Древний детинец

Древний детинец

Древнейший кремль в Костроме должен был появиться в середине-конце 12-го века. После долгих поисков, археологи наконец его обнаружили. Ныне на этом месте – просто пересечение двух улиц, Островского и Пятницкой, и – каменный памятный знак (рисунки 8, 9). Что могли, археологи из почвы уже выжали. Раскопками выявлен культурный слой 12-го века, а также курганный могильник. Ученые предположили, что кладбище появилось еще в языческие, дорусские времена. В этом районе культурный слой Костромы достигает своего максимума – 2,5 метра. Сам детинец оказался типичной русской крепостью домонгольского облика, площадью чуть более гектара. К детинцу прилегали дома-усадьбы 12-14 веков, так хорошо известные по Новгороду. В одной из усадеб найдена мастерская, где делали железные предметы, а также – стеклянные браслеты. Последний факт, кажется, так и не оценен археологами, продолжающими считать, что все стекло, найденное на Руси – импортное.

В. Неделин. Реконструкция города начало 17 века.

Крепость сгорела в 1416 году, укрепления решили возобновить на другом месте, и уже в 17-м веке от детинца осталась лишь «старая осыпь», которую и отметили дотошные переписные книги. Однако, план города 17 века фиксирует, что улицы стремятся по-старинке к этому утраченному центру, и архитекторы видят в этом главную градостроительную трагедию Костромы – города разбросанного, неструктурированного. Полагают, что древнейшие городские кварталы располагались по правому берегу реки Сулы, то есть в сторону реки Костромы, потому что именно там находились старейшие монастыри – Анастасьевский, Спасо-Запрудненский, Ипатьевский. Местность же по противоположному, правому берегу Сулы, видимо, долго стояла поросшая лесом, и называлась Дебрей, а первая улица, сложившаяся здесь лишь в 15-м веке — Боровой Дебрей.

В детинце располагалась Федоровская церковь, соборный храм, едва ли не древнейший в городе. Когда построена, неизвестно, но, вероятно, деревянное здание возвели уже в 12-м веке. В 1276 году здесь похоронили князя Василя Квашню, а в 1320 тут венчался тверской князь Константин Михайлович с дочерью московского князя Софьей. Вероятно, в какой-тот момент (в 15-м столетии, или в 17-м, после пожара?) храм разрушился и оказался забыт. На его месте в 1769 году поставили Богоотцовский собор с Федоровским приделом барочного облика. В конце 19-го века вокруг него археологи искали останки Василия Квашни, но никакой подходящей гробницы не обнаружили. Собор разрушен после революции. Его дореволюционных изображений нам найти не удалось. Ныне памятник основанию Костромы (лаконичная гранитная глыба) и подобие мини-парка вокруг него находятся в относительном запустении.

Кремль, или старый Город

Как уже говорилось, после пожара 1416 года московские князья переносят кремль на более возвышенное место, на холм восточнее старого детинца, откуда лучше просматривалась Волга (на плане справа эта крепость помечена литерой А). Судя по описанию, в кремле было 14 башен, в том числе 3 проездных. Главные ворота – Спасские – были на торгу, безымянные – со стороны Волги, со стороны Дебри – Ильинские. Башни были четырехгранными, стены рублены «в борозду без тарасов», их высота доходила до 5 м. У проездных бышен – отводные стрельни, был и тайник для воды. Все строения в нем оставались деревянными.

kost00

А. Старый Город. Б. Новый город. В. Первоначальный детинец. Г. Настасьинский монастырь.

Названия башен: 1. Спасская воротная. 2. Средняя «от торгу». 3. Воскресенская наугольная. 4. Ильинская воротная. 5. Борисоглебская средняя. 6. Дебринская. 7. Волжская наугольная. 8. Выводная с водяными воротами. 9. Отводная. 10. «От воды». 11. Волжская наугольная с рукавом. 12. «С рукавом против мыту». 13. Тайничная. 14. Против соборной церкви. 15. Угловая у Спасских ворот. 16. Никольская воротная. 17. Средняя. 18. Предтечинская 1-я. 19. Предтечинская 2-я. 20. Предтечинская угловая воротная с двумя мостами. 21. Сульская. 22. Васильевская выводная. 23. Исаковская. 24. Дмитриевская. 25. Благовещенская воротная.

Уже до революции на месте старой крепости стали разбивать парк, а валы и рвы методично уничтожать. В советское время это увлекательное занятие доведено до своего логического конца (рисунок 10). До революции Старый город еще выделялся на фоне городской застройки своей особостью (рисунок 11). Сегодня существует всего две точки, где хорошо видны остатки валов и что-то наподобие рва. Это, во-первых, обрыв, на котором расположены дома постройки 18-го века: в них жил притч Успенского собора (см. ниже; рисунок 12). Этот обрыв хорошо заметен и на рисунке 11, исполненном в 19-м веке. Во-вторых, это часть вала, которая подходит к Волге — на ней стоит «беседка Островского», как бы примета некой древности, на деле же — новодел 1960-х годов (рисунок 13). Но спасибо этой беседке — кто хочет посмотреть древний вал, для него она хороший ориентир.

Доминантой кремля служил Успенский собор, разрушенный коммунистами (рисунок 14). У антикваров было твердое мнение, будто собор основан еще около 1250 года князем Василием Квашней. Основанием для такого суждения послужила, похоже, лишь крайне ненадежная легенда об обретении иконы Федоровской Богоматери, где сказано, что 1270 году в Костроме появился каменный Успенский собор (кстати, даты, как видим, гуляют в пределах 20 лет). Историки за это ухватились и предположили, что модель храма, которую местные мастера подарили Василию Квашне, была именно моделью Успенского собора. Модель хранилась в Костроме как реликвия, потом ее подарили иноземным купцам. Допустим, но при этом к Успенскому собору зачем-то пытались привязать церковь Федора Стратилата: якобы сам Василий назвал храм именно в честь Федора, но после двух пожаров восстановленный собор нарекли Успенским, а св. Федору дали придел (фиксируется впервые в 1666 году). Каково же было разочарование археологов, когда проведенные еще в 19 веке раскопки не выявили кладки древнее 17-го века! Поэтому, положа руку на сердце, вопрос о древности Успенского собора остается открытым. Я полагаю, что собор не мог быть основан ранее, чем заложили Старый город, то есть не прежде начала 15-го века. Если он был тогда деревянным, это объясняет, почему самая ранняя кладка появляется лишь в 17-м веке. Также Успенский собор никак не связан с храмом Федора Стратилата. Федоровский храм стоял в Древнейшем детинце (см. выше). В пожаре 1654 года (?) он сгорел, и тогда же его решили не восстанавливать, а перенести престол в Успенский собор, где он и фиксируется, как я уже говорил, в 1666 году. В Успенский собор попала и знаменитая Федоровская икона, хранившаяся там до революции, а потом оказавшаяся в музее. Фрески Успенского собора, выполненные в 18-м веке не слишком художественно, и испорченные в 19-м еще более, посвящены были легенде об обретении иконы.

Успенский собор так пострадал в пожаре 1654 года, что его перестроили полностью, значительно увеличив, и придав завершениям куполов чуждый Костроме украинский облик – видимо, поработала бригада с Украины. Тогда же поставлена шатровая колокольня, разрушенная полностью пожаром 1773 года, после которого оба здания вновь перестроили полностью. Новая переделка была в 1843 году. Многочисленные переделки и стали аргументом для большевиков, что здание не представляет ценности, и его надо взорвать.

Успенский собор — единственный в России, апсиды которого повернуты не на восток, а на север. Чем это было вызвано, сказать трудно. Я консультировался со знатоками архитектуры, и они сказали, что такое могло быть вызвано теснотой и невозможностью ориентировать храм иначе. Это объяснение меня не удовлетворило, поскольку места в общем-то было достаточно. Скорее всего, в поздно христианизированном Костромском краю мы встречаемся с каким-то особым обычаем, пережитком прежних верований. Не исключено, что для наскоро крещеных финно-угров север был более важной доминантой, чем восток. Заметим также, что в 18-м веке Святые ворота Ипатьевского монастыря переориентировали с востока на север.

Рядом с Успенским собором в древности находился Здвиженский (Крестовоздвиженский) монастырь с церковью Воздвижения Честнаго Креста, которую переписчик 17-го века застал шатровой. Церковь состояла из двух зданий, летнего и теплого. У этих храмов была колокольня. Дата основания монастыря также неизвестна, и он не восстанавливался после пожара 1773 года. На его месте в 1776-1791 годах возведен, в соответствующем стиле, Богоявленский собор, служивший зимним вариантом Успенского собора (рисунок 15 — Успенский собор справа, колокольня Богоявленского собора слева). При нем стояла колокольня, которой восхищались в 19-м веке, но которая, на самом деле, представляла из себя скучное сооружение в духе устремленных вверх колонн — таких в России море. Единственное отличие состояло в украшениях, которые, говорят, придавали колокольне сходство с индийской пагодой. Эта колокольня встала на месте разрушенной в 1773 году, которая была, наверное, более интересна, поскольку, по мнению эстетов 19-го столетия, представляла собой «нагромождение всяческих излишеств». Собор был окружен оградой, в которой выделялись Триумфальные ворота, поставленные по случаю приезда Екатерины Великой в 1767 году (точнее, 2-3 годами позже; в момент визита стояли точно такие же, деревянные). Это было чудовищное порождение провинциального барокко, в котором все украшательства довелись до абсурда. Жалко все-таки, что они не сохранились. В древности рядом с Успенским собором стоял храм Похвалы Пресвятой Богородицы, но его точное место уже в 19-м веке было забыто. Несколько саженей севернее Успенского собора была церковь Живоначальной Троицы, каменная, которая стояла в руинированном состоянии уже в 17-м веке. Дата ее основания неизвестна. Чтобы читатель не заблуждался: все до единого культовые здания Старого города уничтожены или в пожарах 17-18 веков, или сразу после революции.

Помимо культовых сооружений, в кремле были казенные здания, осадные дворы (небольшие хоромы внутри кремля, чтобы прятаться, но не жить там), и частные дома. Осадный двор возле Успенского собора был и у матери Михаила Романова, Марфы, в миру Ксении Шестовой. Монастыри владели 7-ю осадными дворами. Всего в кремле было 191 дворов и домом. Вероятно, такое количество дворов появилось в Смуту, когда многие московские «олигархи» по старой традиции заводили здесь представительства, надеясь укрыться от московских бедствий, как это делали прежде князья Дмитрий и Василий, и не предполагали попасть в самое сердце Смуты. Всего в Старом городе до перепланировки насчитывалось 3 улицы. Но по плану 1781 года никаких частных строений в кремле стоить больше не полагалось, и их после пожара, последовавшего незадолго до утверждения плана, восстанавливать не стали.

Евгений Арсюхин,

Наталия Андрианова

первоисточник: http://archeologia.narod.ru/kostroma/kost1.htm


Участок культурного слоя на территории вблизи древнего костромского кремля, XII-XVIII вв.

Памятник ограничен ул. Комсомольская, Пятницкая, 1-е Мая, просп. Текстильщиков
Памятник расположен на коренной и первой надпойменной террасах левого берега р. Волги, ограничен современными ул. Комсомольская, Пятницкая, 1-е Мая, просп. Текстильщиков. Имеет неправильную подпрямоугольную форму размерами с ССВ (перекресток ул. Комсомольской и просп. Текстильщиков) на ЮЮЗ (берег р. Волга) – 362 м, с СВ (перекресток просп. Текстильщиков и ул. Пятницкой) на ЮЗ (берег р. Волга) 370 м. Начинает формироваться с XII в.

Детинец располагался на коренной террасе левого берега р. Волги на мысу, образованном впадением в нее рек Костромы и Сулы. С юго-запада со стороны Волги древний костромской кремль имел естественные рубежи обороны в виде крутых склонов коренного берега, а на участке более пологого склона был сооружен ров, который с внутренней стороны имел подпорную стенку в виде линии частокола. Кроме рвов, детинец, вероятно, имел и деревянно-земляные укрепления, которые неоднократно обновлялись, от чего в заполнении рва отмечаются мощные прослойки щепы и тлена. Площадь первого костромского кремля составляла немногим более 1 га: 80 м с юго-запада на северо-восток и 160 м с северо-запада на юго-восток. Фортификационные укрепления первого детинца прорезают комплексы середины XII – нач. XIII в. В летописных источниках не отмечено взятие Костромы монголо-татарами в 1237 г., что косвенно указывает на отсутствием в Костроме сколько-нибудь серьезных укреплений. С другой стороны, Костромской князь Василий Ярославич в 1272 г. становится и великим князем Владимирским, и Кострома к этому времени наверняка уже имела укрепления. Скорее всего, первый костромской кремль был сооружен в середине XIII в. Внутренняя топография первого кремля практически не изучена. Известно лишь, что на его территории располагалась соборная церковь Федора Стратилата, в которой в 1276 г. был захоронен великий князь Владимирский и Костромской Василий Ярославич Квашня. Стратиграфия культурного слоя на памятнике такова: сверху дерн 6-10 см. Ниже идет коричневато-черная супесь, мощно насыщенная углем, различного рода остатками мусора (битое стекло, кирпич, металлолом и др.), мощностью до 40 см. Ниже прослеживается серовато-черная углисто-гумусная супесь до 40 см. Ниже – темно-серая углисто-гумусная супесь (10-15 см), перекрывающая серую гуммированную супесь с золистыми включениями мощностью 6-20см. Ниже прослеживается слой серовато-желтой гуммированной супеси с золистыми включениями. Ниже серовато-желтой супеси, а где ее нет – ниже серой супеси идет материк – желтый песок.

Находки на памятнике представлены древнерусскими украшениями (фрагменты стеклянных браслетов, стеклянные бусы, медные ювелирные изделия, шиферные кресты), инструментарием ремесленников (железные кочедыки, ювелирные щипцы с плоскими и Г-образными губами, железные долота и зубила), сельскохозяйственным инвентарем (лемех плуга, серпы), хозяйственным инвентарем (шиферные пряслица, фрагменты медных котлов, овально-вытянутые и прямоугольные кресала, ножи, навесные замки и ключи, каменные оселки), вооружением (наконечники стрел), инструментами для письма (железные писала), глиняными игрушками, фрагментами древнерусской и русской керамики (XIII-XVIII вв.). Площадь памятника составляет 16,7 га.


http://www.rosbank.bpponline.ru/place/7489/doc/2046
Лит.: ПСЛР. Т.8. Воскресенская летопись. СПб, 1859. С.88; Алексеев С.И. Города и крепости XII-XVII вв. // Археология Костромского края. Кострома, 1997. С.207-208; Алексеев С.И. Итоги археологических исследований в г. Костроме и Костромской области (1989-2000гг.) // Вестник Костромской археологической экспедиции. Вып. 1. Кострома, 2001. С.29-36; Писцовая книга Костромы 1627/28-1629/30 гг. Кострома, 2004.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Перечень проектов Л. С. Васильева составлял в основном я, по тем чертежам, которые сохранялись в его домашнем архиве. Поэтому считаю…

  2. Здравствуйте, Сергей. Информация об авторстве проекта часовни взята из книги. Перечень основных проектных и научно-исследовательских работ, выполненных в 1958–1993 гг.…