История создания и бытования церкви св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Богословской слободе в г. Кострома

Андреева Е.А.[1]

Церковь Иоанна Богослова в Богословской слободе
Церковь Иоанна Богослова в Богословской слободе

Среди древнерусских городов Верхнего Поволжья особое место принадлежит Костроме. В течение нескольких столетий Кострома была центром обширного края, простиравшегося от Вологды на севере до Ярославля на юге. В XVII в., после расширения территории Русского государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств и начало освоения Сибири) и активного развития экономических отношений, Кострома становится богатым торговым городом. По всей костромской земле ведется активное каменное строительство, привлекаются лучшие мастера близлежащих волостей и зачинается становление собственной художественной школы. В это время в городе были созданы выдающиеся памятники зодчества, станковой и монументальной живописи, многие произведения прикладного искусства, большая часть из которых сохранилась до нашего времени.

Костромские древности уже давно привлекают внимание многих исследователей русской культуры. На данный момент все сохранившиеся памятники древнерусской архитектуры Костромской области внесены в Перечень объектов культурного наследия РФ, но не все они подверглись детальному научному обследованию.

К числу таких мало исследованных памятников относится церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Богословской слободе в составе одноименного комплекса.

Церковь Иоанна Богослова входит в панораму правого берега р. Костромы, вместе с Ипатьевским монастырем, которая является частью подлинного исторического ландшафта г.Костромы, сохранившей свой первозданный облик с конца XVII в.

Данный памятник архитектуры до сего момента систематически еще никто не изучал, несмотря на свое значение в формировании историко-архитектурной среды города, и, несмотря на то, что ансамбль церкви является объектом культурного наследия федерального значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624. Уникальность этого памятника также состоит в том, что в церкви практически полностью сохранилась подлинная графья оригинальной фресковой росписи и также доподлинно известно время их создания и имена мастеров, выполнивших роспись.

1 Российская Академия Живописи, Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова в городе Москва, Россия.

Важно отметить, что полностью отсутствуют специальные исследовании по церкви св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Богословской слободе.

Таким образом, представленная статья является первым в своем роде наиболее полным исследованием истории создания и бытования церкви св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Богословской слободе г. Костромы.

Первая деревянная церковь Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Богословской слободе, согласно сохранившимся более поздним записям, была построена в 1562 году, по приказу и благословению митрополита Макария, вместе с деревянной церковью, посвященной святителю Николаю Чудотворцу. Невозможно сейчас судить о внешнем виде этих церквей, так как ни одно их изображение до нас не дошло. Из письменных источников известно лишь, что церковь Иоанна Богослова была шатровой, а святителя Николая Чудотворца — клетской.

Обе церкви сгорели в 1681 году, во время страшного пожара, причинившего огромные опустошения Костроме.

В 1681 году, сразу после пожара, по благословению патриарха Иоакима и попечением архимандрита Ипатьевского монастыря Антония, начали строить новую каменную церковь. Строительство церкви закончили к 1686 году. На оригинальном иконостасе церкви Иоанна Богослова сохранилась храмозданная надпись, фиксирующая информацию о времени и обстоятельствах сооружения здания: «Лета 7189-го зачата бысть церковь Божия каменная во имя святаго Иоанна Богослова при державе блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и повелением и по благословению Великаго Господина святейшего Иоакима патриаха Московскаго и всея России, повелением и по благословению и грамоте, радением и заводом бывшим архимандритом Антонином и служниками и слобожане и мысовыми и со всеми церковными людьми. Та церковь Божия Иоанна Богослова совершися в нынешнем во 195 году при державе Государех Царей и Великих Князех Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни Царевны Софии Алексеевны, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев тщанием и радением Ипатиева монастыря архимандрита Феодосия. Совершил и освятил церковь Божию Иоанна Богослова в нынешнем 195 году декабря в 11 день» [1].*

Первоначальная трапезная церкви не сохранилась, но в проекте перестройки из Костромского областного архива есть некоторые сведения о старой трапезной: « тяжелые своды на каменных столбах высотой около 4 аршин» [5].* В 1687 году завершается строительство шатровой

Здесь и далее: Прим. автора. Все надписи приведены в современной русской литерации.

колокольни. В Переписной книге церковной утвари Костромского Троицкого Ипатьевского монастыря за 1701 г. приводится следующая информация: «Церковь каменная во имя святого и славного апостола и евангелиста Иоанна Богослова о пяти главах деревянных а на главах кресты деревянныя обиты белым железом с трапезою а над входом что ходят в трапезу колокольня каменная круглая об одной главе обита черепицею а на главе крест железной корсунской с чашкою золочен местами а на колокольне шесть колоколов…» [17].*

По благословению Стефана митрополита Рязанского, в 1706 году к церкви пристраивают южное крыльцо и при трапезной устраивают северный придел св. Николая. В нескольких дореволюционных источниках также упоминается еще один придел при трапезной, освященный в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1780г.). Однако, в метрике от 1887г., составленной священником церкви Василием Спасским об этом приделе не сказано ничего, упоминается лишь придел св. Николая, отмеченный как южный. Анализируя фотографии церкви конца XIX в., Л.С. Васильев (автор проекта реставрации церкви Иоанна Богослова) приходит к выводу, что к трапезной был пристроен только придел св. Николая. «Свидетельство Спасского подтверждается фотографией 1896 г., на которой ясно видно, что конек крыши трапезной упирается не в середину колокольни, а значительно южнее, что может быть лишь при ассиметричном решении плана» [5].

Стенопись в интерьере храма выполнена в 1735 году за три летних месяца артелью костромских иконописцев во главе с Федором Логиновым. Время создания стенописи и имена исполнителей указаны в летописи на северной стене храма: «Бога Всеблагого в Троице славимого Отца и Сына и Святого Духа, всюду благость его излися, того убо благим хотением и церковь сия тезоименитая святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова стенным изографственным подписанием напи-сася в лето от сотворения мира 7243, от рождества же по плоти Бога Слова 1735 году месяца маия 6, а окончися месяца августа 2 чисел еди-наго лета при державе благостивейшия Государыни Великой Княгини Анны Иоанновны Самодержицы всероссийския правящу соборную и апостольскую церковь, Святому правительствующему Синоду, в бытность в Троицком Ипатском монастыре Архимандрита Никодима и тщаянием приходскаго человека Троицкого Ипатского монастыря стряпчаго Алексея Андреева сына Сысина, во славу Святой Троицы Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». На северной стене сделана запись об иконописцах: «Града (Костромы) трудившиеся изографы сте-фановский поп Федор Логинов с детьми Матвеем да Иваном, Яков Васильев, Егор Абрамов с сыном Семеном, Алексей Григорьев с братом Федором, покровский дьякон Федор Григорьев с сыном Иваном, Иван

Алексеев, Василий Иванов, Трофим Андреев, Леонтий Федоров, Осип Данилов, Федор Михайлов, Семен Степанов. 1735» [12].*

В 1765-66 гг. были построены в камне южная, восточная и северная стены ограды церкви, с коваными решетками оригинального и красивого узора и восьмигранными столбами.

Северные и восточные ворота выполнены в виде однопролетных арок с купольной кровлей и главкой на граненой шейке.

В эти же годы перекрывается кровля церкви черным железом, а главы — белым.

Западная стена ограды была устроена в 1811 г. и от других сторон отличается прямоугольной формой столбов и упрощенным декором цокольной стены. Железные решетки в ней устроены в 1907г. Ворота западной стены ограды выполнены в стиле классицизма. Это трехпролетная арка с парными колоннами на устоях проезда, луковичной главой на тонкой шейке над ним и круглыми главками над пилястрами по бокам калиток.

В 1884-85гг. проводилась «реставрация» фресковой стенописи церкви. Первоначальная стенопись была покрыта грубой корпусной темперной записью, но прописана в границах старого рисунка. Особенно груба синька фонов.

В Метрике за 1887 г., составленной священником церкви Василием Спасским также сказано, что: «…на церкви пять глав… Все они недавно покрыты были железом в коробку. Прежде главы были покрыты черепицею, остатки которых и теперь сохраняются. Кресты на главах восьмиконечные железные простой формы и вызолочены; все прикреплены к главам цепями» [5].

В 1901-01 гг. первоначальный объем трапезной, соединявший четверик с колокольней, сносится и на его месте возводится зимняя церковь из красного кирпича на цементном растворе, с перекрытием из кирпичных сводов по металлическим балкам и чугунным колоннам.

Для отопления зимней церкви сооружается подвал с калориферами. Одновременно перестраивается вход в колокольню, наличники оконных ниш на западной стене четверика разрушаются пробивкой дымоходов.

Кроме того расширяется проем из зимней церкви в четверик. Переделывается и южное крыльцо, западная стена которого заделывается новой пристройкой, в восточной стене закладываются проемы, а завершающий крыльцо фронтон заменяется аттиком, карниз которого увязывается с карнизом пристройки.

Перестройка была проведена под руководством инженера И.В. Брюханова. По свидетельству А.А. Чисаухина, работавшего в его мастерской, в восточной стене зимней церкви по бокам среднего проема

существовали две алтарные ниши с иконостасами, которые не сохранились до нашего времени.

Следует отметить, что пристройка зимней церкви велась без ведома Императорской археологической комиссии, с разрешения костромского епископа, заботившегося только о расширении площади «для удовлетворения богомольцев» [13].

Весьма красноречиво об этой пристройке писал архитектор Д.В. Милеев в своей докладной записке в археологическую комиссию от 14 июля 1912 г.: «.В недалеком прошлом церковь была обезображена возмутительной кирпичной пристройкой, для чего разрушена первоначальная трапезная и ее главка.» [14].

Немасштабное по деталям, громоздкое по размеру, здание зимней церкви поглотило нижний ярус колокольни, западный фасад четверика, значительную часть северного и южного фасадов четверика, нарушив очень цельный, масштабный и лиричный облик памятника с типичными для костромской архитектуры композиционными особенностями и деталями обрамления окон и порталов, карнизами и изразцовыми вставками [5].

В это же время в северо-западном углу ограды сооружается сторожка.

Неопределенно время и место первого захоронения на церковном погосте, но кладбище существует по сей день. На кладбище рядом с церковью находится могила Ф.А Голубинского (1797-1854), известного русского философа-богослова и метафизика первой половины XIX в., основателя первой в России системы теистической православнохристианской философии, создателя школы онтологии в Московской духовной академии.

Таким образом, можно констатировать факт формирования к началу XX в. церковного комплекса церкви Иоанна Богослова со сторожкой, северными, восточными, западными воротами, оградой и погостом.

Согласно клировым записям и статистическим описаниям, начиная с середины XIX вв. (более ранние не найдены) и до 1917 г., церковь Иоанна Богослова состояла в пятом классе церквей, причт которых получал из казны вспомогательные денежные оклады, по высочайше-утвержденному штатному положению, соответственно семи классам, к которому какая из них причислена. Штат церкви состоял из священника, дьячка, и пономаря; сверх штата в клире состояли: священник, диакон, дьячок, пономарь. У церкви были свои сенокосные земли. Приход храма со временем увеличивался: к 1917 г. составлял около 2 тыс. человек мужского пола и в два раза больше — женского.

После революции службы в храме продолжались. Однако в 1949 году приход разделил участь многих храмов и превратился в склад.

После основания в 1958г. Костромского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в Ипатьевском монастыре храм был передан в ведение музея-заповедника.

В это же время начинаются масштабные реставрационные работы в Ипатьевском монастыре. Проводится сбор информации и подготовка проекта реставрации церкви Иоанна Богослова. Автором исследования и проекта реставрации стал архитектор Костромской специальной научно-реставрационной мастерской Л.С.Васильев.

В реставрационном задании на выполнение исследовательских и проектно-реставрационных работ четко определено большое архитектурно-художественное значение Богословской церкви и ее теснейшая связь с объектом музейного показа архитектурно-исторического заповедника — Костромского Ипатьевского монастыря, что и предопределяло необходимость проведения реставрационных работ по данному памятнику [7].

На заключение были представлены все необходимые материалы для составления суждения о предполагаемых реставрационных работах: акт технического состояния памятника, обмеры, фиксация и описание зондажей и шурфов, копии архивных документов, проект реставрации и пояснительная записка к нему (в архиве хранятся не все перечисленные выше документы).

На основании проведенных исследований проектом предусматривалось проведение следующих восстановительно-реставрационных работ:

1. Удаление трапезной, возведенной в 1901 г. по проекту инженера Брюханова.

2. Восстановление первоначальной трапезной, разобранной перед возведением новой трапезной в 1901 г.

3. Понижение перекрытия основного объема храма.

4. Замена позднего покрытия глав черепичным — с изготовлением черепицы по найденным на памятнике древним образцам.

5. Удаление позднейших наслоений, искажающих первоначальный облик южной паперти.

6. Закрепление и расчистка фресковой живописи, украшающей интерьер четверика с 1735 г. и записанной в 1884-85 гг.

7. Проведение реставрации ограды церкви Иоанна Богослова.

Следует отметить, что ввиду ограниченных производственных

возможностей Костромской реставрационной мастерской, указанных в «Заключении №117-6-59 по проекту на реставрацию здания церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе в г.Костроме», реставрационные работы должны были быть сосредоточены главным образом на памятниках, находящихся в аварийном состоянии (Ипатьевский монастырь, Макарьевский монастырь, церковь в с.Красном, Паисиев мона-

стырь) и др., а работы по раскрытию первоначального облика здания церкви Иоанна Богослова на Ипатьевской стороне были отнесены на последующее время.

Таким образом, по данному проекту реставрации были проведены только следующие работы:

1. Воссоздана прежняя трапезная.

2. Восстановлено покрытие глав.

3. Восстановлено южное крыльцо.

4. Разобраны приделы храма.

5. Проведена реставрация ограды церкви (арх. К.Г. Тороп)

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года №624, комплекс церкви Иоанна Богослова с интерьером, воротами, воротами и оградой поставлен на государственную охрану как памятник архитектуры федерального (республиканского) значения.

В 1980-е годы проводились исследования в целях проведения реставрационных работ по сохранению стенных росписей храма [15], которые не были осуществлены.

До 1990-х годов храм стоял в лесах в запустении. В начале 1990-х годов приходскую церковь возродила монашеская община Ипатьевского мужского монастыря во главе с архимандритом Иеронимом. Некоторое время основная часть церкви была закрыта. После отца Иеронима наместником монастыря стал архимандрит Павел, который занялся воссозданием храма. За это время был восстановлен иконостас, устроен пол, проведено отопление от газовых котлов, сделана крестильная комната с баптистерием.

Были также укреплены росписи алтарной части храма. Укрепления проводились студентами — реставраторами из Санкт-Петербурга.

В начале 2000-х была проведена полная реставрация фресок алтарной части церкви.

В настоящее время церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова является приходской церковью. Настоятель храма — отец Димитрий.

В марте 2013 году начались реставрационные работы по восстановлению стенописи четверика церкви Иоанна Богослова. На момент завершения написания статьи были расчищены от поздних записей фрески столпов храма. Руководитель реставрационных работ: реставратор А.М. Малафеев.

Библиографический указатель:

1. Авдеев А.Г. Храмозданные надписи ХУІ-ХУІІ вв. Костромы и края // Костромская земля, вып.5. Кострома, 2002.

2. Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911.

3. Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Спб., 1863.

4. Васильев Л.С. Об архитектурном наследии Костромского края. Кострома, 2008.

5. Васильев Л.С. Пояснительная записка к проекту реставрации церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе г.Костромы. 1960.

6. Дунаев. Б. Кострома в ее прошлом и настоящем в памятниках искусства. М., 1913.

7. Заключение по исследованию и проекту реставрации памятника архитектуры XVII в. «Церкви Иоанна Богослова» в Трудовой (Ипатьевской) слободе г. Костромы, 1961.

8. Кудряшов Е.В. Костромское каменное зодчество XVII века. Его особенности и пути развития. Автореферат канд. диссерт. М., 1975.

9. Лукомские В.К. и Г.К. Кострома. Спб., 1913. (Репр.: М., 2002).

10. Миловидов И. Очерк истории Костромы с древнейших времен до царствования Михаила Федоровича. Кострома, 1885.

11. Памятники архитектуры Костромской области. Каталог, вып!. Кострома, 1998.

12. Покровский Н.В. Памятники церковной старины в Костроме, 1909.

13. Фотокопии переписки между археологической комиссией и костромской духовной консисторией. 1912.

14. Фотокопия «Докладной архитектора Милеева о переделках в церкви Иоанна Богослова» 14 июня 1912.

15. Химические анализы штукатурного основания, красочного слоя и связующих церкви Иоанна Богослова. Кострома, 1985.

16. Холмогоров В. Материалы для истории Костромской епархии. Вып.4. Костромская десятина жилых данных церквей 1628-1719 и 17421746 гг. Кострома, 1908.

17. ЦГАДА Монастырский приказ ф. 237 оп. I, ч. I, ед.хранения 34. 1701 г. Переписная (книга) церковной утвари Костромского Троицкого Ипатьевского монастыря, л.489-490 (копия для проекта реставрации 1961 г.).

Об авторе:

Андреева Евгения Алексеевна, аспирантка 1-го года обучения Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова в городе Москва, закончила РАЖВиЗ Ильи Глазунова в 2013 году, факультет искусствоведения, с отличием.

E-mail: manicomio91@gmail.com

 

Первоисточник (pdf)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.