Т.Байкова «Без села России не выжить»
Е.Балашова «Зачем мы Америке?»
Е.Балашова «Премия, которая не радует»
Связь времен
Молодогвардейцы
О том, что в нашей библиотеке хранятся письма родных Олега Кошевого, я узнала случайно. В самом деле: порою мы «ленивы и нелюбопытны». Как?!.. Письма родных героя Советского Союза Олега Васильевича Кошевого?
Когда-то в детстве я прочитала книгу Е. Н. Кошевой «Повесть о сыне». Конечно же, книга произвела на меня огромное впечатление. Мне страшно хотелось понять, как это самый обыкновенный мальчишка, похожий на тысячи других таких же мальчишек, стал героем.
И вот я держу в руках листочек, вырванный из школьной тетради и исписанный синими чернилами. Это — письмо бабушки и матери Олега, обращённое к детям из Чухломского детского дома. Что же связывает нашу Чухлому с далёким Краснодоном?
Во время Великой Отечественной войны в Чухломе был создан детский дом. Он существовал и после войны. И вот в этом детском доме был отряд им. Олега Кошевого, и ребята решили завязать переписку с родными Олега. Как бесконечно жаль, что из всей переписки сохранилось лишь всего одно-единственное письмо (совершенно бесценное, как я считаю!) и несколько пустых конвертов.
Если спросить современных мальчишек и девчонок, знают ли они, кто такие молодогвардейцы, — уверена, что почти никто не сможет ответить на этот, казалось бы, такой простой для нашего поколения вопрос.
Книгу А. Фадеева «Молодая гвардия» изъяли из школьной программы: зачем детям знать имена своих героев?!.. Для нынешних детей примером для подражания становится какой-нибудь человек-паук.
Ребята, воспитывающиеся в семье, прежде всего подражают своим родителям (разумеется, не только им, когда становятся постарше). В детском доме дети сами избирают себе пример для подражания. Как я полагаю, дети из Чухломского детского дома, прочитав книгу «Повесть о сыне», захотели стать похожими на молодогвардейцев. Можно смело предположить и то, что они выросли настоящими патриотами.
К сожалению, нынешние поколения знают о советском периоде жизни нашей страны скорее всего из уст лживых толкователей нашей истории , переписывающих историю так, как хочется им (вроде В. Суворова-Резуна, для которого нет ничего святого). Но нельзя смотреть на историю страны только и исключительно со своей «кочки».
Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюленин… Эти имена были для нас символом верности, стойкости, мужества, примером для подражания. Цинизм нынешнего времени состоит в том, что для большинства либералов и демократов тоже нет ничего святого: всё оплёвывается, всё подвергается издевательским комментариям этих лжетолкователей, готовых и вообще стереть нашу Россию и ее историю из чьей бы то ни было памяти. «Но есть и Божий суд, наперсники разврата», — предупреждал Поэт.
В своем письме к детям из детдома родные Олега благодарят ребятишек за присланную ими посылочку с клюквой. Бабушка пишет, что они из этой клюквы, собранной детскими руками, варят кисель. Всё письмо пронизано искренней теплотой и трогательной нежностью к детям-сиротам. Они, потерявшие своего единственного сына и внука, заботятся и беспокоятся о детях, не имеющих родных.
Имя Анатолия Байкова хорошо известно чухломичам. Известно и то, что народный театр, созданный им на БАМе, назывался «Молодая гвардия». Строители-артисты даже побывали в Краснодоне для встречи с родными Олега. Нет, связь времён тогда не прерывалась и не распадалась, как это происходит теперь. Она была прочной и крепкой потому, что люди разных поколений умели и хотели слышать и слушать друг друга. Они умели принимать чужую боль, как свою собственную. И мальчишки и девчонки из детских домов не ощущали своё сиротство как безысходность. Их поддерживала и помогала становиться на ноги вся страна и просто чужие люди, ставшие близкими.
Сохраним ли мы эту связь времён или же с пренебрежением разорвём все нити, связывающие нас с прошлым?
член союза СП,
город Чухлома
Вперёд. — 2014. — 25 февраля. — С. 3.
Без села России не выжить
Аграрная в начале 20 века, к его концу Россия постепенно утратила свои позиции. Развитое сельское хозяйство превратилось в ненужную отрасль, и в страну хлынул поток заграничного продовольствия низшего качества. Ладно бы так, но некоторые товары оказались настолько вредны для здоровья нации, что правительству пришлось принимать срочные меры, запрещающие ввоз больших партий мяса, молока, овощей, фруктов и вин. А сколько мы съели за эти годы различных ядов в виде красителей, «пищевых» добавок, усилителей вкуса – никто не считал.
Правительство и Госдума неоднократно поднимали вопрос о продовольственной безопасности страны. В 2010 году указом тогдашнего Президента Дмитрия Медведева утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Однако по данным Росстата в 2013 году импорт продовольствия в Россию составил 41,9 миллиарда долларов. Доля импорта продовольственных товаров более одной трети. Недавно с экрана телевизора прозвучало заявление депутата о том, что жителям Сибири от Урала до Дальнего Востока невыгодно в промышленных масштабах выращивать продукцию сельского хозяйства. Отправлять её в европейскую часть страны себе в убыток по причине высоких тарифов на энергоносители и железнодорожные перевозки. Получается парадокс. В нашей стране производить товары народного потребления стало невыгодно. Мы могли бы накормить всю Европу, но сами кормимся из рук их фермеров, причём платя большие деньги за сомнительные продукты.
За последние сто лет мы потеряли сотни и сотни деревень, тысячи работоспособных людей, кормивших страну. Вот вам пример: в бывшей Мирохановской волости в 1914 году насчитывалось в 98 населённых пунктов, в которых проживало 4,5 тысячи жителей. Их потомки не живут в тех краях лет, этак, тридцать, и вряд ли будут жить когда-нибудь. Скажите на милость, где Елсаковский, Мартьяновский, Гавриловский, Жарский, Колотиловский, Малининский, Глазуновский, Рамешский, Тимошинский, Санциловский, Мазаловский, Цилимовский и другие сельсоветы? За минувшие полвека во всех перечисленных административных образованиях не осталось ни одной жилой деревни.
Обрублены корни – погибнуть и дереву
Если сейчас мы не поймем, что без села стране не выжить, мы всё глубже будем скатываться в пропасть. Зайдите в любой магазин: яблоки из Польши, мандарины из Турции, Марокко и Пакистана, картошка египетская, куриные окорочка американские, германские, бельгийские, мясо – из Аргентины, Украины, Парагвая, помидоры из Испании, сахар бразильский, изюм из Ирана и Чили… А где же наши продукты? Вопрос, конечно, интересный!
Импорт продовольствия угрожает российским аграриям не только упущенной выгодой, но и полным разорением. Те деньги, которые мы тратим на покупку зерновых, мяса, овощей и части фруктов можно и нужно инвестировать в своё сельское хозяйство.
Главным поставщиком продовольствия в Россию является Бразилия. Где Бразилия, и где мы? Неужели дешевле поставлять продукты из-за океана за тысячи миль, чем выращивать мясо и зерно у себя дома? Оказывается, дешевле. Всё дело в непомерно высоких ценах на электроэнергию, бензин, дизтопливо, налогах, кредитных ставках и отчислениях в разные фонды. Прежде чем крестьянин что-нибудь вырастит, его уже «обдерут как липку». Наш селянин не в состоянии составить конкуренции заморскому фермеру, вот в чём главная проблема.
А пока мы охаем да ахаем, из села бегут последние жители и уже некому обрабатывать поля и выращивать скот. Если произойдёт чудо, и чухломским аграриям вдруг отвалят миллион долларов на поднятие сельского хозяйства, осуществить этот план будет непросто. На селе практически не осталось кадров массовых профессий и это при том, что наш район в «застойные» брежневские времена славился достижениями сельских тружеников. В те времена доярка, механизатор, пастух, телятница, комбайнёр были самыми уважаемыми людьми. Их труд высоко ценили и страна, и земляки. Прошли годы, под действием различных реформ разрушились фермы, где они работали, заросли мелколесьем поля, где колосились рожь и пшеница. Опустела деревня…
В 90-е годы деревня пережила период распада колхозов, совхозов и крестьянин получил личную и экономическую свободу. Ни ЦК, ни ЧК уже нет, никто не ограничивает свободу, только что с ней делать, крестьянин не знает. Поголовье скота в стране, и в нашем районе в частности, дошло до небывало низкого уровня. Крестьянин оказался люмпеном на своей земле, в условиях безработицы его семью спасает только личное подсобное хозяйство. Пример тому деревни беловской округи. И никого эта ситуация не волнует. Можно задать риторический вопрос: что же происходит? В стране в среде горожан укоренилась стойкая уверенность, что нефть нас прокормит. Но ведь речь идёт не только о колбасе. Вымирание села, заброс пашни, опустынивание целых районов ведут к деградации национального расселения.
А как быть?
Без сельской формы расселения нация становится ущербной. Это понимают во многих странах, где люди живут не только в городах. Для решения этого насущного вопроса должны быть задействованы все экономические, демографические и пропагандистские рычаги. И помочь здесь должна сельская публицистика, которой так не хватает нашим средствам массовой информации.
В 70-8- годы прошлого века все новостные каналы сообщали о том, как идёт пахота или уборка зерновых в стране. Была прекрасная передача «Сельский час», тружеников села чествовали и награждали, всячески подчёркивая значимость профессии хлебороба или животновода. В 90-е всё это стало ненужным нашей олигархической верхушке, озабоченной приумножением собственных богатств. Как исправить ситуацию в стране, должен решать президент и правительство, которые имеют прекрасный пример сохранения и ведения сельского хозяйства в братской Белоруссии. Нам есть у кого поучиться, если мы не хотим, чтоб на здешние земли пришли китайцы со своими варварскими технологиями выращивания продукции.
Газета «ВПЕРЕД» ,№ 39 (12465)
1 апреля 2014 года, ст.2
Зачем мы Америке?
Недавно побывала в родной деревне. Зашли в родительский дом, в котором после смерти наших родителей живет бобыль Валера – не совсем полноценный мужичок, не получающий пенсии по инвалидности, поскольку некому было о нем позаботиться, вовремя оформить инвалидность. Родители — алкоголики в свое время оставили его после рождения в родильном доме. Бабка с дедом забрали Валеру к себе и растили, пока хватало сил. Сейчас они сами уже нуждаются в уходе.
«Как живешь, Валер?»- спрашиваем его. «Плохо»,- отвечает, да и по нему видно: плохо. Рот совсем беззубый, как у старичка, а ему еще и сорока нет.
Худющий — страшно глянуть. Жалуется ,что голова болит постоянно, желудок. Валера — человек выпивающий (в основном, если кто угостит, но и деньги, заработанные им на шабашках, может пропить), а пить ему нельзя категорически: будучи пьяным, он делается совершенно невменяемым, и в таком его состоянии его боятся и родные бабка с дедом.
Толкуем о том, что вот, мол, весна скоро, огороды пойдут, подработаешь может, что-то да и свой огород посадишь. « Так ведь, духанька, теперь все купить можно»,- отвечает Валера. И в самом деле: сама в сельском магазине видела и картошку из Египта, и разные фрукты заморские…Зачем мучиться: копать грядки, ухаживать за растениями, полоть, поливать, зачем скотину держать? – колбасы в магазинах всякой — завались. Были бы деньги. А в деревне, в основном, доживают пенсионеры, на продукты им пенсии с грехом пополам хватает, а то, какого качества эти продуты — это совсем другой сказ.
Даже молоко и сметану возят в деревню из города. Раньше, помнится, приезжали дачники в деревню и в первую очередь стремились купить деревенского творожку ,молочка, сметанки… Теперь покупать это просто не у кого: деревню, в основном, отучили держать свое хозяйство. Но главная-то причина в том, что и сама деревня обезлюдела. Так и как не обезлюдеть, если постепенно закрыли в деревне школу, сельсовет, почту, развалился колхоз, автобус ходит раз в месяц…
Неужели же и в самом деле это окончательный и бесповоротный приговор деревне: она, деревня, просто не нужна государству? Какую политику по отношению к деревне проводит власть?
Все же, как бы там ни было, в масштабах государства сельское хозяйство просто необходимо. Очевидно, что это понимают дальновидные политики, которых, вне сомнения, беспокоит настоящее положение дел. Однако, как мы можем то видеть на деле, ничего совершенно в сельской жизни к лучшему не меняется. И, надо признать, вряд ли уже изменится. Городская жизнь — жизнь в более благоустроенном мире — гораздо привлекательнее для большинства из нас.
Какой же может быть стимул для того, чтобы люди стали возвращаться в деревню, стали засевать поля, разводить скот? « Стимул» один : только если нагрянут голодные времена. Кажется, что этого быть не может…Но посмотрите: сколько во всем мире голодающего населения! И это притом, что не хватает не только доброкачественных продуктов, но и продуктов вроде колбасы, которая, как уверяют некоторые шутники наполовину всерьез ,сделана из туалетной бумаги. А уж таких-то продуктов вроде бы для всех должно хватать. Увы! На земном шаре голодают целые страны. По утверждению ФАО каждый седьмойчеловек в мире страдает от недоедания и голода.
Т.Н.Байкова в своей статье «Без села России не выжить» пишет, что «помочь здесь должна сельская публицистика», что нам есть у кого поучиться» (в плане отношения властей к сельскому хозяйству своей страны).
Конечно нам, есть у кого и чему поучиться,-это бесспорно. И своего опыта было достаточно, но свой почему-то оказался ненужным. Другое дело, хочет ли наша власть учиться и делать все для того, чтобы поднять сельское хозяйство нашей страны на должный уровень? Право, складывается впечатление, что нынешней власти этого и не нужно. Иначе, почему деревня- поилица и кормилица !- оказалась в столь плачевном состоянии?
В который раз, проезжая мимо разрушенного комплекса ферм, превратившихся ныне в руины, проходя мимо школы, в которой я училась и в которой 56 лет отработала мама, мимо заросших полей, на которых когда-то шумела рожь или цвел лен, я чувствую, как закипают в душе непрошенные слезы: бедная моя родина! Как это больно- видеть ее в таком запустении!
И в который раз я даю войти в свою душу светлой надежде и вере в лучшее,несмотря на очевидное. Недаром же говорится, что надежда умирает последней.
Когда мы разговаривали с Валерой, я его спросила» «Валер, вот ты говоришь, что все можно купить, но ты ведь для себя-то картошку и лук сажаешь?»- «А как же! – отвечал он,- иначе с голоду помру, кто меня кормить будет?!»
Неужели же и всем нам нужно дойти до угрозы реального голода, чтобы понять: нас не прокормит никакая Америка! Зачем мы ей?!..Мы-то это понимаем и сами, но вот, хотят ли понять те политики, у которых в руках власть? У большинства из этих политиков есть вклады в иностранных банках, и они явно не рассчитывают, что их дети будут жить в России. Так что вряд ли у них появится желание думать не только о себе, но и о народе, которому они «служат».
Валера — человек, как я уже и говорила, далеко не полноценный, с грехом пополам закончивший несколько классов в спецшколе,- вот он понимает, что картошку ему сажать надо, чтобы совсем не умереть с голоду.
Когда мы уезжали, глядя снова и снова на безгласную, брошенную родную свою деревню, я пыталась представить, как однажды, приехав сюда снова, увижу засеянные поля, стада коров, обновленное и живущее кипучей трудовой деятельностью село… Пыталась, но представить себе это все-таки не могла, как ни старалась.
член союза СП,
город Чухлома
Анатолий Сергеевич Байков
( 1950-1983 г)
Режиссер Чухломского народного театра «Современник», создатель и режиссер БАМовского молодежного театра «Молодая Гвардия», член БАМовской комсомольско-молодежной бригады Героя Социалистического труда Александра Васильевича Бондарь.
Анатолий Байков умер в сентябре 1983 года от лейкоза.Похоронен на городском кладбище г.Чухлома рядом с могилой драматурга XIX века П.А.Катенина.
Мое мнение
Премия, которая не радует
8 октября этого года с формулировкой «За многоголосое звучание прозы и увековечение страдания и мужества» Нобелевскую премию по литературе присудили белорусской писательнице Светлане Алексиевич. Родилась она в Ивано-Франковске, потом переехала в Белоруссию. С 2000г. жила в Италии , Германии, Швеции… Впрочем, биографию Светланы Алексиевич при желании можно найти в Интернете, поэтому не стану всю ее пересказывать. Замечу только, что она в свое время успела получить несколько советских премий, включая премии СП и Ленинского комсомола. Пока что она первый и единственный лауреат премии Ленинского комсомола, удостоенный Нобелевской премии.
Присуждение Светлане Алексиевич Нобелевской премии вызвало неоднозначные оценки этого события. Вот, например, мнение Юрия Полякова, редактора «Литературной газеты»: « Премию дают не за литературу, не за талант, а за оппозиционность своему национальному политическому режиму, который в данный момент не устраивает консолидированный Запад».
А вот что пишет Дмитрий Быков, писатель, журналист, критик, телеведущий: «Премию получил именно русский мир, та Россия, настоящая, которую весь мир любит, перед которой преклоняется». (Правда, мне лично не совсем понятно, где Дмитрий Львович разглядел какую-то особую «настоящую» Россию, потому что Россия вся — настоящая).
И еще одно мнение: ДжульеттоКьеза, итальянский журналист и писатель: « Госпожа Алексиевич получила Нобелевскую премию за свои высказывания, не имеющие ничего общего с реальностью. Премия понадобилась для организации нападения, во-первых, на Лукашенко , во-вторых, на Россию и Путина . Так что очевидно: Алексиевич выполнила задание, вот и все. Это была политическая операция, никак не связанная с литературой».
Кому же верить? Как говорят, сколько людей,- столько и мнений. Чтобы составить свое, следует, конечно же, прежде всего, прочитать то, что пишет автор. Правда, немаловажно еще заметить, что Светлана Алексиевич – журналистка. Все ее вещи – документальная проза, где она пишет от лица того или иного своего интервьюера, рассказчика. Известно, что после публикации « Цинковых мальчиков» , те люди, с которыми она вела беседы и от лица которых писала, не раз судились с нею , возмущенные бессовестным искажением их высказываний. Уже один только этот факт говорит сам за себя.
Писателей, участников ВОВ у нас немало. Назову лишь несколько имен: Виктор Некрасов, Юрий Бондарев, Виктор Астафьев, Михаил Лобанов…Список можно продолжать и продолжать. И вот, оказывается вдруг, что они – участники войны! — умалчивали, недоговаривали, боялись писать ту, якобы правду, которую не побоялась «открыть» для нас С. Алексиевич, 1948 года рождения.
А мне, после прочтения ее книг, кажется, что ею владеет , прежде всего, страстное желание видеть в жизни своей страны лишь негатив, ужас и грязь , не замечая ничего светлого. И – ненависть к Родине. Потому что не может человек, любящий свою Родину, выволакивать напоказ всему миру исключительно один негатив , называя это правдой. Разве станет дочь, любящая свою мать, слабости и пороки своей матери демонстрировать всему свету? Если вспомнить «Библию», то только Хам выставил напоказ пьяного обнаженного отца, чтобы люди над ним смеялись. И не было Хаму больно за своего отца. И не болит, видимо, душа у Светланы Алексиевич ни за Россию, ни за Белоруссию, если она позволяет себе такие, например, высказывания о русских людях: «Мы имеем дело с русским человеком, который за последние 200 лет почти 150 воевал. И никогда не жил хорошо. Человеческая жизнь для него ничего не стоит, и понятие о великости не в том, что человек должен жить хорошо, а в том, что государство должно быть большое и нашпиговано ракетами. На этом огромном постсоветском пространстве, особенно в России и Беларуси, где народ вначале 70 лет обманывали, потом еще 20 лет грабили, выросли очень агрессивные и опасные для мира люди».
На пресс-конференции 8 октября она заявила, что она «не любит 84% россиян», которые, по ее словам, поддерживают насилие на востоке Украины.
Грустно, конечно, читать эти и подобные им пассажи новоиспеченной лауреатки. Но греет душу надежда, что сами читатели, в конце концов, поймут, прочитав ее книги, почему такую, ранее престижную премию, дали вдруг настоящей русофобке.
член союза СП,
город Чухлома
Правильная тема, что без села России не выжить, но Путина больше нефть заботит.
Галина, спасибо за отзыв. Благодаря вам, нашим читателям, странички наполняются новыми темами, появляются новые неизвестные факты из истории Чухломского края.
Спасибо Вам за Чухлому и за все-все что Вы делаете, благодаря Вам — будет «ничто не забыто, никто не забыт»