20 июля 5 г.
СОБЫТИЕ СВЕРШИЛОСЬ, но разум
его не освоил еще.
Оно еще пылким рассказом,
не схлынуло с уст горячо.
Его оценить беспристрастно
мгновенья еще не пришли,
но все-таки все было ясно
по виду небес и земли,
по грому, по вспугнутым птицам,
по пыли, готовой осесть…
И РАЗВЕ ЧТО ТОЛЬКО ПО ЛИЦАМ
НЕЛЬЗЯ БЫЛО ЭТО ПРОЧЕСТЪ.
Стихи из книжки Леонида Мартынова, вышедшей полвека назад, вытащенной мною из волглой свалки неликвидов на станции Чернореченской Красноярской дороги. Бледнозеленая обложка, малый формат, а стихи…
СОБЫТЬЕ СВЕРШИЛОСЬ: в Костроме вышла вторая посмертная книга Игоря Дедкова! Фактически, ПЕРВАЯ: отстоявшаяся за 10 лет после смерти автора, любовно и ответственно собранная Тамарой Федоровной Дедковой, столь же любовно и ответственно отредактированная Николаем Владимировичем Мурениным, отлежавшаяся в администрации и Костромаиздате, долгожданная, чрезвычайная…
Мы привыкли к речению: голос из провинции . Так, голосок, его можно и не услышать и заглушить. Книга Дедкова – это ГОЛОС ПРОВИНЦИИ, сильный, спокойный и властный, богатый обертонами, «умный голос» как сказал Максим Горький, услышав молодого Шаляпина.
Голосом, равным душе , поет свои стихи Белла Ахмадулина и тут помогает мне сказать о главном достоинстве книги: вся она и все ее разделы и главки – голос самой души одного из умнейших и образованнейших русских людей нашего времени, который жил бы и сегодня, кабы охота была и дальше выносить прелести «новой жизни». Душевное возобладало, болезнь помогла, неприятие ЗАКОНОВ ПОДЛОСТИ к 60 годам осталось таким же острым, как в 16 лет. Счет и оценки – «от противного»: КОГО уморила эта «отвратительная демокрация» (Пушкин, 1836), КОГО изгоняла Кострома застойных лет, КТО ушел сам? Весьма продуктивный метод. Если за стихи убивают, значит они чего-то стоят – говорил Мандельштам, давая оценку и стихам и своему веку-волкодаву.