Sergey Demidiov

Зодчий. 75 лет Сергею Демидову

Алевтина Новикова

25 июня исполнилось 75 лет Сергею Демидову — российскому архитектору-реставратору, главному архитектору проектов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ (Москва), которому жители провинциальной Нерехты присвоили звание почетного гражданина своего города. Любовь этих людей взаимна. Столичный реставратор часть своей души навсегда оставил в нашем замечательном городе-музее под открытым небом. Во многом — бесконечно многом! — благодаря этому человеку он и стал таковым.

Barbarian Church before restoration
Варваринская церковь до реставрации
Barbarian Church after restoration
Варваринская церковь после реставрации. Фото В. Васильева

Кому дорога красота

В истории Нерехты есть потрясающее «возрожденческое» двадцатилетие. Свой Ренессанс. Длился он с начала восьмидесятых по двухтысячные… За этот временной отрезок в городе были восстановлены практически все полуразрушенные храмы — Богоявленский (Никольский), Воскресенский (Варваринский), Преображенский (Ильинский), Владимирский, Троице-Сыпанов монастырь… В обезглавленном городе вновь устремились ввысь купола с крестом Господним, поплыл окрест колокольный звон и пейзажи стали чарующими.

Несомненно, есть  высший промысел в том, что во главе реставрационной эпопеи стоял триумвират уникальных личностей — Сергей Васильевич Демидов, архитектор-реставратор (на нем — проектная часть), Юрий Михайлович Татауровский, начальник Нерехтского участка Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (воплощал проекты в реальность, заслуживает тоже отдельного материала), и несравненная Нина Петровна Родионова, директор местного краеведческого музея, ставшая мотором и ангелом-хранителем нерехтского реставрационного феномена. Вынь одно звено — и не было бы Возрождения. О совершенно особенной роли Нины Родионовой сказано и написано немало. Яркая и неординарная, хрупкая и сильная, смелая и смекалистая, она, беззаветно любившая Нерехту, сотворила чудо — научила жителей города быть деятельно сопричастными его судьбе. Это она, подобно Павке Корчагину, подняла людей — от мала до велика — в декабре  на рытье тридцатиметровой траншеи для прокладки газопровода к Никольской церкви. Две недели с утра допоздна нерехтчане долбили ломами и выгребали лопатами замерзшую землю. По-другому было нельзя: траншею тянули в гору — техника бы не устояла. Убеждать она умела, поскольку знала: отступать некуда, не сделаем сегодня — не сделаем никогда. И даже руины храмов могут не остаться, поскольку всегда найдутся желающие вернуться к планам постройки на их месте жилых девятиэтажек. Организовывала субботники, звонила в Москву, писала воззвания в газету («Кому дорога красота! Приходите, помогите!»), находила людей, которые могут достать необходимое (всё же было дефицитом!), сама ездила за колоколами… И волновалась, и плакала, и мало спала, и верила и работала с наивысшим напряжением сил.

Nicholas Church before restoration
Никольский храм до реставрации
Nicholas Church after restoration
Никольский храм после реставрации. Фото В. Васильева

Заболевший Нерехтой

Но, как пишет сама Нина Петровна в своей книге «Реставрация души. Восстановление памяти», именно личность Сергея Демидова, его энтузиазм заставили ее поверить в то, что мечты восстановления исторической Нерехты жизнеспособны. «Судьба привела меня в музей в октябре 1981 года, а зимой увидели мы молодого симпатичного архитектора из Москвы С.В. Демидова, который пылко высказал своё восхищение нашим городом, чем сразу покорил сердца музейщиков… А когда он достал из дорожной сумки чертежи Троице-Сыпановского монастыря, пришлось кипятить чайник. Под его акающий “гаварок” мы уплетали его московскую колбасу с нашим вкусным нерехтским хлебом и как зачарованные слушали, слушали…»

Увы, к тому времени областная программа реставрационного дела, «докатившаяся» и до Нерехты, терпела фиаско. Владимирская церковь на улице Ленина простаивала в лесах, но финансирование прекратилось, и началась элементарная растащиловка всего, что можно было сдвинуть с места — железа с крыши, полов, кирпичей. Из книги Родионовой: «”Нежизнеспособность этих реставрационных участков объясняется просто, — горячо рассуждал приехавший московский архитектор, — в вашем городе нет энтузиастов, помощников!” Его убедительные слова действовали как заклинание. И вот уже по два раза в неделю он “летает” из Москвы со своими помощниками и кружит, как голубь, над нерехтскими развалинами — делает обмеры. “Заболевший” Нерехтой архитектор оказался настойчив — создаёт бригаду строителей, которая начинает действовать. Благородный, скромный, он казался нам моложе своих лет; мы чувствовали, что ему трудно и он нуждается в помощи. Он взвалил на себя такую махину, как восстановление почти одновременно всех храмов Нерехты, и мы понимали, что голова его работает постоянно, без устали, и решения (даже скорые) он обдумывает до мелочей».

Реставрация — дело строгое

Когда-то в детстве на Сергея Демидова неизгладимое впечатление произвел разрушенный прекрасный храм в Софрине, а Нерехтой он «заболел» после командировки в Костромскую область. Когда уже в Москве многократно пересматривал отснятый материал, понял, что ЭТО надо спасать. Получив добро от начальства, обратился в Костромское управление культуры. В то время бюрократия еще не полыхала махровым цветом, поэтому между заявкой на разработку документации по нерехтским памятникам и самими исследовательскими и проектными работами не было бесконечного ожидания. Так начиналась удивительная реставрационная эпопея, которая была покруче детективов и приключенческих романов. Только «приключения» реальные и экстремальные ситуации — тоже. Хотите убедиться  — почитайте упомянутую книгу Родионовой и воспоминания очевидцев.

Visit of Patriarch Alexy II to Nerekhta. July 22, 1994. Photo by Igor Sapov
Визит Патриарха Алексия II в Нерехту. 22 июля 1994 г. Фото И. Сапова.
Справа от Патриарха — С.В. Демидов

Каждый храм преподносил им свои испытания. Взять хотя бы историю с переносом иконостаса из села Верховье Солигаличского района в Никольский храм. Иконостас был удивительной красоты, но красоты погибающей. Идея переноса принадлежала Демидову: по возрасту, размерам, стилистике подходил для «Николы» именно он. Но воспротивилась общественность Солигалича: не отдадим! Спасло соломоново решение заседавших в райкоме партии  профильных начальников из Костромы: «Иконостас возьмём на реставрацию, и у кого будет помещение приготовлено раньше – в Нерехте или Солигаличе, – там его и поставят, чтобы сохранить для потомков». Ощутите атмосферу былого: «Иконостас, который мы увидели в храме, вызывал противоречивые чувства. Боже мой, как за это дело взяться! Резьба обросла мхом от сырости и плесени, осыпалась в руках от малейшего прикосновения, и золотой левкас крошился мелкими частичками, устилая пол. Начали работу. Окрики Сергея Васильевича: “Осторожно, Нина Петровна, вы как медведь лапой!..” – доводили до слёз». До всего, что касается  реставрации, Демидов всегда строг. Ещё пример: «Наш куратор С.В. Демидов буквально “проживал” в Нерехте в надежде, что всё будет сделано точно по его чертежам и нигде не напортачено. Конечно, случались огрехи: однажды приехавший архитектор заставил ломать уже выложенные несколько рядов кладки Варваринской колокольни и переделать всё по чертежам». И еще: «В Варваре вставляются рамы, решётки. Взлетает колокольня с узнаваемым на всех воротиловских памятниках куполом с высоким шпилем. Идёт строительство ограды, и всё это по старинным чертежам. Апрель 1988 года. Демидов С.В. лично пробует колер, чтобы покрасить купол в голубой цвет. Ветер на лесах ужасный. Лица у нас у всех в голубую крапинку».

Measurements of the lucarna at the Varvara Church
Обмеры люкарны на Варваринской церкви. 1985 г.

Чудотворение

Удивительной и закономерной одновременно можно назвать историю обретения именно Демидовым утраченной древней иконы. Когда в Нерехте в атеистическом угаре ломали памятник старины ХVII века Владимирский храм, то две его прославленные чудотворениями святые иконы Божией Матери, именуемые Владимирскими, исчезли в неизвестном направлении. В 1987 году Сергей Васильевич, обследуя нерехтские храмы и оказавшись у Крестовоздвиженской церкви, где перестраивали сарай, увидел на поленнице дров чёрную от грязи и с  вздутиями красочного слоя икону. Исследование показало, что это одна из двух чудотворных, привезённая в Нерехту в 1636 году! После реставрации святыня была передана в открывшийся храм.

Кстати, благодаря во многом  Сергею Демидову вернулся к нам из полузабвенья костромской зодчий-самородок Степан Воротилов. Только другой настоящий зодчий мог увидеть и понять масштаб дарования коллеги из восемнадцатого века и загореться идеей восстановить его архитектурные жемчужины.

Реставрация памятников стоила огромных денег, и чем дальше, тем острее вставал финансовый вопрос. «Выбивание» средств шло не мытьем, так катаньем, про это тоже отдельную книжку можно писать. Родионова убеждала, требовала, упрашивала в Костроме, Демидов обивал пороги кабинетов Министерства культуры. Он тоже умел убеждать, ведь просил на бесценное… Из воспоминаний Нины Петровны: «Костромские художники уже несколько лет приезжали на утренней электричке в Нерехту и продолжали творить своё чудо. А когда терпение было полностью исчерпано, слезали с лесов и начинался ”крупный” разговор: “Звони в Москву Демидову! Где деньги? Краски не на что купить!” Конфликт “на пустом месте” быстро угасал, так как они понимали, что всем трудно, и надо было забираться на леса и продолжать любимое дело — восстанавливать Вечное…» Колокола для храмов, паникадила, котельные, транспорт, материалы — за всем нервы и страхи, предприимчивость и мозговые штурмы, слёзы отчаяния и слезы радости. Каждый из них не единожды поднимался на строительные леса и возрожденные колокольни, обозревал сверху окрестности и понимал, что город обретает облик ансамбля очень ценного и старинного — то, о чем мечталось московскому зодчему-реставратору!

Discussion of the reconstruction of the chapel on the Market Square (Svoboda Square)
Обсуждение с главой Нерехты воссоздания часовни на Базарной площади (пл. Свободы). 21.08.2013 г. Фото В. Васильева.
Слева направо: Н.П. Родионова, С.В. Демидов, игумен Антоний (Бутин), С.Н. Цветков

Масштаб реставрационных работ в Нерехте уникален даже по меркам страны. Сделать это могли сообща очень многие люди, почувствовав сверхзадачу и ответственность за нее. Но изначально был нужен тот, кто «кружил, как голубь, над нерехтскими развалинами», тот, кто «заболел» Нерехтой. Наши поздравления с юбилеем удивительному зодчему-подвижнику Сергею Васильевичу Демидову, низкий поклон за беспримерный творческий, гражданский  и человеческий подвиг, за нашу новую «старую» Нерехту.


Досье: Сергей Васильевич Демидов (род. 1948 г.) — архитектор-реставратор, член Союза архитекторов России, главный архитектор проектов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ (Москва). Участвовал в реставрации памятников города Нерехты Костромской области, в восстановлении Андреевского зала Большого Кремлёвского дворца, в исследовании и реставрации дома Пашкова и многих других памятников истории и культуры.  Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии «Золотое сечение», почётный реставратор Москвы, Почётный гражданин Нерехты и Нерехтского района. Автор множества статей, буклетов и книг, в том числе: «Храм Воскресения Христова на Дебре. К 350-летию храма» (1995 г.), «Нерехта» (1996 г.; в соавторстве с Е.В. Кудряшовым), «Ипатьевский монастырь» (2013 г.), «Записки церковного реставратора» (2021 г.). Живет в Москве.

Book cover by S.V. Demidova and E.V. Kudryashov 'Nerekhta' (1996)
Обложка книги С.В. Демидова и Е.В. Кудряшова «Нерехта» (1996)

Фото из архива А.В. Соловьёвой

Костромская народная газета. — 2023. — № 26 (28 июня). — С. 13.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.