера. Уровень воды над дорогой был около 1,5 метра. Сибирские пристани — район Нижегородской ярмарки и ряд других объектов заречной части Н. Новгорода в половодье также затоплялись.
Аналогичная картина была с деревнями и посёлками по правобережью от Городца до Правдинска. Никакая паводковая комиссия без Горьковского гидроузла не справилась бы с весенним паводком в Нижегородской области в бассейнах и Волги, и Оки
Сама Горъковская ГЭС работает на полную мощность 500 мВт примерно 1,5 — 2 месяца во время весеннего паводка, а дальше её задача — регулировать уровень воды на Волге в летний период от Заволжья до Н. Новгорода для обеспечения судоходства. То есть, в весенний и осенний паводок производится накопление воды в Горъковском море с целью поддержания летом уровня воды для обеспечения судоходства.
Господин Чубайс должен преследовать цели не максимальной выработки дешёвой электроэнергии на гидрогенераторах Горъковской ГЭС, а цели максимально безопасной и безостановочной проводки судов в летний период, то есть, беречь воду во время весеннего паводка в водохранилище.
Но я изложил общеизвестные истины, почему не нужно строить низконапорную плотину , на мой взгляд, не только бесполезную, но и крайне вредную.
Всегда были трудности с проводкой судов в летнее время на участке от Городца до Н. Новгорода. Но после строительства Горьковского гидроузла более 50 лет проводили суда и корабли, да ещё с какой большой осадкой! — такие сейчас даже не строят.
После весеннего паводка вода на Волге быстро спадает. В это время по Волге, вверх от Н. Новгорода, устанавливались землечерпалки (впоследствии земснаряды): в Сормове — напротив завода «Красное Сормово», в Балахне — 3 штуки, между Правдинском и Городцом. Земснаряды в летний период работали круглосуточно, углубляя судоходный фарватер Волги.
Песком, принесённым Волгой, произведены намывы: 1. Под жилищное строительство микрорайона Мещерское озеро. 2. Под северную часть завода «Красное Сормово» 3. Под жилой массив на 150 тысяч жителей «Сормовское Приволжье» 4. Значительная часть песка использовалась в панельном домостроении.
Такой массой песка дно Больше-Козинского водохранилища будет занесено за несколько лет, и низконапорную плотину придется распружать.
Одновременно с углублением фарватера теми же земснарядами необходимо произвести берегоукрепительные работы и упорядочение (перекрытие) прибрежных течений, сужая основное русло Волги. С выполнением этих работ уровень воды также повысится, принеся такой же эффект для судоходства, как и углубление фарватера, Например: 1. Напротив старой части Балахны (так называемого «города») по левому берегу находится остров длиной более 4-х километров. Между левым берегом и островом имеется протока шириной 10—15 метров и глубиной более 5 метров, так называемое «Чёртово течение», прозванное так за большую скорость течения. Необходимо протоку перекрыть с обеих сторон, и вода пойдёт основным руслом. 2. Аналогичная картина с островами, один из которых называется «Красавчик» напротив посёлка Правдинск. 3. То же, у завода «Красное Сормово» — остров с протокой. 4. При взгляде из Нижегородского кремля на Стрелку, вверх по Волге видна «ширина раздольная». А зачем такая ширина нужна, если пароходы от Сормова до Стрелки «жмутся» к правому берегу, а весь левый берег — мелководье. Целесообразно от Стрелки вверх по Волге левый берег намыть (то есть поднять) за счёт углубления фарватера до самого Сормова, сузить ширину Волги хотя бы до размера расстояния между правобережной и левобережной опорами авто-железнодорожного моста.
Новый мост у поселка Б. Козино через Волгу , без сомнения, нужен, но без низконапорной плотины .
… Окончательное решение о строительстве низконапорной плотины через Волгу у поселка Б. Козино пока не принято. Специалисты спорят. Но и общественность не должна стоять в стороне: порой жизненный опыт и знания старожилов оказываются важней, чем, казалось бы, математические расчеты.
А что вы думаете об этой проблеме? Ждем ваших писем, читатели.
Страницу подготовил Валерий Киселев
С сайта http://www.sormovich.nnov.ru/old_site/ppr~1314.htm
Все эти многочисленные потуги направлены на весьма глупую ситуацию, которая заключается в том, что сначала создаются глубокосидящие суда (до 4-х метров), а потом начинают мучительно и суперзатратно приспосабливать саму реку для этих судов.Ничего глупее придумать невозможно. Не лучше и не легче ли строить суда такие , какие позволяет река — помельче ну, может быть, числом побольше?
А чтобы довести ситуацию до окончательного абсурда — давайте построим суда 5-ти метровой глубины или 6-тиметровой. Что мы сами себе создаём трудности , а потом их мучительно и героически преодолеваем?