I.
Общее желание.
Мысль о необходимости приступить к созданию в Костроме пышного Рабочего Дворца быстро стала популярной и к осуществлению ее уже сделаны первые шаги. Около (полудюжины инициаторов) этой необыкновенно простой идей объединяется довольно солидная группа людей, стремящихся скорее и скорее приступить к реализации «несбыточных мечтаний».
Весьма приятно засвидетельствовать такой факт и признать, что крайняя необходимость создания Костромского Дворца рабочих – действительно сознана многими. Сейчас мы переживаем такое время, когда достаточно что-либо признать за необходимость и сейчас же приступить к делу.
Фантазия и умеренность.
Ученые колпаки скептически улыбнутся над этой затеей.
Умеренные аккуратные сверх-чиновники всерьез считают, что Кострома не доросла еще до создания прочного моста через Волгу.
Где же ей задаваться такими целями?
Но … поступим по обыкновению: перешагнем через умеренность и будем дерзать.
Массовое творчество.
По мысли инициативной группы Дворец должен быть грандиозен, великолепен, пышен, прост, обширен и общедоступен, т.е. он предназначался для многотысячной толпы.
В рабочем Дворце следует сосредоточить все, чем жив и прекрасен человек: науку, удовольствие, искусство, отдых, развлечение, спорт…
Понятно, что такое дело не может, не должно быть поручено одному человеку, хотя бы нашелся Растрелли или сам Леонардо.
Наш «Дворец» будет строить народ, т.е. масса.
Массовый архитектор, массовый скульптор, массовый художник и т.д.
Получится нечто вроде огромного хора или тысячного оркестра, когда величественность исполняемой вещи слагается из усилий и стараний сотен и тысяч людей.
Каким представляется Дворец?
Я назвал бы будущий Рабочий Дворец – Рабочим Городком. Такой обширной представляется мне его площадь.
О внешности сказать сейчас трудно. Грандиозное здание в три-четыре этажа должно быть улыбчато-радостное.
Большие зеркальные стекла окон точно сверкающие алмазы, вправленные в гигантские глыбы ярких белых камней. Плоская крыша должна быть одухотворена четырьмя круглыми вышками, стоящими по углам в вознесенным превыше всех зданий города.
Особенно важен вход «подъезд» во дворец.
Современные архитектора поразительно бездарны по части дверей возводимых зданий. На них не обращают внимания. А между тем как это важно. Главный вход зданий – все равно, что руки у человека.
Между тем у нас в больших городах нет хороших входов. Зимний Дворец «безрукий».
В Петрограде на Невском стоит чудесный дом Вавельберга в стиле возрождения, а ее Дворец Дожей Венеции. Но, Боже, какая «дверь». Точно в курятник.
* Статья в газете «Северный рабочий» /№ 374-от 24 октября 1918 г.
В нашем «Дворце» главные двери должны быть великолепны…
Все здание утопает в красивой зелени обширного сада, который скрывает все «службы», второстепенные постройки главного здания. Перед фасадом строгий стильный цветник.
Важно уметь выбрать место для постройки.
Прежде всего необходим берег Волги или Костромы – реки. Клуб–Дворец будет иметь «яхт-клуб», т.е. в нем следует приучать трудящихся ко всякого вида водному спорту.
Плавание, гребные гонки, парусные яхты, байдарки… Зимой ледяные гигантские горы, катанье на коньках.
Вокруг Дворца образцовые сады, цветники, плодовые деревья, показательные огороды, пасеки.
Здесь будут работать наши товарищи, члены – Рабочего Клуба-Дворца.
На территории клуба необходимы футбольные и теннисные площадки, крокет, «городки» и т.д. т.п.
Здесь же должна быть создана огромная детская площадка, со всеми предусмотренными наукой и опытом приспособлениями и развлечениями.
Внутренность.
Клуб-Дворец имеет, свой театральный зал, небольшой, интимный, волнующий мягкими тонами и задушевностью.
Огромная аудитория, напоминающая Колизей. Здесь происходят собрания, устраиваются грандиозные концерты.
Эта аудитория пусть вмещает 7-8 тысяч человек, т.е. четвертую часть всех членов клуба.
Необходим хороший зал для кинематографа.
Далее следуют мастерские в студии. Их будет много. Большие залы для выставок.
Много внимания уделяется библиотеке. Масса книг, хорошо распределенных по отделам. Много читален и кабинетов для серьезных занятий.
Прекрасная обширная буфетная и т.д.
В одной из вышек, которые будут украшать крышу здания, можно устроить обсерваторию, в другой метеорологическую станцию.
Как будем строить.
Для совершения такого обширного и важного дела требуются усилия многих людей. Все нужно продумать, все рассчитать, все предусмотреть. Сколько потребуется затратить средств.
Для того, чтобы такую большую работу легко было выполнить – необходимо ее разложить на долю многих.
Хорошо было бы сейчас же привлечь человек 200 к делу. Пусть они разделяются на несколько трупп и примутся в отдельности за особую работу.
Подыскание земли.
Несколько человек, хорошо знающих город, займутся изучением тех участков земли, которые наиболее подходящи для занятия их под постройку.
Следует точно подсчитать количество десятин, потребных для Рабочего Городка, со всеми «службами». Весьма важно выбрать удачный пункт города для того, чтобы эта местность удовлетворяла не только всем требованиям плана, но и соответствовала будущему росту города и всем вытекающим из этого факта обстоятельствам.
Выработка стиля.
Несколько человек пусть займутся изучением внешности лучших зданий Европы. Следует просмотреть Дворцы, Соборы, общественные здания. В зависимости от результатов исследования и в полном соответствии с работами группы, подыскивающей землю, и будет выработано задание для проекта стиля. Конечно, если лицо дома обратится к Волге – один проект, в обратную сторону – другой.
По обсуждении всех подробностей – объясняется всероссийский конкурс с определенными заданиями, как на внешний фасад, так и на важнейшие залы и на внутреннюю распланировку.
Внутреннее устройство.
Отдельная группа займется изучением существующих Рабочих Дворцов. Следует воспользоваться опытом Брюссельских и Венских товарищей, которые давно уже владеют этими сокровищами. Все, что у них есть лучшего – мы можем взять себе. Недостающее – добавить. Этой группе предстоит больше всего затратить внимания, ибо есть такая уйма всяких мелочей, которые легко могут ускользнуть из человеческого предвидения.
Финансы.
Если сейчас можно считать обозначенными до полумиллиона рублей в фонде постройки, то нужно увеличить эту сумму по крайней мере в пятьдесят раз. Для этого необходимы весьма сложные действия. Нужно развернуть агитационную работу не только на всем пространстве губернии, но даже выйти за пределы России.
Пусть весь пролетариат примет участие в создании русского чуда. Сейчас можно уже сделать многое. Предстоящие октябрьские торжества подогреют настроение масс и можно будет устроить всенародный сбор. Он даст немного, но привлечет большое внимание. Организация финансовой стороны – дело сложное, и поэтому следует приняться за него немедленно.
Приступив к делу, жизнь сама укажет, что нужно будет предпринять.
Мало по малу в работу втянутся подлинные рабочие массы.
А как только совершится столь важное – дело обеспечено полным успехом.
ЭМ. – ЭС
(Н. Степанов).
II.
Как строить рабочий дворец.
Общественные здания капиталистической эпохи казарменны, неуютны, удивительно безстильны и безвкусны.
Во всех из чувствуется нудный, безрадостный труд того каменщика «в фартуке белом», который строит – в стихотворении Брюсова – тюрьму для своих же братьев-рабочих.
Во всех виден труд без вдохновения, создание без творчества, работа из-под палки, работа из-за куска хлеба.
Рабочий Дворец, который предполагается создать без в г. Костроме, должен быть радостным творением всех рабочих и всех крестьян Костромской губернии.
Он должен быть построен с начала до конца коллективно всей рабочей массой.
Сотни тысяч трудящихся губерний должны обдумать план стройки, стиль здания, внутреннее устройство дома; десятки тысяч должны принять участие в заготовке материалов для Рабочего Дворца, в образовании мощного денежного фонда; тысячи рабочих рук объединенных в идейные трудовые артели, должны будут распланировывать отведенный для него участок земли, закладывать фундамент, возводить стены, украшать здание.
Все многогранные требования человеческой души, все потребности человека должны найти самое максимальное удовлетворение в будущем Рабочем Дворце.
Мысль о нем должна не оставлять ни на минуту ни одной головы рабочего: к Рабочему Дворцу должны протянуться лучшие струны рабочей души и в этой массовый творческий порыв, это коллективное устремление к одной цели – создаст чудо красоты и искусства.
Отчего так величественно-массивны Египетские пирамиды и обелиски?
Отчего так грандиозны и чудесны готические соборы средневековья, в горячем религиозном порыве устремившие в небо все свои строгие линии?
Оттого, что Египетская народная масса обожала своих фараонов, верила в их неземное происхождение и видела в них истинных небожителей.
Оттого, что вся душа средневекового человека рвалась к небу от земной печали и слез; оттого, что радостями и надеждами церковной молитвы жили миллионы людей…
Наши радости и надежды все лежат на земле – здесь создать «царствие небесное» – такова многомиллионная воля трудящихся всех стран.
И пусть в нашем Рабочем Дворце найдет себе выражение эта воля всех трудящихся Костромской губернии: будем терпеливо и радостно строить наш храм – наш Рабочий Дворец, так же терпеливо, как древние Египтяне строили свои пирамиды, так же радостно, как верующие христиане средневековья строили свои готические храмы.
Тогда наш Дворец затмит своей красотой и своим величием и египетские пирамиды и готические храмы.
В. Невский.