На берегу небольшой речки Пенки, что вытекает из Афанасовского болота и впадает в Мелшу, рядом с деревней Романовское стояла барская усадьба с многочисленными хозяйственными постройками. Когда и кем обустраивалось Левино, история умалчивает. Известно только, что в XVIII веке жил здесь известный флотоводец, капитан второго ранга Петр Борноволоков. Родился он в 1736 году в Галичском уезде, закончил Морскую академию в Санкт-Петербурге и служил на флоте. Женился молодой офицер на Марфе Григорьевне, урождённой Бартеневой, а после выхода в отставку поселились Борноволоковы в далёком, окружённом лесами Левине.
Послужной список флотоводца
Пётр Андреевич — первый помощник и соратник известного адмирала Василия Яковлевича Чичагова. Вместе с нашим земляком совершил он два Северных похода во льдах Арктики. Борноволоков и Чичагов давно знали друг друга, потому что долгое время плавали на корабле «Святая Екатерина» в водах Балтики.
Цель, так называемой секретной, экспедиции — пройти из Архангельского порта вокруг материка и уже на Дальнем Востоке воссоединиться с другой эскадрой, плававшей в Охотском и Беринговом морях. Однако после двух труднейших лет Василий Чичагов понял, что его отважные моряки на построенных поморами судах не в силах преодолеть сплошные, непроходимые льды северных морей, и приказал повернуть обратно. 21 сентября 1766 года эскадра благополучно пришвартовалась в Архангельске, не потеряв в плавании ни одного человека. По возвращении Пётр Борноволоков получил чин капитана второго ранга, награды и вечный пансион в размере 150 рублей.
Провинциальная жизнь
В Левине размеренно потекли дни за днями в семье небогатого сельского барина. Лишь изредка судьба раскрашивала её яркими событиями. Лишь изредка судьба раскрашивала её яркими событиями. Привыкнув к морским просторам и корабельному быту, Пётр Андреевич мало вникал в текущие хозяйственные дела, всем заправляла жена. Вскоре у четы Борноволоковых родились две дочери: Александра и Наталия. Надо заметить, что хозяин дома отличался благочестием, любил бывать на службе в своём приходском храме и пользовался большим уважением и авторитетом у местных дворян. Начиная с 1792 года, они неоднократно избирали Петра Андреевича чухломским уездным предводителем дворянства. Прошли годы, дочери подросли, заневестились, Александру выдали замуж в Чухлому, а Наталия обвенчалась с гвардии прапорщиком Василием Дмитриевичем Бекорюковым. Брак этот не был долгим, в 1803 году, вскоре после рождения сына Геннадия, Наталия Бекорюкова умерла, а спустя три года скончалась и её мать Марфа Григорьевна, похороненная около церкви Илии Пророка в Великой Пустыни. Сам Борноволоков дожил до глубокой старости, умер морской капитан в возрасте 83 лет и покоится рядом с супругой.
Наследники
В 1820 году Дворянская опека произвела опись имения, которое по праву наследования должно принадлежать внуку Борноволоковых, малолетнему Геннадию, и назначила опекуномего отца Василия Дмитриевича Бекорюкова. Из описи видно, что к тому времени хозяйство в Левине пришло в упадок. Господский одноэтажный дом небольшого размера сильно обветшал Двенадцать дворовых людей содержали в имении 14 коров, четырех лошадей, гусей, уток и индюшек. Кое-какое хозяйское добро ещё оставалось и в барских покоях. Вскоре Геннадий поступил в военную службу и удачно женился на Александре Арсеньевне из знаменитой флотоводческой династии Волженских. Её братья Арсений и Иван, оба капитаны второго ранга, владели обширными имениями в Макарьевском уезде. Известно, что Геннадий Васильевич дослужился до чина штабс-капитана и по выходе в отставку приехал в родные места. По его распоряжению мастера-плотники построили в усадьбе большой господский дом в два этажа, с мезонином и флигелями, обшитыми тёсом. В этом богатом доме было много икон, шкафы с книгами, орган и фортепьяно, коллекция холодного оружия, клетки с певчими птицами, 24 картины, портрет самого хозяина, царских особ и архиерея. Кроме того, хозяин слыл заядлым охотником, имел собак, подзорную трубу, ружья и содержал ручного медвежонка на цепи. В деревне Елюнино находилось питейное заведение Бекорюковых и шатровая мельница, они приносили помещику немалый доход. Шло время, хозяева состарились и умерли, в сентябре 1866 года скончалась Александра Арсеньевна, а в августе следующего — Геннадий Васильевич. Наследником имения стал единственный правнук «морского волка» Борноволокова Геннадий Геннадьевич Бекорюков, родившийся в 1838 году. Неслужащий дворянин, не имевший чина и семьи, был болен туберкулёзом и проживал в усадьбе Петряево Ветлужского уезда. В Левино он перебрался в 1870 году, а всего через два года умер от чахотки. Кто купил и дальше владел имением, неизвестно.
Продолжение истории
Недавно в редакции газеты, через Интернет, появились воспоминания Валентины Вячеславовны Травниковой, чьи предки имели корни в чухломской земле и жили в приходе Ильинской церкви. Она пишет: — Мой предок по материнской линии Даниила Игнатьевич работал приказчиком у барина в усадьбе Левино. Барин, примерно в 1792-93 годах, привёз его и ещё несколько ребятишек лет десяти из Польши. Мальчики работали в усадьбе, а Даниила, разумевшего грамоту, очень ценил хозяин. После войны с Наполеоном в 1815 году государь император издал указ об освобождении от крепостной зависимости всех крестьян, вывезенных из-за границы. Однако барин отказался дать вольную полякам, побоялся, что все хорошие работники уйдут. Тогда Даниил сбежал к более богатому человеку в Капустино, тот помог юноше съездить к уездному начальству и получить вольную. Он и стал единственным из польских мальчиков, освобождённых от рабства, остальные до старости жили у помещика в Левине. Один бездетный зажиточный старик из соседней деревни Крусаново взял Даниила в приёмные сыновья, отписал ему 12 десятин земли, пообещав и остальное имущество, но не успел оформить и вскоре умер. Оставшись один, Даниил женился, и остальное имущество, но не успел оформить и вскоре умер. Оставшись один, Даниил женился, и в 1818 году у него родилась единственная дочь Екатерина, дожившая до 87 лет. Её муж Андрей Иванович Груздев во время Крымской войны 1853-56 годов участвовал в обороне Севастополя и долгих 10 лет не был дома, находясь на военной службе. Их младшая дочь Анна, умершая за два года до начала войны, — продолжательница рода нашей героини Валентины Травниковой, которая является представителем восьмого поколения Даниила Игнатьевича, польского мальчика, крещёного в православие в Ильинской церкви Чухломского уезда.
Газета «Вперед» 23 апреля 2013 года