Открыл заседание Председатель комитета В.А.Грачев, который в cвоем выступлении подчеркнул актуальность и важность данной проблемы для решения вопросов снижения выбросов парниковых газов в атмосферу.
В заседании круглого стола приняли участие представители федеральных ведомств, в том числе Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по науке, Федерального агентства промышленности, Федерального агентства по энергетике, руководитель национальной организации поддержки проектов поглощения углерода, Министр природных ресурсов и ООС Республики Коми, Генеральный директор ОАО «Рыбинский завод», руководитель агентства лесного хозяйства по ивановской области, эксперты ТЦ Россия — ЕС, Института консалтинга экологических проектов.
Руководитель организации «Национальное углеродное соглашение, заместитель директора НП «Возобновляемая энергетика, сотрудник экономического факультета МГУ, представитель Датского агентства по ООС, генеральный директор ООО Национальная система сертификации сокращения уровня антропогенных выбросов парниковых газов, региональный менеджер секретариата REEEP, а также представители ряда других неправительственных и научных организаций, занимающихся вопросами Киотского протокола в России.
Основной целью проведения Круглого стола было обсуждение вопросов воздействия на окружающую среду при переходе на использование биомассы в качестве возобновляемого энергоресурса, вопросам глубокой переработки древесины, а также рассмотрение оптимальных подходов и методов при решении задач последующего восстановления и улучшения структуры леса и правового регулирования этих процессов.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, а также поступившие в ходе обсуждения предложения и рекомендации, участники «Круглого стола» отметили следующее:
Россия занимает первое место в мире по лесным ресурсам, на ее территории сосредоточено свыше 20% мировых запасов древесины. Вместе с тем использование древесины и восстановление лесных запасов катастрофически отстает от современных требований. Расчетная лесосека используется немногим более чем на 20%, а лесовосстановление в основном ведется за счет естественного подроста, что существенно влияет на качество структуры леса. Крайне низкой остается степень переработки древесины.
Одним из важнейших направлений использования древесины, замкнутых на современный высокорентабельный продукт переработки, является использование древесной массы в качестве биотоплива. Это направление полностью отражено в перечне поручений Праительтству Российской Федерации, в котором Президент Российской Федерации по итогам совещания, состоявшегося 6 апреля 2006 года в Республике Коми поручает разработать и утвердить комплекс мер по повышению конкурентноспособности отечественной лесной промышленности, в том числе и «расширение применения энергоносителей древесного происхождения в качестве альтернативных источников топлива для коммунальной энергетики» (поручение Президента Российской Федерации от 30.04.06. No 704).
Использование биомассы леса в качестве энергоносителей имеет существенное экономико-социальное значение. При безусловном доминировании на обозримое время углеводородного топлива, использование древесины рентабельно для коммунальных хозяйств небольших городов и поселков, удаленных от магистральных газопроводов, нгде теплоэнергетическое снабжение обеспечивается в основном за счет привозного угля и мазута. При этом, поскольку выбросы парниковых газов от возобновляемых источников не учитываются Киотским протоколом, создание инфраструктуры использования биомассы леса в качестве энергоносителей позволит использовать механизмы его реализации для развития этой отрасли, а также решить ряд экологических проблем:
-существенно снизить токсичные выбросы в атмосферу по сравнению с углем в 2-2,5 раза по NO2, по выбросам мелкодисперсных частиц — в 10 раз; обеспечить безотходность деревоперерабатывающих производств, что позволит практически решить проблему полной утилизации древесных отходов и ликвидировать многотоннажные свалки древесных отходов;
-подойти к проблеме лесовосстановления, улучшения структуры леса с современных позиций, чему будет способствовать интенсивное и рентабельное использование перестойных и низкотоварных лесов, отходов, образующихся при рубке и переработке леса.
Вместе с тем использование древесной биомассы в качестве энергоносителей развивается совершенно недостаточными темпами. В энергобалансе страны доля древесины составляет всего около 0,4 процента.
Промышленное производство по производству высокоэффективных энергоносителей из древесины (пеллет, брикетов) появилось в последнее время в ряде регионов: наиболее продвинута в этом направлении Ленинградская область, есть предприятия (по неполной статистике) в Вологодской, Тверской, Московской, Свердловской, Кировской, Архангельской области, республиках Коми и Марий-Эл, однако, их мощности совершенно не соответствуют ресурсам и потенциальным потребностям соответствующих инфраструктур.
Развитие этого перспективного направления сдерживается рядом факторов:
-отсутствует четкая государственная политика, стимулирующая расширение масштабов энергетики на основе местных экологически чистых источников энергии, включающих малоценную древесину, отходы деревопереработки;
-не разработаны федеральные и региональные программы (за небольшим исключением, например, республика Коми) развития возобновляемых видов энергетики на основе древесной биомассы, включая в ЖКХ регионов, относящихся к энергодефицитным;
-отсутствует системная оценка и инвентаризация генерирующих мощностей в структурах ЖКХ, доступных для перевода на энергоносители на основе биомассы;
-вероятные риски инвесторов в эту отрасль во многом связаны с отсутствием документально обоснованной оценки объемов древесины, пригодной для обеспечения устойчивого энергоснабжения;
-не определены меры поддержки малого бизнеса в этой доступной для него отрасли энергетики;
-в федеральных и региональных ланах по лесовосстановлению не учитываются интересы развития сырьевой базы для энергетического использования древесины.
Участники Круглого стола рекомендовали законодательным и исполнительным органам власти принять необходимые меры для обеспечения законодательной поддержки развития местных источников возобновляемой энергетики на основе биомассы леса, а также необходимых технических регламентов.
Включить в разрабатываемую «Стратегию развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли на период до 2015 года» раздел по энергетическому использованию древесной массы, отходов деревопереработки с последующим восстановлением лесных ресурсов,
Ускорить разработку плана мероприятий по стимулированию увеличения доли энергии, получаемой при переработке древесных отходов и низкотоварной древесины.
Ввести в подпрограмму «Леса» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы» раздел по лесовосстановлению в интересах сохранения и развития сырьевой базы энергетического использования биомассы, в том числе, по созданию плантационных крупных хозяйств.
Рассмотреть вопрос о нулевой ставке таможенной пошлины на технологическое оборудование, необходимое для энергетического использования лесной биомассы.
С учетом энергетического районирования территорий разработать комплекс мероприятий по модернизации коммунальных энергетических систем с целью их перевода на эффективное использование древесины и древесных отходов в качестве энергоносителей для коммунального теплоснабжения.
Можно с уверенностью сказать, что проведенное мероприятие будет способствовать более энергичному и последовательному решению проблем биоэнергетики и войдет заметной вехой в историю решения этой важной экологической проблемы.
источник: http://www.lebedeva-m.ru/