Архитектурные памятники истории и культуры в Костроме
Это одна из древнейших улиц Костромы, которая начала застраиваться, вероятно, со времени возникновения города. В XIII в. она уже сложилась как улица в своей начальной части (от ул. Молочная гора до ул. Пятницкой). В XVII в. этот начальный участок до двух деревянных церквей — Успенской и Рождества Богородицы, стоявших на берегу Волги приблизительно в створе современной Комсомольской улицы, назывался Набережной улицей.
Недалеко от Успенской церкви находилась небольшая Рыбная слобода, в которой жили ловцы, поставлявшие рыбу к царскому двору. У самой Волги был садок, в котором держали рыбу, и ледник. В 1778 г. слобода причислена к городу. От Успенской церкви к Ипатьевскому монастырю вдоль речного берега шла “Екиманская” ул. (другое название — Набережная), имевшая, в основном, транспортную функцию. В XVIII в. отдельные отрезки улицы именовались по существовавшим здесь церквям: Архангельская Набережная — по каменной церкви Архангела Михаила 1745 г., находившейся вблизи у. Молочная гора. Недалеко от нее стояла также каменная Преображенская церковь, сменившая в 1702 г. две древние деревянные церкви — Преображенскую и Петра Митрополита. Отрезок улицы вблизи Успенской церкви (возведена в камне в 1786 г.) назывался Успенской Набережной.
В регулярном плане 1781-1784 гг. трасса улицы была, в основном, сохранена, лишь выровнена красная линия. Улица предназначалась под каменную застройку и получила название Верхней Набережной.
Улица проходит вдоль берега Волги от центральной части города до ул. Депутатской. В соответствии с регулярным планом она начиналась от ул. Молочная гора, в настоящее время охватывает один квартал за ней. Она является одним из важнейших градостроительных элементов Константиновской части Костромы. Ее застройка в большой мере определяет облик парадной панорамы города со стороны Волги. Это обусловило появление здесь целого ряда представительных по архитектуре зданий, а обелиски Московской заставы (№ 3 Б — 5 А, Б) служат своего рода пропилеями въезда в город, намечая центральную ось всей планировки Костромы. Имевшиеся на улице в конце XVIII — первой половине XIX вв. отдельные производственные здания (полотняная мануфактура, кожевенный завод) которые размещались на территории усадеб купцов Стригалевых (№ 14), Набатовых (№ 24), к середине XIX в. перестали существовать. Однако в 1870-е гг. на берегу Волги, по сторонам Успенской церкви, были построены лесозаводы Набатова (ныне АО “Фанплит”) и Бычкова (ныне АО “Костромамебель”), которые несколько ослабили прежний представительный характер набережной. Промышленный элемент в ее облике усилили строения водопроводной (1869-1870 гг.), фильтровальной и электрической (1912-1913 гг.) станций (№№ 1 А, Б — 3 А).
С середины XIX в. на улице возникают учебные заведения, разместившиеся, в основном, в перестроенных старых домах: в 1857 г. — женская Григоровская гимназия (№ 18/2), в 1867 гг. — духовная семинария (№ 14-16), в 1860-х гг. — городское училище (№ 20/1), в 1901 г. — торговая школа (№ 24).
На всем своем протяжении улица имеет одностороннюю застройку. Исключением служат лишь водопроводная, фильтровальная и электрическая станции, составляющие второй ряд в квартале за ул. Молочная гора.
Комплекс состоит из каменных, преимущественно двухэтажных сооружений, определяющих крупный масштаб застройки улицы. Стилистическая характеристика отличается большим разнообразием. Здесь представлены постройки переходного стиля от классицизма к барокко (№ 10), раннего (№ 22) и позднего (№№ 26, 48) классицизма, эклектики в ее различных вариациях (№№ 24, 14-16), кирпичного стиля (№ 2), модерна и неоклассицизма (№ 1 А, Б — 3 А). Выразительностью своей архитектуры выделяются дом А.И. Солодовникова (№ 26), дом Набатова (№ 24) и духовная семинария (№ 14-16).
В послереволюционные годы были снесены культовые постройки на всей протяженности улицы, что значительно обеднило выразительность и силуэт всего комплекса застройки. В 1925 г. Верхне-Набережная ул. переименована в ул. 1 Мая. К настоящему времени практически весь комплекс жилых и общественных зданий на ней сохранился, однако значительный урон уличному ансамблю, как и всей волжской панораме города, наносит промышленная зона на берегу Волги, поглотившая последние три квартала улицы.
- Станции водопроводная, фильтровальная и электрическая — 3 четв. XIX — нач. XX вв.; ул. 1 Мая, 1 А,Б — 3 А
- Застава Московская — 1 четв. XIXв., нач. XX вв.; ул. 1 Мая, 3 Б — 5 А,Б
- Ночлежный дом Чернова — кон. XIX в.; ул. 1 Мая, 2