Солнцев Владимир. О судьбе картины Кустодиева.
Остаться вечно молодой, красивой и к тому же жить в тепличных условиях во дворце, где с тебя будут в буквальном смысле сдувать пылинки. Перспектива может показаться заманчивой. Но закон бесплатного сыра не терпит исключений. Плата за удовольствие велика, ибо обречена девица жить взаперти за тридевять земель в тридесятом государстве без права возвращения на родину и даже чужеземному народу может явить свою красу чуть ли не раз в сто лет.
Писаная красавица, которую постигла такая судьба, — картина Бориса Кустодиева «Девушка на Волге», совершенно случайно подмеченная Вашим корреспондентом около трех лет назад в комплексе императорского дворца в столице Японии. Она была выставлена на всеобщее бесплатное обозрение в Музее императорских коллекций «Санномару сёдзокан» в Восточных садах дворца, став безусловным «гвоздем» или, как говорят японцы, «глазным яблоком» развернутой там экспозиции. Имеющее 239 см в длину и 210 см в высоту полотно было написано маслом в 1915 или 1916 году. Примерно в это же время были созданы такие шедевры Кустодиева, как «Купчиха за чаем», «Красавица», «Масленица».
Журналистское расследование выявило, что обосновавшаяся в Токио кустодиевская волжанка предстала перед широкой публикой впервые с 1928 года, когда была подарена правительством СССР тогдашнему императору Японии Хирохито по случаю вступления на «хризантемовый престол». По словам представителя администрации музея, на протяжении всего длившегося свыше шестидесяти лет периода правления отца нынешнего японского монарха картина находилась непосредственно в императорском дворце, а в 1989 году, когда Хирохито умер в возрасте 87 лет, была передана музею.
Собрание Музея императорских коллекций насчитывает несколько тысяч предметов искусства, которые были подарены членам императорской фамилии Японии в период с ХIХ века по случаю каких-либо крупных событий, зарубежных визитов монарха или посещений Японии королями, принцами, президентами и другими иностранными правителями. Подарок из России или бывшего Советского Союза в музее только один. Картина Кустодиева была подарена японскому императору через несколько лет после того, как в 1925 году были установлены дипломатические отношения между СССР и Японией, и на следующий год после смерти художника. Сам по себе ценный подарок может служить наглядным свидетельством того, какое важное значение советское руководство придавало отношениям с Японией. Однако в Государственной Третьяковской галерее обращают внимание и на другие аспекты. «Художников наших тогдашние власти не ценили, и многое из их творчества попросту разбазаривалось», — посетовала сотрудница Отдела живописи второй половины ХIХ — начала ХХ века, высказав мнение о том, что для России картина Кустодиева, «видимо, утеряна безвозвратно».
Между тем, в результате попыток получить дополнительные подробности из российских источников выяснилось, что «Девушка на Волге» существует еще как минимум в одной, несколько отличной версии. На обеих картинах автор следовал своему правилу, гласящему, что настоящей красавицы должно быть много. Но если на картине, которая находится в императорском дворце в Токио, возлежащая на траве пышнотелая девушка с длинной косой — блондинка, то на другой — брюнетка. Во втором случае у ног красавицы свернулась отсутствующая в «японской» версии собачка. По-разному изображены на картинах и жанровые сценки на заднем плане.
От комментариев по этому поводу в Третьяковке воздержались, хотя и исключают возможность того, что правительство СССР могло подарить императору Хирохито не подлинник. Сделать же однозначное заключение относительно того, какая из картин первична, и идет ли речь об авторском повторении, по словам сотрудников галереи, можно будет лишь после проведения специального анализа.