Церковь в честь Воскресения Христова села Любовниково

Архитектура храма

Свод Воскресенского храма.Село Любовниково Бакшеевской сельской администрации ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ, конец 18 века.
Свод Воскресенского храма

План церкви характерный для костромского региона пример сельской приходской церкви конца 18 века, архитектура которой сочетает черты позднего барокко (храм и трапезная) и традиции зодчества 17 века (колокольня). Стоит на северном краю села на кладбище. Во 2-й половине 17 — 1-й половине 18 вв. село Любовниково (Песочное меньшое тож) находилось в вотчине Скоробогатовых. Существующая церковь с приделом Святителя Николая построена из кирпича в 1781 году.
Продольно-осевая композиция церкви состоит из одноглавого храма, граненой апсиды с полукружием, поперечно вытянутой трапезной и шатровой колокольни. Двусветный четверик храма завершен восьмигранным световым барабаном с луковичной главкой. Трапезная имеет скругленные восточные углы. Над четвериком нижнего яруса колокольни поставлен двухъярусный восьмерик, несущий шатер с луковичной главкой. Фасады храма в три оси проемов расчленены пилястрами большого ордера. В среднем прясле фасадов расположен входной проем с лучковой перемычкой. Такие же перемычки имеют окна второго света. Нижние окна — арочные. Все проемы оформлены рамочными наличниками с ушами и акцентированы клинчатыми замками. Вертикальные филенки связывают нижние и верхние проемы в единые вертикальные членения, что подчеркивает стройность пропорций фасадной композиции. Углы четверика, как и угловые пилястры апсиды, обработаны рустом. Окна алтаря, подобно проемам храма, заключены в рамочные наличники с ушами, но отличаются более развитыми замками и завершаются лучковыми профилированными сандриками. Аналогичную форму и декор имеют окна трапезной, фасады которой расчленены пилястрами. Пластику стены усиливают активные раскреповки антаблемента с многообтмным карнизом. Первый ярус колокольни с крупными арочными проемами целиком покрыт ленточным рустом. Восьмигранный столп делится карнизом на два яруса. Нижний — глухой, углы его охвачены пилястрами, верхний прорезан арками звона. Грани шатра, разделенные гуртами, расчленены двумя рядами слухов. Нижние слухи имеют коробовые перемычки и завершены щипцами, верхние круглые.
Храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием барабана. апсиде — коробовый свод с тремя восточыми лотками и щековыми распалубками над окнами. Бесстолпная трапезная перекрыта лотковым сводом с крупными распалубками над входными проемами и небольшими щековыми распалубками над окнами. Лестница па колокольню расположена в толще северо-восточного пилона первого яруса. В церкви сохранились три деревянных резных иконостаса 2-й половины 19 века в формах эклектики. Главный пятиярусный иконостас окрашен в светло-зеленый цвет, детали позолочены. Иконы в рядах разделены витыми колонками. Иконостас имеет многолопастные килевидные завершения. Одноярусные различные по композиции иконостасы и трапезной окрашены в серо-голубой цвет, нетали позолочены. Их убранство составляют витые колонки и накладной растительный орнамент.
Стены и своды церкви покрыты масляной живописью 2-й половины 19 века. На своде четверика, в соответствии со структурой перекрытия, расположено четыре композиции: «Воскресение», «Вознесение Христово», «Крещение» и «Преображение». На северной и южной стенах храма между окнами мторого света изображены московские митрополиты: Филипп, Иона, Петр и Алексей, а ниже большие композиции «Исцеление 10 прокаженных» и «Введение во храм». На западной стене помещен «Вход в Иерусалим» (в центре), а по сторонам «Несение креста» и «Воскрешение Лазаря». Ниже по сторонам проема, ведущего в трапезную, изображены «Сретение» и «Рождество Христово». Свод трапезной занимают «Новозаветная Троица» в центре и четыре композиции по сторонам: «Благовещение», «Воздвижение», «Благословение детей», «Рождество Богородицы», а также четыре евангелиста в овальных медальонах.


Литература: Беляев И. — «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», с. 46; Императорскя Археологическая Комиссия, 1909, с. 120; Баженов И.В. — «Краткие статистические сведения о приходских Церквах Костромской епархии», с. 32; «Материалы для истории сельских церквей и владельцев Костромской губернии»., с. 23-24.

По матералам книги — «Памятники архитектуры Костромской области» (Впуск II)

История храма

церкви костромского района

Воскресенская церковь села Любовниково
Церковь Воскресения Христова в Любовниково

Впервые селение Любовниково с храмом упоминается в 1678 году как «поселенное вновь на пустоши». В 1679 году впервые говорится о стоявшей здесь деревянной церкви в честь Воскресения Христова, которую построил владелец Любовникова боярский сын Василий Скоробогатов.

На рубеже семидесятых-восьмидесятых годов XVIII века взамен прежнего деревянного храма на средства прихожан была возведена одноглавая каменная церковь с шатровой колокольней и двумя престолами: в честь Воскресения Христова (в летнем храме) и во имя святителя Николая Чудотворца (в зимнем). Ее освящение состоялось в 1781 году; таким образом, в 2006 году каменному Воскресенскому храму исполнилось 225 лет.

В 1903 году при храме была устроена каменная ограда. В 1906 году в приходе открылось общество трезвости, членами которого к 1911 году состояли 48 человек.

В начале XX века причт Воскресенского храма включал священника и псаломщика; священник жил в церковном доме, псаломщик — в собственном. В приход входили 14 селений, удаленные от храма на расстояние до 5 верст. При храме имелась церковно-приходская школа.

Духовным средоточием окружающей местности был Богородицкий Игрицкий мужской монастырь в селе Песочном, в 5 верстах от Любовниково. Главной святыней обители являлась всероссийски известная и почитаемая Игрицкая-Смоленская икона Божией Матери, чудесно явившаяся на месте будущего монастыря в урочище Игрищи 12 июня (по старому стилю) 1622 года. В 1918-1919 годах монастырь официально закрыли, но службы здесь (в Никольском монастырском храме — уже как в приходской церкви) продолжались до начала тридцатых годов.

В1932 году Никольский храм был окончательно закрыт, однако верующим дали возможность перенести чтимые монастырские святыни — чудотворную Смоленскую икону в киоте и крест со множеством частиц святых мощей — в Воскресенскую церковь села Любовниково, где богослужения в XX веке не прекращались.

В ночь на 17 апреля 1982 года под Великую Субботу (то есть за день до Пасхи) чудотворную Смоленскую икону похитили из храма; священник Николай Пашкевич, служивший тогда в Любовниково, пытался на машине преследовать похитителей, но из-за бездорожья не смог этого сделать. Спустя 2 года святотатцы были осуждены и приговорены к большим срокам заключения, однако чудотворная икона бесследно исчезла.

В 1991 году крест с мощами из Воскресенской церкви был перенесен в восстановленный Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор Костромы, где его можно сейчас видеть слева перед иконостасом.

В 1994 году при Воскресенском храме был открыт приписной храм — Покровская церковь в поселке Зарубино.

Церковь в наши дни

2011 год
Настоятель Воскресенского храма: священник Михаил Бобонин. Фото Тимур Пакаельщиков

 

С тридцатых годов XX века главный церковный праздник Воскресенского храма — 10 августа (по новому стилю), торжество в честь Игрицкой-Смоленской иконы Божией Матери. В этот день храм часто посещает и совершает здесь богослужения архиепископ Костромской и Галичский Александр. Многие активные прихожане имеют архиерейские награды, а церковная староста Елена Михайловна Гаврилова удостоена благословенной Патриаршей Грамоты.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.