Чтобы закрыть Григоровскую тему (временно?), не могу не сказать о неточности, которая «косвенно вкралась» в досконально уже изученную Н.А. Зонтиковым и Т.В. Войтюк биографию А.А. Григорова, – поэтому и нет работы этого автора (И.А. Едошиной) в Списке статей о жизни и деятельности известного историка и костромского краеведа на Костромке (см.: https://kostromka.ru/grigorov/).
В № 20 «Костромской старины» за 2007 год опубликована статья И. Едошиной «Источники и некоторые особенности поэтики “рассказа” Виктора Бочкова», в которой сказано: «Сохранилась фотография 1989 года (автор – А. Шикалов), года смерти великого труженика и печальника земли русской. На этой фотографии Александру Александровичу Б.К. Коробов, первый заместитель председателя Костромского горисполкома, вручает ленту “Почётный гражданин города Костромы”. За 85-летним А.А. Григоровым, руку которого жмёт Коробов, виден опустивший глаза Виктор Николаевич Бочков. Надо заметить, что фотография получилась неожиданно драматургически выстроенной. На первом плане – лепной профиль Григорова, голова в основном залита солнцем, но небольшая тень делает более рельефными складки возле плотно сжатых губ, подчёркивает вертикаль морщин на щеках. Лицо Бочкова находится в тени, он вроде бы улыбается, а вроде бы и нет. Григоров внутренне сосредоточен. Они и разделены, и рядом, потому кажется, звание почётного гражданина получает не только А.А. Григоров, но в его лице все причастные к краеведению исследователи.
Особый драматизм снимку придаёт 1989 год: Григорову оставалось жить несколько месяцев, Бочкову – без месяца два года. Но они об этом тогда ещё не знали. Они просто честно служили русской культуре» (С. 67).
К сожалению, красиво выстроенную автором картину разрушает «грубая» реальность: за Александром Александровичем стоит Юрий Алексеевич Артемьев – руководитель Отдела перспективного планирования строительства администрации Костромы, который умрёт через много лет после этого события. Почему он там оказался – об этом я расскажу, если когда-нибудь заставлю себя написать о моей работе в Фонде культуры.
А отношения А.А. Григорова и В.Н. Бочкова – насколько я знаю – в последние годы их жизни были прохладные.
* * *
Прошло почти 3 года, как я написала этот небольшой текст и 27.01.2021 г. выложила его в ФБ. Потом информация появилась здесь: https://xn--100-5cd3cmnarjl.xn--p1ai/korobov/istor-foto/arh-istodf, но без указания автора.
К настоящему времени я убедилась, что не стану писать о деятельности Костромского фонда культуры: неподъёмное для меня это дело – рассказать о 16-летней его истории. Богатый архив Фонда культуры был сдан мной в Государственный архив Костромской области (ГАКО), он описан, и будущие исследователи костромской истории и культуры, надеюсь, расскажут об этом лучше меня.
Но, чтобы не осталось интриги, дополню своё старое сообщение.
После того, как в 1989 году бюро Костромского обкома партии отказало в ходатайстве Фонда культуры в присвоении А.А. Григорову – в год его 85-летия – звания Заслуженного работника культуры (деятельность его носит «местный характер» – решило бюро), я написала новое – председателю Костромского горисполкома Э.В. Авхимкову, но уже о присвоении звания Почётного гражданина города Костромы.
Предвидя ту же историю, что и с обкомом партии, я позвонила в «город» и настоятельно попросила пригласить меня на будущее заседание горисполкома. Меня пригласили. Заседание вёл заместитель председателя горисполкома Б.К. Коробов.
Мне предоставили слово, и я рассказала вообще о роли рода Григоровых в истории и культуре Костромы и, конечно, о вкладе Александра Александровича. Меня поддержали только двое – Л.Ю. Орлов и Ю.А. Артемьев. И это неудивительно – не впервые ли присутствующие на заседании люди слышали эту фамилию?
С Леонидом Юрьевичем Орловым мне было всё ясно – он человек культуры, а Юрия Алексеевича я видела впервые, и мне было интересно, почему он «за Григорова».
Спустя некоторое время я зашла к нему в кабинет и спросила об этом (было мне ещё непривычно, что держался Юрий Алексеевич, в отличие от подавляющего большинства советских чиновников, очень просто), и он сказал – так мне помнится сейчас, – что с детства интересовался кораблями и хотел даже поступать в соответствующий институт, но что-то помешало (забыла – что; может, зрение?). Этот интерес сохранил он на всю жизнь и поэтому читал в костромских газетах статьи А.А. Григорова (все?) «на морскую тему».
Неудивительно, что он захотел увидеть Александра Александровича «вживую».
А.В. Соловьёва
11.11. 2023 г.