Церковь Николая Чудотворца села Дорок

Храм Николая Чудотворца. с.Дорок
Храм Николая Чудотворца. с.Дорок

НИКОЛЬСКАЯ – НА – ДОРКЕ

В конце 1929 – начале 1930 года на территории Николо-Дорковского сельсовета проводились  называемые чистки совет­ского аппарата, а проще сказать, репрессии в отношении самой грамотной части населения. Не забыли и о служителях культа. 11 ноября 1929 года арестовали местного священника (фамилия, имя, отчество неиз­вестны). Дьякон же Михаил Дмитриевич  Арсеньев и псаломщик Павел Александрович Суворов письменно отказались от исполне­ния служебных обязанностей и их оставили в покое.

14 января 1930 года изымать церковные ценности приехал из Чухломы уполномо­ченный районного исполнительного коми­тета (сокращенно РИК) товарищ Литвяк. Се­ребряные вещи, в том числе напрестольный крест, он самолично сдал в райфинотдел, настенные часы председатель сельсовета В.П. Фролов передал в школу, церковную сторожку,  где жил последний священник, сельсовет отремонтировал на свои сред­ства, и там обустроили квартиру для вновь присланного заведующего Николо-Дорковской школой. Прежний же директор был «вычищен»  с должности по надуманному обвинению.

С того времени умолкли все шесть коло­колов Николо-Дорковского храма, славив­шиеся малиновым звоном. Главный колокол весом 202 пуда был отлит из серебряного сплава, а на его внешней стороне выграви­рованы имена жертвователей: Ивана Ивано­вича Поляшова, Михаила Владимировича Васильева -корабела, Почетного гражданина города Николаева, и других благотворителей,  Интересно, что уже в мае 30-го года община верующих в количестве 354 человек во главе с председателем Екатериной Владимировной Васильевой из деревни Андреевское бесстрашно пишет письмо в райисполком с просьбой о возврате изъятых ценностей и открытии храма. В ходе почти двухлетней переписки власти наконец-то приняли реше­ние, и в 1932 году церковь вновь открыли; заштатный священник из села Озарниково Пётр Иванович Лилиев по праздникам неофициально совершал в ней богослужения до самой кончины. А с пятого июля 1933 года священником стал Иван Александрович Пиуновский. Священствовал он в Москве, в 1929 году был осужден по 58-й статье,  пункт 10, и  отбывал трехлетний срок в исправительно-трудовом лагере, после чего Костромской епархией был определен на здешний приход.

Неполных четыре года отслужил отец Иван в Дорке, был снова арестован и рас­стрелян 26 августа 1937 года в возрасте 46 лет. С этого времени церковь навсегда закрыли и разграбили местные активисты во главе с председателем сельсовета Генна­дием Ивановичем Боровиковым.  Во время войны на паперти ставили киноустановку, и народ ходил в церковь смотреть советские фильмы. В 50-е годы председатель сельсо­вета Мария Сергеевна Смирнова, она же заведующая клубом,  приказала из алтарных досок храма построить общественный туа­лет.  Грустно…

В 90-е годы кто-то поджег церковь из­нутри,  и в огне погибли замечательные фрески библейского содержания, которые с любовью рисовал художник-самоучка, талантливый крестьянин из деревни Гущино Федор Иванович Иванов, дед Нины Ва­сильевны Гагарской. Говорят, что ангелов, парящих под куполом, Федор Иванович пи­сал с натуры, запечатлев в их облике пухлые личики деревенских ребятишек.

А построили каменную церковь на месте ветхой деревянной в 1815 году на краси­вом высоком холме на средства прихожан. И церковь, и кладбище обнесли кованой оградой на 89 каменных столбах, и 998 прихожан обоего пола регулярно ходили к обедне из 21 деревни прихода.

22 мая 1915 года жители округи торже­ственно отпраздновали 100-летний юбилей храма. Фотография, запечатлевшая знаме­нательное событие, подарена нашему му­зею кем-то из деревни Популино. На фоне свежепобеленной, обновленной церкви сфотографированы те, кто присутствовал на торжественном богослужении, среди них священник Николай Фёдорович Воскресенский, лесопромышленник Иван Иванович Поляшов с женой Марией Николаевной, художники братья Порфировы из деревни Ассорино,  санкт-петербургский купец Васи­лий Николаевич Канаев из деревни Венгино и другие.

Много событий — и горьких, и радост­ных — помнят стены Николо-Дорковской церкви. Здесь в начале XIX века служил пономарём Онисим Иванович Иванов, дед по материнской линии экзарха Грузии Ни­кона, в миру Николая Андреевича Софийс­кого, бабушка которого Ирина Ивановна бы­ла дочерью священника Ильинской церкви. Здесь в 1844 году обвенчались его родите­ли — Мария Онисимовна и Андрей Павлович.

С 1834 года священником в Дорке стал Ми­хаил Федорович Озеров, его жена Екатерина Антоновна через шесть лет умерла, оставив вдовцу двух дочерей — Елизавету и Анну. В 1857 году отец Михаил ушел за штат, сдав место священника зятю-однофамильцу Ми­хаилу Семеновичу Озерову, чей отец служил дьячком в Спас-Глазунове.

Но недолго длилось счастье молодых супругов. Сына Ивана Елизавета Михайлов­на родила в августе 1859, а через год в сен­тябре умерла от простуды, в январе 1861 года умер и её муж-священник, оставив сына-сироту на попечение дедушки. Далее события развивались ещё более трагично, 27 июня 1861 года 54-летний дед Михаил Фёдорович Озеров утонул в реке Ножеге. Кто взял на воспитание маленького Ивана — неизвестно.

После этого долгое время в Никольской церкви служили Иван Евграфович Мальгин и Павел Иванович Орлов, а в 1891 году сын священника Кинешемского уезда Алексей Васильевич Назаретский обвенчался здесь с Апорией Павловной Орловой. За 12 лет брака у Назаретских родились три дочери и три сына. Кстати, одна из них, Ольга Алек­сеевна, впоследствии стала учительницей и женой директора Повалихинской школы Алексея Николаевича Удгодского.

Но и для священника А. В. Назаретского наступил роковой день. 7 апреля 1903 года, в праздник Благовещенья, отец Алексей с восьмилетним сыном Николаем после Бо­жественной Литургии отправился в дерев­ню Таракунино отслужить молебен, но при переправе через реку Ножегу вместе с сыном провалился под лёд и утонул в весен­ней реке, тела нашли только на другой день.

Следующие 12 лет священствовал в Дор­ке Николай Фёдорович Воскресенский, сын священника села Введенское, младший брат архимадрида Макария, настоятеля Александро-Невской лавры, в миру Михаила Фё­доровича Воскресенского. Одна из дочерей отца Николая, Елизавета, в 1912 году стала женой священника Никольской церкви села Большая Вохтома Андрея Николаевича Ардентова, чей дед Александр Иванович Ардентов долгое время служил дьяконом в Дорке.

Революция застала здесь священником Константина Писемского, дьяконом Михаила Арсеньева, псаломщиком Константина Дми­триева. Дьякона Михаила Дмитриевича Ар­сеньева помнят многие старожилы. Во вре­мя войны он вместе с другими верующими не раз пешком ходил в село Горелец Парфеньевского района в церковь на праздничные службы, а пел так хорошо, что тамошний на­род удивлялся, слушая незабываемый голос.

122 года молились люди под сводами каменного, красиво расписанного изнутри и богато украшенного Никольского храма. Посещали его в начале XIX века и здешние господа из усадьбы Таракунино: капитан Федор Петрович Макаров, майор Алексей Алексеевич Нелидов, титулярная советни­ца Феодора Петровна Земщинина и ее зять штабс-капитан Филипп Степанович Потехин, генерал-майорша из усадьбы Андре­евское Парасковья Ивановна Перфильева, управляющий Андреевским винокуренным заводом дворянин Геннадий Васильевич Травин, майор Яков Федорович Дурново из усадьбы Стан, мичман флота Николай Андреевич Куприянов, живший в усадьбе Венгино и многие-многие другие. Каждый, кто свернет с дороги влево, сразу за дерев­ней Гущино увидит высокую колокольню, ободранные купола и закопченные пожа­ром стены заброшенной церкви. Правда, на кладбище пока хоронят, но, увы, округа почти опустела, и нет никого, кто мог бы препятствовать дальнейшему осквернению христианских святынь.

И хотя «Бог поругаем не бывает», все же грустно на душе от невосполнимости утраченного.

Татьяна БАЙКОВА

Храм Николая Чудотворца.  уроч. Дорок.
Храм Николая Чудотворца. уроч. Дорок.
ур.Дорок, Чухломский район, Костромская область, Россия на карте

4 комментария для “0

    1. А мы с сестрой тоже правнучки Ардентова Андрея Николаевича и его жены Елизаветы. Их дочь — Ардентова Лариса Андреевна 1918 -1988 г.г. жизни — наша бабушка, жила в г.Кинешма Ивановской области.
      Прадед служил священником в Успенском и Троицком соборах города Кинешмы. В 1937 году он был арестован и приговорен к десяти годам заключения. Умер в лагере.

  1. Очень интересные и ценные исторические данные о церкви. Большое спасибо.

  2. Спасибо большое за статью. Внук Михаила Дмитриевича Арсеньева. 09.12.2019г. АРСЕНЬЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ г Москва.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.